вторник, 5 октября 2021 г.

Как испытание штормом сменили тишь, гладь и Божья благодать - продолжение №2

Ужин, несмотря на шторм, прошел в оживленной обстановке. Никто не охал и не плакал, все за нашим столом были рады, что мы смогли отплыть и вполне доверяли капитану. Я к сожалению, увлекшись слушанием гитары, не слышала, что именно он говорил перед самым отплытием по радио. Но переданный мне смысл его слов касался того, что у нашего теплохода есть запас прочности  достойно перенести волну в 3 метра и к вечеру в параметры мы укладывались.

В этот вечер моя соседка надолго не задержалась в каюте своей подруги на шлюпочной палубе. Она была несколько напугана тем, что мы вышли в Ладогу во время шторма, так как впервые была в круизе. Я ей рассказала о том, как в первый раз побывала на Валааме во время  еще более сильного волнения на озере, как в морских круизах тоже дважды попадала в шторм. Она вроде бы стала спокойнее.

И тут она вдруг выскочила из каюты и куда-то отправилась, ничего не сказав. Я думала, что снова пошла к подруге на другую палубу, хотя уже было поздновато. Но когда она вернулась, то рассказала, что спешно отправилась в медпункт, так как обнаружила укусившего ее в ногу клеща, который уже оказался без головки...

Представьте - разбушевавшаяся Ладога, ночь и женщина, укушенная клещом. Оказалось, что в медпункте ей помочь не смогли, так как клещ уже сидел глубоко и у них не было нужного пинцета. Зато медработник ее убедила, что надо дождаться утра, когда мы должны прибыть в Свирьстрой и там уже ее отправят в травмопункт, где помогут и передадут клеща на исследование.

Как могли мы успокоились, попытались уснуть и на какое-то время это на удивление получилось. Но около часа ночи проснулись уже от такой качки, что наш теплоход переваливался с борта на бок как скорлупка. В окно периодически били струи воды, телевизор показал, что мы плывем еще по Ладоге в направлении впадения в нее реки Свирь.

Моя соседка совсем запаниковала и тут я вспомнила о купленной книге "Старый Валаам" и стала читать ей вслух отрывок о том, как писатель в молодости также преодолевал на небольшом судне штормовую Ладогу. Там все закончилось хорошо, и она, уже собравшаяся одеваться, чтобы выйти в коридор , надев спасательный жилет, согласилась этого не делать. Выпили также по моему предложению по таблетке корня валерианы и вскоре все же уснули.

Через час качка уменьшилась и постепенно прекратилась - я поняла, что мы вошли в Свирь.

Проснувшись утром, моя соседка по каюте уже без ужаса в глазах вспоминала свои вчерашние страхи по поводу шторма. Но ведь опасности от укусившего ее клеща никто не отменял.

Накануне вечером мы получили в каюту корабельную газету, в которой сообщалось, что мы должны прийти на завтрак к 7 утра, а в  8 утра мы прибываем в Свирьстрой, где нас будут ждать автобусы для перевозки всех желающих на экскурсию в Александро-Свирский монастырь.

Сейчас вот подумалось - самое время было помолиться, поблагодарить Господа, что мы избежали беды на Ладоге.

Во время завтрака мы прошли шлюз.

А вскоре мы уже могли выйти на пристань поселка Свирьстрой.

Едем по Лодейнопольскому району, переезжаем по мосту реку Свирь.

Я в этих местах бывала неоднократно и в круизе, и сухопутно, а назначенный нам к осмотру монастырь посещала не менее 5 раз.

По двум последним фото видно, какой сильный дождь сопровождает нас в пути к монастырю.

А мне вспоминается моя первая поездка в этот монастырь в далеком 1998 году. Тогда меня неожиданно пригласили поехать в паломнический тур в этот монастырь. Я не стала отказываться, хотя точного представления о том, чем он может отличаться от обычной экскурсионной поездки, тогда не знала.

Поначалу удивило то, что выехать мы должны были ночью, причем это был ноябрь. Оказалось, что мы должны были прибыть к началу утренней службы, чуть ли не в 5 утра. Дорога дальняя, кажется мы ехали тогда через Лодейное поле, так что к началу службы немного опоздали, но все же на ней выстояли, помолились, исповедались и причастились.

