суббота, 16 октября 2021 г.

Нечаянная радость - Кирилло-Белозерский монастырь. Продолжение №4

Наступило 17 сентября. Программа была не самой насыщенной - первая половина дня на теплоходе и только в 13.30 мы должны были прибыть в Кузино.

Наша программа в этот день.


С утра можно было не торопиться  - завтракать до 9 утра, а потом спокойно полюбоваться пейзажами за бортом.




С утра радовало солнышко и была надежда посетить монастырь в хорошую погоду.




Но у меня в эти свободные от экскурсий и беготни часы зароились мысли о продолжении круиза. Ну раз уж так получается, что его продлили на 1 день и предложили всем желающим без доплаты остаться на корабле, я стала думать, как мне разобраться со своими послекруизными планами.

Если приплыть в Нижний Новгород вместо 19 сентября - 20 сентября в 16 часов, то в этот день у меня останется всего несколько часов на прогулку по нему. При этом я еще хотела посетить музей в Кремле.

 Отель был забронирован на одну ночь с 19 на 20, и его надо было перебронировать и оставаться на следующий день -  21 сентября и менять билет на поезд . В таком случае у меня этот день оставался на музеи, столько желанные для посещения.

  Если же выйти с корабля в Городце 19-го, трансфером добраться до НН, то ничего менять было бы не надо, но... День для осмотра музеев выпадал на понедельник, когда все музеи закрыты и поезд у меня был в этот день в 19 часов.

Пока размышляла и пыталась посмотреть варианты обмена билета - а их на нижнюю не боковую полку оставался всего 1, и отель уже не предлагал тот же номер, правда предлагал другой за ту же примерно цену, на небе появились тучки и стало прохладно находиться на палубе.






Пришлось спуститься в кафе Шоколадница и продолжить размышления там. В намерении задержаться в НН и посмотреть его художественные музеи меня горячо поддержала приятельница, сама ярая поклонница круизов и музеев, буквально за неделю до меня побывавшая в этих местах с внучкой. Ее восторги экспозициями нижегородских музеев были более, чем обоснованными. И я написала по вотсап сыну о своем намерении продлить круиз на 1 день и с просьбой помочь мне в обмене билета на поезд.





Время до обеда еще оставалось, и я побродила по кораблю, фотографируя, как сказали бы в советские времена, наглядную агитацию. По этой карте наконец разобралась, какие города идут друг за другом в круизах по Волге.



И даже со шлюзами разобралась, увидев такую схему.

А это в очередной раз попавшаяся мне на глаза скорректированная программа наших заходов в порты в последующие дни.


Перед обедом мне дозвонился по вотсап сын и сказал, что он в принципе не против того, чтобы я продлила круиз на один день. И про замену билета он подумает. Но голос у него был почему-о очень грустный, я несколько раз спросила о причине такого настроения, и он сказал, что просто устал - много работы. В принципе работы у него всегда много, а еще двое деток и прочие заботы. Но мои вопросы о внуках, сказал, что все нормально... 

Как бы хорошо, если бы это было так. Но тогда у меня не было каких-то особенных предчувствий, тем более, что и внук писал, что у него все нормально. А когда дозвонился по вотсап, то тоже голос у него был почему-то грустный.

Оставив решение вопроса на другое время, пообедав в темпе, я вместе с другими круизерами  выбрала экскурсию в Кирилло-Белозерский монастырь и там уже думать - оставаться на корабле лишний день или не менять прежние планы, было просто некогда.
 
                
                                                            ххх
На 13.45 был назначен сбор групп на берегу для поездки в монастырь. В это же время начиналась альтернативная программа под названием "Застава князей Белозерских" с дополнительной экскурсией по гончарной мастерской". Сокруизница очень хвалила это действо, но я свой выбор сделала правильно.

Но погода к этому времени резко изменилась: нашли тучи, начал накрапывать дождь.

Ехали 25 минут.

