воскресенье, 24 октября 2021 г.

«Безымянная звезда» театра "АРТ"

 Какое сейчас время? Многие уж точно скажут, что отнюдь не романтическое. А если настроение такое и так хочется переместиться во времена и положения, где женщине могут поклоняться, даже несмотря на то, что она совершила неблаговидный поступок? В спектакле «Безымянная звезда» театра АРТ именно об этом идет речь.







Режиссер этого спектакля заслуженный артист России Александр Исаков давно задумался об этой постановке. Свой театр он создал в 2015 году из собственного курса в   Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (ныне РГИСИ). Курс был набран при Государственном бюджетном учреждении культуры «Петербург-Концерт». После окончания академии в 2015 году основная часть актеров во главе с мастером решили создать свой театр. Так появился Санкт-Петербургский государственный музыкально-драматический театр .

 


За 6 лет своей работы он выпустил 17 премьер, которые более 500 раз были показаны в Санкт-Петербурге и городах России.

Первый показ спектакля «Безымянная звезда» по пьеса румынского драматурга Михаила Себастьяна состоялся 15 июня этого года - в конце шестого сезона театра, и новый сезон продолжился премьерными показами 22-23 октября.





 По задумке режиссера первое действие спектакля, которое в соответствии с пьесой проходит на вокзале, показывается в стенах бывшего Екатерининского собрания Петербурга – в его красивом Белом зале, открытые двери которого на прекрасную беломраморную лестницу символически изображают выход на перрон вокзала. Гулкое эхо на лестничных пролетах отлично имитирует звуки на перроне вокзала, а само действие разворачивается перед зрителями в нескольких шагах от их кресел. Создается впечатление, что, находясь на вокзале, становишься свидетелем произошедшего.





 Все хорошо помнят замечательный фильм Михаила Козакова по этой пьесе, блестящее исполнение главных героев Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской и сравнение тут неизбежно. Причем вольно или невольно режиссер в чем-то внешне повторяет их образы – актер Никита Брусов, исполняющий роль героя, чем-то неуловимо похож на Костолевского, а у Евгении Глотовой в роли Моны прическа с мелкими кудряшками напоминает об образе, созданном Вертинской.



Но после первых сравнений начинаешь видеть и разительные отличия в интерпретации характеров героев. Если в фильме главный герой чистый романтик, то здесь он немного недотепа, живущий только интересами астрономии. Поначалу он и не помышляет ни о каком романе с красавицей, попавшей в нелепую ситуацию.



 Мона в этом спектакле не просто избалованная светская львица, но и просто несчастная, недоученная девушка, которая сталкиваясь с грубой действительностью, не только ищет как к ней приспособиться, но искренне влюбляется в полевые цветы и колодец под окном бедного жилища своего неожиданного возлюбленного.



Вспомним сюжет: провинциальный румынский городок начала ХХ века живет скучной жизнью, чуть ли не единственным развлечением в которой является прохождение шикарного дизель-поезда, следующего из Бухареста в Синай. Однажды он неожиданно останавливается на станции, так как нужно высадить безбилетную пассажирку, которой и оказалась Мона, красивая молодая женщина полусвета, от скуки севшая в поезд и пытавшаяся  расплатиться в нем за билет фишками из казино. Встреча на вокзале с романтичным учителем, который предлагает ей переночевать в его скромном жилище, могла бы стать определяющей для их судеб, но включаются законы мелодрамы и происходит то, что часто бывает в жизни – опускание с небес на землю.




 Мона в исполнении Евгении Глотовой красива, прекрасно держит себя с окружающими мужчинами, когда даже недалекий и нагловатый по жизни начальник станции в исполнении Кирилла Долгова становится вежливым и временами даже тактичным. Что уж говорить романтичном и галантном Марин Мирою, которого очень по-своему интересно играет Никита Брусов. А она все принимает как норму – поклонение, уважение и с распахнутыми глазами воспринимает незнакомую ей доселе действительность: лейку вместо душа, продавленный диван, заваленный книгами, собранные ею цветы в ведре.


Романтика заканчивается быстро – наутро ее находит в этом захолустье, как сейчас сказали бы, бойфренд в исполнении Михаила Глекеля, который убедительно рисует последствия ее поступка. Мона, избалованная прежней жизнью, то ли по своей недалекости, то ли от осознания, что рай с милым в шалаше – это далеко не ее вариант, уезжает с мужчиной, который на вопрос любит ли он ее, отвечает, что ему очень нравится входить с ней в роскошный отель, когда все оборачиваются им вслед. Его даже не сильно взволновала ее измена – ему Мона нужна как красивый и удобный аксессуар в его жизни. Все остальное создатели спектакля оставляют за кадром – как будет жить дальше учитель, в жизни которого Мона вспыхнула как и открытая им новая звезда в небе. А рядом по-прежнему будет мадмуазель Куку – его коллега по гимназии, сыгранная в этом спектакле с большой силой Верой Егоровой. Ее «синий чулок» - сухарь Куку не просто повелевает ученицами, но она явно влюблена в коллегу Мироу. И так лихо Вера Егорова кричит: «Стоять» - ученицам ли, своим молодым коллегам и другим персонажам пьесы, что понимаешь - у этой актрисы очень большой потенциал. Хочется посмотреть ее и в других ролях этого театра, а в интернете можно найти ролики с ее участием как солистки одной из групп.  


Убедительны и декорации спектакля «Безымянная звезда», созданные Александром Храмцовым как в Белом зале, так и в камерном Малом зале, где выполнена комната учителя-астронома, в окнах которой мерцают звезды, а телескоп не просто нелепо соседствует с лейкой, но и показывает, как трудно совместить в жизни высокие материи с бытом.



В очередной раз любовная лодка разбилась о быт - скажут скептики, а романтики воскликнут - но ведь это же было, было… Большая медведица на небе и безымянная звезда слева от нее, как большая любовь маленького человека на земле.









 

Комментариев нет:

Отправить комментарий