воскресенье, 17 октября 2021 г.

Гимн городу в цветах и красках

 

Юбилейная выставка в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХ1веков

Кто только не воспевал наш славный город – поэты и писатели, художники и скульпторы, театральные деятели и фотографы и прочие, прочие. Свой вклад в это благородное дело вносит Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХ1веков, устроив великолепную выставку к 30-летнему юбилею своей богатой коллекции.



Как подчеркнула создатель и бессменный директор МИСП Марина Джигарханян, у них идет юбилейный год музейной коллекции, которой исполнилось 30 лет; «Весь этот год мы проводим выставки из нашей коллекции: две персональные уже состоялись, готовим выставку Ивана Петровского, погибшего на Ленинградском фронте, вдова которого передала нам полное собрание его наследия.  Сейчас проходит большая выставка на тему - Ленинградский пейзаж на протяжении ХХ века и следующая выставка будет из новых поступлений за последние 10 лет, которая откроется в декабре».


Борис Пиотровский и Марина Джигарханян на открытии выставки

Первый этаж музея встречает посетителей выставки, которая носит название «Стихи-я-Петербург» яркими картинами и стихами. Как гласит вступительный постер на стене, пейзаж города на Неве - это далеко не только видовое изображение, но сублимация живописных стихий. Особенность данной выставки в том, что она «построена не по хронологическому принципу, а исходя из художественной близости авторов произведений».




Открывает экспозицию первого этажа картина Анатолия Заславского под названием «Мотя, посмотри на Савельича», 2000, которая очень точно передает атмосферу петербургского дворика.


 А его «Автопортрет на фоне моста Петра Великого», 2013  трогательно узнаваем.




И там же, на мой взгляд, знаковая картина Игоря Петрова «Белая ночь. Львиный мостик», 2014, на ней не просто один из лучших уголков города, но и как будто знак именно этого музея, который расположен в нескольких шагах от знаменитых львов.





 А далее картина Петра Татарникова «Лебяжья канавка. Поздняя осень»,2014 – еще одно знаковое место Петербурга. И все они написаны в совершенно разной манере, но точно передают дух Северной столицы.

Неожиданно встречаешь городской пейзаж совершенно иного времени - «Знаменская площадь 1917 год», написанный Игорем Суворовым в 2007-м с памятником Александру 111 и знаменитой Знаменской церковью, которую взорвали, чтобы открыть станцию метро Площадь Восстания.


А рядом картина «Дворцовая площадь», 1988 Ефима Падве, с почти не тронутыми временем памятниками.

 Очень передает осеннее настроение картина Андрея Блиока «Дождик», 1994 и многие другие в окружающем ее пространстве.

Второй этаж выставки представляет картины художников, чьи судьбы затронула война. Часть из них написана в предвоенные годы, и они такие светлые, радостные, например «Александровский сад», 1941 Федора Певзнера, но когда видишь даты его жизни 1904-1942 становится больно.



А рядом работы Николая Лапшина «Адмиралтейство», 1940, «На перроне», 1939 и его скорбные даты 1891-1942.

 Их ровесник с такой же судьбой Иван Петровский, картина которого «Исаакий» написана в 1932-м, и очень известная его работа «Ленинград. Улица Ракова» - в 1938-м, а его не стало в 1941-м.

 

Если бы не война…

Экспозиция выставки «Стихи-я-Петербург» на третьем этаже музея просто сверкает разнообразием красок, оттенков, жанров.




Здесь с одной стороны знаменитые Митьки во главе с Дмитрием Шагиным или Вячеслав Михайлов с его отрицанием реализма в создании пейзажа, с другой стороны мягкие и лиричные картины Ирины Бируля «Моя слепая собака»,1986 и «Дождь над Александринкой», 1996.


 И совершенно особую ноту в экспозицию вносят три полотна Петра Конникова на боковой стене - «Грезы», 1997, «Птицы», 2010  и знаменитые ангелы над портиком около Гостиного двора.




Его слова в фильме, который создан специально к выставке и показывается здесь, такие: «Для меня этот город - Акрополь». Фильм, кстати, замечательный. Он есть на сайте музея

http://www.mispxx-xxi.ru/multimedijnyj-video-ekskurs-stihi-ya-peterburg-gorod-glazami-hudozhnikov/

Не удержалась и сфотографировала с экрана самих художников








Такие вот они разные, как и их картины.

Есть еще один фильм, который мне чрезвычайно понравился своей лиричностью рассказа о полотнах на выставке, и выстроен он как маршрут прогулки по Петербургу, используя представленные на выставке картины.

https://www.facebook.com/848387505215579/posts/4446086595445634/

Еще одни ангелы привлекают внимание на картине Александра Таубера, которая названа «Последняя работа Таубера», 1978.



А лично мне прямо-таки полюбился такой вот не совсем петербургский пейзаж – картина Виктора Данилова «С добрым утром», 1981. Для того и проводятся выставки, чтобы люди могли найти на них что-то созвучное их душам.

Ему даже отдельную станицу выделили в замечательном каталоге, посвященном этой выставке


А еще в этом музее очень выразительные окна и пейзаж городской за ними тоже как картина, да еще и вот в такой раме



Выставка «Стихи-я-Петербург» будет работать в стенах музея до 14 ноября 2021 года.
А завершить рассказ о ней хочется такими вот словами Н.С. Гумилева, приведенными на экспозиции





Комментариев нет:

Отправить комментарий