Но пока вышли из автобусов, пока нас разбили на более мелкие группы, время шло и экскурсия началась в 14.30, а уже в 16.25 мы должны были быть на борту теплохода. Вот и  считайте сколько у нас было времени на экскурсию и самостоятельный осмотр.

Сейчас я даже удивляюсь, как нам хватило 1,5 часов увидеть и почувствовать уникальность этого северного монастыря.

Его стены напоминали кремлевские во многих городах.

Но начиналось все в этих местах задолго до их строительства.

Летом 1397 года на берегу Сиверского озера появились два инока московского Симонова монастыря — Кирилл и Ферапонт. Это место явилось Кириллу в видении в одну из ночей, когда он молился Божией Матери. Вскоре после этой удивительной ночи в Симонов монастырь вернулся монах Ферапонт, совершавший по указу архимандрита хозяйственную поездку на север. Кирилл подробно расспросил его о неведомом крае, особенно интересовало его, есть ли на Белоозере места, пригодные для пустынножительства. Ферапонт не только подтвердил, что таких мест достаточно, но и согласился сопутствовать Кириллу, поскольку давно имел желание уйти подальше от московской суеты.

Для поселения монахи избрали высокий холм на берегу Сиверского озера. На склоне этого холма выкопали землянку, в которой и прожили год. В 1398 году Ферапонт оставил Кирилла, ушел дальше на север, где облюбовал место для собственного монастыря, названного впоследствии его именем.

Такова предыстория создания Кирилло-Белозерского монастыря.

Уже при жизни основателя началось освоение двух близлежащих холмов на берегу Сиверского озера и строительство деревянных храмов, келий, служебных помещений, ограды, которые в последующие два столетия сменили каменные строения. Но местоположение основных монастырских территорий, собора, принципы формирования монастырского комплекса осуществлялись в строгом соответствии с местом, определенным некогда основателем.

Экскурсия началась в черте так называемого Нового города.



Стены возводились с 1654 по 1680 год, при этом была перестроена южная стена Малого Ивановского монастыря. Руководили стройкой Кирилл Серков, Семён Шам и Иван Шабан. Монастырь после завершения этой стройки превзошёл по размерам Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Средняя высота новых стен — 10,5 метров, ширина — 7 метров. Площадь составила 12 гектаров.

Мне очень понравилась Казанская башня с въездными воротами, увенчанная ангелом трубящим.



Казанская башня - одна из 13 башен, является первым архитектурным сооружением, которое встречается гостей при входе на территорию Кирилло-Белозерского монастыря. Она была построена в 1659 году, как часть территории Нового города, в виде квадрата высотой 37 метров. Свое название башня получила от Казанской церкви, которая была расположена недалеко за пределами монастыря. Над входной аркой башни можно увидеть сохранившиеся в кирпичных обрамлениях киоты и стенное письмо 1664 года, выполненное кирилловским старцем Феофаном Дерголобом.


Раньше при наступлении опасности въезд в монастырь можно было закрыть железной решеткой (герсой) и двумя воротами, снаружи окованными железом. До наших дней сохранились внешние ворота, а вот от решетки остался только паз шириною до 15 сантиметров, по которому и двигалась она.

При входе можно увидеть изображение Спасителя с преподобными Кириллом и Сергием Радонежским, а со стороны монастыря изображение Знамения Божией Матери.

А вот и Ангел крупным планом.

На вершине башни располагается флюгер конца XVIII – начала XIX вв в виде трубящего ангела размером с человека, что символизировало Страшный суд, время, когда ангелы, трубя, созовут души умерших и определится судьба каждой с учётом дел, совершённых в земной жизни. Ангел Второго Пришествия Христова призывает нас, пока есть время, на брань духовную, на брань незримую со всяким злом, нечестием и пороком. Ранее этот ангел располагался на Косой башне, через которую проходила дорога на Белозерск. После того, как проложили дорогу через Казанскую башню, перенесли и флюгер. В настоящее время на башне помещена копия флюгера того времени, так как первоначальный экспонат со временем обветшал и пришел в негодность.