И вот именно тогда нам разрешили подойти к мощам Александра Свирского, которые покоились в Преображенском храме. Страждущих было очень много, очередь была внушительная, но я достоялась, и до сих пор помню руку святого с сохранившимися ногтями, прикрытую покровом схимы голову и почему-то мне теперь кажется, что была приоткрыта тогда и часть ступни...

Из той поездки помню, что все тогда говорили и о чудодейственном песочке из близлежащей часовни.

Теперь самое время коротко сообщить, кто же такой Святитель Александр Свирский. Нам о нем начали рассказывать еще на Валааме.

Преподобный Александр родился 15 июня 1448 г. в небольшом селе Мандера на реке Ояти в Новгородской области. Родители его - Стефан и Васса - были небогатыми, но благочестивыми крестьянами, которые назвали сына Амосом и дали ему христианское воспитание. Он рано узнал о Валаамском монастыре, часто размышлял о нем и однажды встретился с несколькими иноками этой обители. Воодушевленный беседой с ними, Амос решил посетить "Северный Афон". Перейдя реку Свирь, он шел по берегу обширного Рощинского озера и вдруг услышал таинственный голос, возвестивший ему, что в будущем на этом месте он создаст обитель. Когда же Амос прибыл на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александра в 1474 г. Было ему тогда 26 лет.

В 1485 году святой вспомнил указанное ему место на юго-востоке, на берегу реки Свири и отправился туда.  Хижину свою преподобный поставил на берегу Рощинского озера. Здесь он провел в полном уединении несколько лет. Постепенно вокруг хижины прп. Александра начала складываться обитель. На 23-м году поселения преподобного в пустыни явился ему большой свет и Александр увидел трех мужей, сошедших к нему. Из их уст святой услышал повеление: "... созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, единосущной Троицы".

Впоследствии на этом месте была воздвигнута часовня. И ныне верующие забирают с собой с этой освященной земли песочек как благословение Божие, чтобы рассыпать его крестом на родных могилах, освятить им свои земельные участки.

Скончался прп. Александр 30 августа 1533 г., 85 лет отроду,  согласно предсмертному его завещанию он был погребен близ церкви Преображения Господня по правую сторону от алтаря. В 1547 г. Александр Свирский был причислен к лику святых.

А дальше начались чудеса.

По прошествии 107 лет и 7 месяцев со дня кончины прп. Александра, в апреле 1641 г., игумен Свирского монастыря Авраамий с братией, намереваясь строить над его могилой каменную церковь согласно царскому повелению, разобрали ветхую церковь во имя преподобного, где находилась и гробница, поставленная над его телом.  Лопата одного из монахов ударилась о крышку гроба  Лишь только открыли верхнюю доску гроба, как  по воздуху разлилось благоухание: одежды на лежащем в гробе - мантия и схима - были целы, тут же лежал и деревянный посох. Тело оказалось не истлевшим, а из-под покрывавшей лицо материи была видна часть бороды. Это были мощи прп. Александра. Сообщили об этом царю Михаилу Федоровичу и в 1644 г. святые мощи были переложены в драгоценную раку, пожертвованную монастырю по личному распоряжению царя.

Это все я и услышала во время первой поездки в этот монастырь. А потом еще были посещения нового монастыря - Покрово-Тервенического, входящего в состав названного.

В 2004году вовремя уже упоминавшегося здесь круиза нас из г. Лодейного поля повезли в монастырь Александра Свирского. И если с Преображенским храмом я была уже знакома, то входящий в его состав Троицкий храм и монастырь во время поездки 1998 года был еще в ведении психиатрической лечебницы, затем был от нее освобожден и вот как он выглядел 17 лет назад. И для сравнения рядом буду ставить последние фото

Ещё при жизни основателя обитель складывалась как два связанных друг с другом, но независимо расположенных комплекса (отделения): Троицкого с братскими кельями и Преображенского — рядом с кладбищем. Их связывает дорога, идущая вдоль озера.

Звонница построена в 1646 году

Троицкий собор возведен в 1695—1697 годах

Покровская церковь

Небольшая каменная Покровская церковь с трапезной в Троицкой части — наиболее древнее строение обители. Она была построена при участии самого Александра Свирского в 1533 году на пожертвования царя Василия IIIЦерковь с трапезной и звонницей выполнена в Новгородском стиле.