А мы идем дальше. Попался в интернете такой вот снимок монастыря во всей красе. И его план стоило бы изучить заранее, хотя кто же знал, что нам так удачно в круизе сделают замену именно на него.

 
Подходим к святым вратам.

Святые врата являются одним из самых живописных архитектурных памятников Кирилло-Белозерского монастыря. Построенные в 1523 году, врата продолжают до сих пор удивлять яркостью красок и живописностью фресок и гравюр.

Вы только представьте, пишут, что  Роспись, как свидетельствует надпись на правой стороне малого пролета, была исполнена в 1585 году.


Наша гид почему-то почти не притормозила в самом пространстве между арками и сразу повела показывать наполнение самого монастыря. А  я только на обратном пути смогла подробно рассмотреть фрески и поразиться их красоте и сохранности.

НН


Но рассказать о них хочу именно в этой части повествования.

Конструкция Святых ворот представляет собой два сводчатых пролета - большой и малый. Большой пролет, более широкий и предназначенный для проезда, расписан в основном символическими и сюжетными композициями, представляющими собой трёхчастную структуру, то есть изображения располагаются на стенах и на центральной оси свода. На стенах малого, более узкого пролета, предназначенного для прохода, изображения представляют собой двухчастную структуру, расположенную на стенах и склонах сводов, оставляя свободной центральную ось, и составляющую единоличные композиции.




Основными сюжетами росписи являются изображения Божества в различных ипостасях, таких как Святая Троица, Саваоф, Христос, Святой дух, а также Богоматери, Креста и Небесных Сил. Отдельную группу составляют композиции, изображающие посвящения престолов монастырских храмов. Так же особенно выделяются единоличные композиции, составленные из фигур различных святителей, святых диаконов, преподобных. Особую группу среди них образуют московские, новгородские и местные (белозерские и вологодские) святые.

Очень понравились конфигурации полуколонн, их наверший и даже острых пик на ограждении, но расспросить об этом было уже некого и  некогда. 






А наша гид уже вовсю вещала о главных храмах монастыря.










Подробнее о них расскажу чуть позже, а пока идем вслед за гидом, чтобы сориентироваться в общей структуре этого великолепного северного монастыря.

Мы идем сначала направо от главной площади 

Трапезная палата с церковью Введения в храм

Поварня и поваренные кельи 16-17 века




Белозерская башня   (1667-1669)




А далее нас ведут через проход в стене на берег озера.

Уже при жизни основателя началось освоение двух близлежащих холмов на берегу Сиверского озера и строительство деревянных храмов, келий, служебных помещений, ограды, которые в последующие два столетия сменили каменные строения.

Большая Мереженная башня, построенная в 1667 году, является частью крепостной стены Нового города Кирилло-Белозерского монастыря и располагается на краю у Сиверского озера, и поэтому она использовалась для хранения рыболовных сетей, которые назывались «мережи», отсюда башня и получила свое название Мереженная. До строительства Нового города функцию хранения рыболовных снастей выполняла Малая мереженная башня Кирилло-Белозерского монастыря. Эту башню также называют Белозерская башня, так как с этой стороны из монастыря выходила дорога, ведущая в сторону Белозерска.

В настоящее время можно наблюдать, как башня заметно наклонена, и наклон башни и наклон столба со смотрильней не совпадают, хотя благодаря сужению ее объема внешние стены не выходят за пределы вертикали. Все это придает ей асимметричную "изюминку" на фоне остальных башен Нового города Кирилло-Белозерского монастыря.

На этом месте гид довольно долго рассказывала о рыболовном промысле монахов и других подробностях монастырской жизни. Я же сейчас должна определиться хотя бы с названиями башен. 

Итак, следующая башня.

В 1630 году в Вологодской области монастырские каменщики возвели Поваренную башню, которая прилегает к Большому Успенскому монастырю в составе Кирилло-Белозерского монастыря.



Далее в XVIII веке в 1761 году башню перестроили, т. к. скорее всего в фундаменте были найдены ошибки. Ее пристроили к стене с наружной стороны на берегу озера. Вход был пробит в кладке крепостной стены со стороны монастыря. Металлическую кровлю постройка обрела уже вместе с остальными башнями в 1834-1835 гг

Вход и подъем на башню для туристов закрыт, но на крепостные стены можно и нужно подняться за небольшую плату через Вологодскую башню



Поваренная башня выходит на берег Сиверского озера, являясь частью стены Старого города, обрамляющего Большой Успенский монастырь. Она находится напротив поваренных келий.

По-видимому, между 1621 и 1668 годами на длинном береговом прясле между Преображенской церковью и Чёрной башней была построена сравнительно небольшая (максимальная высота 9,5 м) прямоугольная боевая башня. Поваренная башня была целиком переложена в 1761 году.

Назначение башни было двояким: усилить фланговую стрелковую защиту прибрежной стены и подпереть её как контрфорс.




Возвращаемся во внутреннее каре и снова попадаем в ту часть монастыря, которая называется Старый город.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой




Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой была возведена в 1519 году на месте деревянной монастырской трапезной, возникшей у юго-западного угла Успенского собора. Одностолпная трапезная палата, перекрытая сводом с распалубками, с примыкающим с запада объемом келарской, являлась одной из крупнейших для своего времени. Это одна из самых ранних построек подобного типа. Она представляет собой единый комплекс, включающий в себя собственно трапезную палату, небольшую церковь, ряд хозяйственных помещений. Трапезная палата с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы относится к тому типу трапезных, когда объем церкви выделяется из общего объема здания.

Стройный граненый столп церкви соседствует с массивным объемом трапезной палаты.

У северного фасада, на месте первоначального крыльца, в XVI веке возникла просторная паперть с открытой аркадой. В XVII веке арки были заложены и паперть стала закрытой.

Перестройки первой половины XIX вв. сильно исказили первоначальный облик здания. Изменился силуэт завершения церкви (на месте первоначальных ярусов кокошников устроен купол), а также характер и конструкция кровли основного объема здания. Был разобран свод трапезной палаты и в 1859 году устроен колонный зал в стиле ампир, который был расписан около 1865 года. Живопись сохранилась до настоящего времени, фресковые росписи XVI века не сохранились. В это же время оконные и дверные проемы второго яруса были растесаны и получили новое столярное заполнение. Повторно был изменен характер оконных проемов в заложенных арках открытой галереи паперти.





Через арку в так называемом доме келаря - если судить по плану монастыря, мы проходим во второй двор Старого города.


Перед нами церковь Преображения, Водяные ворота

Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня находятся в средней части западной стены Большого Успенского монастыря (XVI век) примыкающей к Сиверскому озеру между Хлебной башней с севера и Свиточной башней с юга. И ворота, и церковь датируются XVI веком, но ворота были построены ранее.


Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня являются одним из самых запоминающихся архитектурных памятников при посещении Кирилло–Белозерского монастыря, особенно в летнее время, когда ворота открыты, и можно выйти непосредственно к Сиверскому озеру.Церковь была освящена в 1595 году. Она была построена местной артелью под руководством старца Леонида Ширшова. Это последняя каменная постройка в монастыре XVI века...


 три главы в завершении, пощипцовое покрытие алтаря, живописность несимметричной композиции, наличие в интерьере не четырех, а двух столбов, вследствие чего барабан сильно сдвинут к востоку. В XVIII веке завершение храма неузнаваемо перестроено. Церковь открыта в летнее время.





А мы по дорожке идем к следующей церкви с удивительным шатровым куполом, переходящим в главку на тонком барабане - это церковь Евфимия.

Больничная церковь преподобного Евфимия Великого была построена в 1653 году. Это одна из ранних больничных церквей, появляющихся в русских православных монастырях только с середины XVII века.