В Троицком
 соборе (1694-1698),который заменил храм 1533  года и был  построен костромскими мастерами, в интерьере сохранились выдающиеся фрески 17о8-1713 костромской артели Леонтия Маркова,( новый иконостас)

Последние 2 фото мне кажется, явный новодел.

Так было в 2004-м.По уточненным данным лечебница покинула стены монастыря в 2009 году.

Еще виды Троицкого отделения, в которое мы пришли сразу, как только приехали на экскурсию в сентябре 2021 года, так как гид сказала, что там начинается служба и надо успеть зайти, а то потом там будет много верующих. И действительно, уже сложно было пройти по храму, я успела сделать пару фото, как на меня зашикала служительница, и мы даже не поняли, куда тянется очередь справа. Как позже оказалось, она-то и была к мощам Александра Свирского, которые в определенные дни переносят из Преображенского Собора в Троицкий.

Наш гид видимо сказала об этом невразумительно, никто из группы это не понял, а она спустя несколько минут вывела нас в галерею и стала продолжать рассказ под ее сводами и затем на улице под моросящим дождем.

Идем по дороге к Преображенской части монастыря.

Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца, 1797 год

Преображенский собор
и церковь Святых праведных Захарии и Елизаветы
1641—1644
1668

И
Колокольня 1903—1904

Фрески тут гораздо более поздние

Ну а для экскурсантов еще исполнили церковные песнопения

Ну а нам уже пора в обратный путь

Попался очень красивый отчет о поездке в этот монастырь. Может быть кому-то пригодится ссылка

Автобусы привезли вторую смену на экскурсию, а нас отвезли в Свирьстрой, где было еще время походить по туристским лавочкам. Красивая часовенка рядом с ними

А вот уже и наш теплоход виден

Дальнейший наш путь выглядел так

Следующая стоянка в Мандрогах - ее не отменили, несмотря на мою надежду миновать сие местечко. Дело в том, что я была там дважды и ничего меня там не прельстило. Остаюсь при своем мнении, что это типичный "а ля рюс" для иностранцев. Для наших сограждан это пикник в русской деревне.

На этот раз мы туда приплыли прямо к обеду с талонами - кем какой шашлык выбран и отправились сразу в длинные шатры, где на сцене уже готовились артисты, которых я  видела здесь в 2018 году, когда была в коротком круизе в Старую Ладогу.
Коллектив называется "Московское время" - раньше их было трое, сейчас к концу сезона один уже в отпуске. Наш кораблик был в этот день там единственный.
Николай играл самозабвенно, певица тоже была неплоха,

но в моем варианте - сколько же можно.

Видимо такое мое негативное в начале этой стоянки отношение к Мандрогам мне и вышло боком - я кое-что забыла в этом шатре, о чем скажу позже.

Пока слушали и обедали, выглянуло солнышко - впервые такое яркое за все время нашего круиза.
Тут даже я смирилась с этой стоянкой - так хороши были здесь краски осени.

Даже в пару лавочек зашла с их непомерными ценами.

Причудливые фасады,

а тут меня вдруг предложила сфотографировать какая-то женщина из Петрозаводска

А этот колоритный товарищ и впрямь как из 19 века

Эти домики помню еще из круиза 2004 года

В тут захотелось присесть и только тогда я обнаружила свою пропажу - туристическую сидушку, которую берут в походы. Осень ведь, просто так на скамейке сидеть холодно.

Пошла назад в шатер, где артисты сворачивали свои концертные принадлежности. Я сидела рядом со сценой, думала вдруг они слышали как спрашивали о владельце моей вещи. Нет - не слышали. Настроение вновь испортилось.

Но все же немного прогулялась в той части, где стоят перенесенные дома из северных деревень, но внутрь входить не стала.

А вот уже и рояль в кустах - наш Дмитрий Фурманов притаился. Солнышко уже уходило за тучи.

Пора было на теплоход - похожий снимок 2004 года есть в моем блоге.

И снова берега в золотой осени, правда уже в предвечерней дымке.

А день продолжается, на борту еще большая развлекательная программа. Но я к самодеятельности равнодушна.

Забыла, но кажется именно в этот день для нас провели собрание, где честно рассказали какие города  почему мы пропускаем. Кажется, я уже писала, что пропустили Вытегру, Череповец и Петрозаводск. Но ура - Кижи остались в программе, а добавили столь мною желанный Кирилло-Белозерский монастырь.

Так что программа следующего дня была очень желанной. И погода готовила нам подарок.