Основной куб этой церкви с алтарной апсидой до мельчайших деталей повторяют церковь епископа Епифания Кипрского. Но вместо перекрытия храма системой ступенчато-повышающихся арочек строители применили здесь каменный шатер на низеньком восьмерике. Венчающие церковь кокошники - типичное завершение кирилловских храмов – сплошь заполнены кирпичными узорами.

Первоначально шатер был открыт внутрь храма, но уже в XVII веке он был отделен от внутреннего пространства храма сомкнутым сводом. Прежде кровля была не четырехскатной, а по кокошникам, остатки которых видны в верхней части стен. Шатер еще в середине XIX века был покрыт не железом, а поливной гончарной черепицей. С южной стороны к церкви примыкает невысокая пристройка, сооруженная одновременно с самой церковью - трапезная. Над западной стеной трапезной возвышается небольшая настенная звонница на двух столбах, несколько напоминающая звонницы, сохранившиеся в Пскове и Новгороде. Трапезная соединялась переходом с каменными больничными палатами.


Прежде чем перейти к рассказу о главных храмах монастыря, необходимо рассказать биографию его основателя.


 Родился преподобный около 1337 г. и при рождении был наречен Козьмой. О родителях его почти ничего не известно. После их смерти опекуном его стал представитель одного из самых богатых и знатных московских родов Тимофей Вельяминов. Пишут, что Козьма приходился ему родственником.  По достижении совершеннолетия Тимофей Вельяминов назначил Козьму казначеем своего имения, но,должность казначея, хотя и была высокой, но все же относилась к категории слуг, поэтому он не оставлял мысли о пострижении в монахи. Козьме помог Стефан Махрищский – игумен монастыря в с.Махрищи, близ г.Александрова. Он определил Козьму в Симонов монастырь, где того и постригли под именем Кирилла. Было ему в тот период около 30 лет. Кирилл был отдан в послушание старцу Михаилу (будущий епископ Смоленский) и определен на работу в хлебню и поварню. Кроме того, ему поручали переписывать книги. Новый монах был замечен Сергием Радонежским, который при посещении монастыря первым делом шел в хлебню, чтобы побеседовать с Кириллом.

В Симонове монастыре Кирилл прожил около 30 лет и стал очень известен.
На Белоозеро Кирилл ушел с монахом того же Симонова монастыря Ферапонтом. Обоим было тогда около 60 лет. Путники обошли много мест, прежде чем Кирилл увидел с горы Мауры небольшой холм на берегу Сиверского озера, который ему очень понравился. Так в 1397 г. началось создание будущего Кирилло-Белозерского монастыря.
Вскоре к Кириллу присоединилось еще два монаха из Симонова монастыря – Зевезей и Дионисий.  К 1427 г. в монастыре было уже 53 человека. Начало быстро расти имущество обители. Всего сохранилось 25 грамот Кирилла.В монастыре велась переписка книг, неграмотных обучали чтению и письму. Рос монастырь, росла слава его создателя. Уважением к Кириллу прониклись сыновья Дмитрия Донского – Василий, Юрий и Андрей, с которыми он вел переписку.  
Кирилл Белозерский известен и как древнерусский писатель: он автор трех посланий князьям – сыновьям Дмитрия Донского, нескольких купчих грамот и, возможно, нескольких духовно-поэтических текстов. В Кирилло-Белозерском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике хранится подлинная, написанная на свитке духовная грамота (завещание) Кирилла.

Уже при жизни основателя началось освоение двух близлежащих холмов на берегу Сиверского озера и строительство деревянных храмов, келий, служебных помещений, ограды, которые в последующие два столетия сменили каменные строения.

Последние дни своей жизни прп. Кирилл провел в своей келье в полном молчании; ноги отказывались ему служить. В церковь братия приносили его на руках, однако же он не оставлял служения Божественной литургии и в последний раз совершил ее в день Святой Пятидесятницы. Скончался он на следующий день, в праздник Духова дня, 9 июня 1427 г., девяноста лет от роду, приняв Святые Тайны Христовы в минуту отшествия души своей от тела.

Теперь постепенно переходим к описанию главных храмов обители.

Первое здание Успенского собора было деревянным, его построила в 1397 году артель древоделов. Но так как церковь была небольшой и со временем обветшала, то после смерти Кирилла, во время управления монастырём игуменом Трифоном была построена новая Успенская церковь. Она была также деревянная и «украшенная иконами и иными красотами». Это здание сгорело во время сильного пожара между 1462 и 1497 годами.

Нынешнее здание Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря — одна из первых каменных построек в Белозерье, Каменный собор построенный в 1497—1498 годах под руководством зодчего Ростовского Прохора, сохранился до нашего времени.

Сейчас это комплекс храмовых сооружений.

Приделом собора является церковь, возведенная над могилой Кирилла Белозерского. К Успенскому собору пристроены сразу несколько зданий. С одной стороны — Владимирская церковь (1554г.) и церковь Епифания (1645г.), с другой — церковь Архангела Гавриила (1531—1534гг.), построенная на пожертвования Василия III, с гораздо более поздней колокольней, трапезная палата и Введенская церковь (1519г.), а чуть в стороне стоит шатровая церковь Евфимия (1653г.) со звонницей.

Как только нас отпустили на волю после экскурсии, я сразу пошла в этот комплекс и первой церковью, куда мне удалось зайти, была как раз церковь Кирилла Белозерского. Маленькая, скромная, я даже не сразу поняла, что именно в ней находится захоронение самого преподобного Кирилла.

 А это и есть именно та рака, где под спудом хранятся его мощи.

История ее строительства такова.

Возведение первой церкви Кирилла связывают с именем Ивана Грозного, точнее с его посланием в Кириллов монастырь, где он высказывает своё возмущение возведением церкви над могилой князя Воротынского, тогда как над могилой преподобного храма ещё нет.

Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1529 году этот правитель приехал в Кириллов монастырь с женой Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.

 Судя по следам на южной стене Успенского собора церковь была копией церкви Владимира, но была немного крупнее и с немного другой ориентацией арок, при этом церковь выдавалась за линию апсид собора. В описи 1773 года фигурирует каменная паперть с западной стороны, имевшая (по переписи 1773 года) деревянное перекрытие-накат. В описи 1773 года обращено особое внимание на плохое состояние храма, многочисленные трещины, что предполагало монастырской братией, если не перестройку церкви, то хотя бы ремонт.

На гравюре 1742 года видна старая церковь с 3 рядами кокошников


К 1782 году старая церковь была разобрана. Начата закладка новых фундаментов. Использовался старый очищенный кирпич. Убранство внутреннего интерьера церкви не сохранилось. Её резной иконостас был разобран и перенесен в церковь Иоанна Предтечи, где и находится до сих пор. Резной покров раки Кирилла утрачен. Крышка раки находится в Оружейной палате как ценный вклад. Роспись церкви была проведена в конце XIX века.



Итак, по летописным данным кирпичный храм над гробницей основателя монастыря впервые построен в 1585-1587 гг. В конце XIX в. в храме прп. Кирилла стены были «живописно расписаны священными картинами и украшены на масле орнаментом». В настоящее время храм является действующим.

А теперь история самого захоронения преподобного Кирилла Белозерского.

Захоронение Кирилла Белозерского расположено к югу от Успенского собора. Самые ранние сообщения о гробнице преподобного находятся в житии. Пахомий Лагофет проводит границу между гробом Кирилла (имея в виду, вероятно, раку) и гробницей, видимо, неким сооружением над захоронением (часовней). Как выглядел гроб – неизвестно, но уже над этим захоронением преподобного возлагались покровы задолго до строительства церкви. По их размерам можно установить размеры первоначальной раки. В собрании Государственного Русского музея хранятся два покрова: один (211,0×96,5) сделан по повелению Василия III в мастерской его жены Соломеи Сабуровой, второй (189,0×90,0) шит в 1555 году в мастерской Анастасии Романовны, жены Ивана IV.

Сохранились фото как выглядела рака преподобного в 1909 году.





Всего этого в церкви уже нет

В декабре 2012 года в церкви Кирилла  проводились раскопки, в ходе которых археологами  точно установлено место погребения преподобного Кирилла Белозерского в одноименном храме. В результате раскопок было выявлено пятно, представляющее собой, по-видимому, отпечаток более ранней раки, стоявшей на могиле уже в помещении церкви Кирилла XVI в.

В 2013 году новая позолоченная рака устроена непосредственно над могилой преподобного. Кроме того,  вблизи раки раскрыт арочный проем между Успенским собором и храмом преподобного Кирилла. В процессе работ была демонтирована старая деревянная колода проходной арки, разобрана кирпичная перегородка.  Это деревянная перегородка со стеклянными проёмами, выполненная по образцу конструкции XIX века.

Вспомнив, что гид говорила о стеклянном проеме между Успенским собором и церковью Кирилла Белозерского, я решила отправиться туда. Входные двери их рядом, а вот способ посещения разный. В Собор вход платный, но это меня не смутило и вот я уже вхожу под его своды, а там... фрески, фрески, Фрески.

Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря, построенный в конце 15 века, был расписан только в 1641 году. На стенах собора сохранилась следующая запись:... Подписывали иконное стенное письмо иконописцы Любим Агеев с тов[арищи]

Елепенков Иоаким Агеев, известный по прозвищу Любим Агеев, происходил из-под Костромы. В русском искусстве 17 века произошла смена прежних художественных центров. Одну из важнейших ролей в нем играли живописцы поволжских городов - Костромы и Ярославля. Многие из них работали по всей стране.





"Для исполнения этих громадных по объему работ (тысяч и тысяч квадратных метров живописи) создавались большие артели мастеров, работавших по принципу специализации: каждый мастер исполнял свой определенный этап работы. Один - главный мастер - знаменил, т. е. рисовал, создавал подготовительный рисунок будущих образов. Вслед за ним другие мастера раскрывали, т. е. раскрашивали основными цветами, писали одежды - пробела на складках, лики, наконец, орнаменты - "травы". Так создавалось большинство росписей того времени, что радикально отличает их от произведений предшествующих веков" - пишут на сайте
https://newsvo.ru/blogovo/95394


Любим Агеев был знаменщиком, т. е. главным, самым опытным мастером. Созданный под его руководством ансамбль относится к ранним образцам живописи 17 века - еще не столь многочисленным. В первой половине столетия интенсивность художественных работ еще не набрала тех темпов, которыми будет ознаменован зрелый 17 век. Это придает фрескам Кириллова ощущение некоторой свежести. Это искусство, еще не ставшее стереотипным, многократно тиражированным. В то же время фрески Кириллова были одним из значимых проектов в творчестве Любима Агеева, стоящим в ряду других его важнейших работ.







Отчасти нетривиальное впечатление от фресок Кириллова обусловлено архаичностью архитектуры храма, в интерьере которого преобладают цилиндрические своды, повышенные подпружные арки, сравнительно небольшие плоскости боковых стен и плавно переходящие в арки низкие широкие столбы.

западная галерея в 18 веке была разобрана и заменена новой папертью, от ее фресок остались лишь два кусочка на боковых участках восточной стены слева и справа от прохода в храм. Фрески заметно отличаются по рисунку и колориту от основной росписи храма




А здесь мне удалось прочесть надпись - погребение преподобного Кирилла

Уф, и это только фрагменты фресок, покрывающих стены собора, в котором я находилась совершенно одна. От обрушившейся на меня красоты я даже не сразу сообразила, что хожу по неосвещенному храму. Но свет шел от необыкновенно красивого иконостаса - настоящей сокровищницы Успенского собора.









Пока я бродила там одна в полумраке, пришла служительница и тут же включила свет. Иконостас прямо засверкал



До наших дней почти полностью дошёл пятиярусный иконостас Успенского собора XVIII века. Древние иконы этого иконостаса долгое время были разрознены. Из 60-ти уцелевших икон XV-XVIII веков 33 находились в Кириллове, а остальные — в Русском музееТретьяковке и Музее имени Андрея Рублёва. В начале апреля 2009 года последняя часть икон была возвращена в Кириллов.


Каменный собор Успения Пресвятой Богородицы - в основанном в 1397 году Кирилло-Белозерском монастыре – был выстроен за один сезон (пять месяцев) и освящён 8 сентября 1497 года. В том же 1497 году для собора были написаны шестьдесят икон – 24 “праздника”, 21 икона деисусного чина, 9 икон пророческого  и 6 икон местного рядов.

 Истинных имён иконописцев, как и страну их происхождения, установить до сих пор не удалось. Ни подписей, ни каких-либо архивных документов, позволяющих решить сию загадку, не сохранилось.
  На сегодняшний день из икон, написанных в 1497 году для иконостаса Успенского собора, за пределами Кирилло-Белозерского монастыря находятся: в Русском музее Санкт-Петербурга 15 икон; в Москве в Музее Андрея Рублёва  – 5 икон; в Третьяковской галерее – 3 иконы. Остальные (за исключением двух утерянных) - благополучно пребывают в Кириллове.
https://architectstyle.livejournal.com/394612.htm

Обнаружив, что до отправления автобуса остается всего 15 минут, я поблагодарив служительницу, пулей вылетела из Собора.

Но опять остановилась, поскольку увидела под ногами вот это.



Мостовая, ведущая от притвора Успенского собора ко входу в церковь Кирилла, была раскрыта в ходе работ по подготовке к празднованию 600-летия монастыря в 1997 году. Мостовая состоит из могильных плит, снятых с могил и уложенных как обычный камень. Часть надписей читается, часть стёрта, в том числе специально.

Первым обратил внимание на кощунственность использования могильных плит в качестве тротуара историк и археолог Константин Бороздин. В 1809 году он обратился к настоятелю монастыря с просьбой восстановить памятники. В ответ на эту просьбу с могильных плит были частично устранены надписи...

А мне пришлось уже совсем быстрым шагом пройти мимо здания Архимандричьих келий с музеем, куда нам даже льготный билет выдали на экскурсии. Нырнуть в святые врата и притормозиться там, чтобы сфотографировать чудесные фрески, которые я описала раньше. Пожалеть, что так  не попаду в надвратную церковь Иоанна Лествичника, не говоря о рядом расположенном Иоановском монастыре, на месте которого и находилась ранее землянка преподобного Кирилла в 1397 году. И много чего мы еще не увидели за 1,5 часа беготни в монастыре... 


Но зато я почувствовала главное - в этом монастыре забываешь о своих болячках, напитавшись его намоленной энергетикой, поразившись мудрости и простоте древнерусской архитектуры и великолепию его фресок и икон. Прощальный взгляд





Уже совсем на выходе попалась четкая схема монастыря


Почти бегу по красивой въездной аллее 

 

Вот и внешние святые врата с ангелом 

                               



Прощайте, великолепный северный монастырь. Я постараюсь сюда когда-нибудь вернуться.

Уже около автобуса я неожиданно за 5 минут купила то, что не попадалось на других остановках: давно искомую мною красивую деревянную не расписанную солонку себе, интересные игрушки внукам, да еще с их редкими именами и что-то еще из сувениров.

А дальше 20 минут в автобусе до причала, пробежка мимо сувенирных лотков, и мы снова плывем.



Жаль только, что заката красивого на сей раз не случилось. Зато какой красивый у нас был ужин.



Эта подача ризотто с грибами в такой оригинальной корзиночке нас порадовала. Директор круиза рассказала секрет - она сделана из рисовой бумаги. Но оказалось, это очень вкусно.

























Комментариев нет:

Отправить комментарий