Какое сейчас время? Многие уж точно скажут, что отнюдь
не романтическое. А если настроение такое и так хочется переместиться во
времена и положения, где женщине могут поклоняться, даже несмотря на то, что
она совершила неблаговидный поступок? В спектакле «Безымянная звезда» театра
АРТ именно об этом идет речь.
Режиссер этого спектакля заслуженный
артист России Александр Исаков давно задумался об этой постановке. Свой театр
он создал в 2015 году из собственного курса в Санкт-Петербургской государственной академии
театрального искусства (ныне РГИСИ). Курс был набран при Государственном
бюджетном учреждении культуры «Петербург-Концерт». После окончания академии в
2015 году основная
часть актеров во главе с мастером решили создать свой театр. Так появился
Санкт-Петербургский государственный музыкально-драматический театр .
За 6 лет своей работы он выпустил 17 премьер, которые более 500 раз
были показаны в Санкт-Петербурге и городах России.
Первый
показ спектакля «Безымянная звезда» по пьеса румынского драматурга Михаила
Себастьяна состоялся 15 июня этого года - в конце шестого сезона театра, и
новый сезон продолжился премьерными показами 22-23 октября.
По
задумке режиссера первое действие спектакля, которое в соответствии с пьесой
проходит на вокзале, показывается в стенах бывшего Екатерининского собрания
Петербурга – в его красивом Белом зале, открытые двери которого на прекрасную
беломраморную лестницу символически изображают выход на перрон вокзала. Гулкое
эхо на лестничных пролетах отлично имитирует звуки на перроне вокзала, а само
действие разворачивается перед зрителями
в нескольких шагах от их кресел. Создается впечатление, что, находясь на
вокзале, становишься свидетелем произошедшего.
Все хорошо помнят замечательный фильм
Михаила Козакова по этой пьесе, блестящее исполнение главных героев Игорем
Костолевским и Анастасией Вертинской и сравнение тут неизбежно. Причем вольно
или невольно режиссер в чем-то внешне повторяет их образы – актер Никита Брусов,
исполняющий роль героя, чем-то неуловимо похож на Костолевского, а у Евгении Глотовой
в роли Моны прическа с мелкими кудряшками напоминает об образе, созданном
Вертинской.
Но после первых сравнений начинаешь видеть и разительные отличия в
интерпретации характеров героев. Если в фильме главный герой чистый романтик, то
здесь он немного недотепа, живущий только интересами астрономии. Поначалу он и
не помышляет ни о каком романе с красавицей, попавшей в нелепую ситуацию.
Мона в этом спектакле не просто избалованная
светская львица, но и просто несчастная, недоученная девушка, которая
сталкиваясь с грубой действительностью, не только ищет как к ней
приспособиться, но искренне влюбляется в полевые цветы и колодец под окном
бедного жилища своего неожиданного возлюбленного.
Вспомним сюжет: провинциальный
румынский городок начала ХХ века живет скучной жизнью, чуть ли не единственным
развлечением в которой является прохождение шикарного дизель-поезда, следующего
из Бухареста в Синай. Однажды он неожиданно останавливается на станции, так как
нужно высадить безбилетную пассажирку, которой и оказалась Мона, красивая молодая
женщина полусвета, от скуки севшая в поезд и пытавшаяся расплатиться в нем за билет фишками из казино.
Встреча на вокзале с романтичным учителем, который предлагает ей переночевать в
его скромном жилище, могла бы стать определяющей для их судеб, но включаются законы
мелодрамы и происходит то, что часто бывает в жизни – опускание с небес на землю.
Мона в исполнении Евгении Глотовой
красива, прекрасно держит себя с окружающими мужчинами, когда даже недалекий и нагловатый
по жизни начальник станции в исполнении Кирилла Долгова становится вежливым и
временами даже тактичным. Что уж говорить романтичном и галантном Марин Мирою,
которого очень по-своему интересно играет Никита Брусов. А она все принимает
как норму – поклонение, уважение и с распахнутыми глазами воспринимает незнакомую
ей доселе действительность: лейку вместо душа, продавленный диван, заваленный
книгами, собранные ею цветы в ведре.

Романтика заканчивается быстро –
наутро ее находит в этом захолустье, как сейчас сказали бы, бойфренд в исполнении
Михаила Глекеля, который убедительно рисует последствия ее поступка. Мона, избалованная
прежней жизнью, то ли по своей недалекости, то ли от осознания, что рай с милым
в шалаше – это далеко не ее вариант, уезжает с мужчиной, который на вопрос любит
ли он ее, отвечает, что ему очень нравится входить с ней в роскошный отель, когда
все оборачиваются им вслед. Его даже не сильно взволновала ее измена – ему Мона
нужна как красивый и удобный аксессуар в его жизни. Все остальное создатели
спектакля оставляют за кадром – как будет жить дальше учитель, в жизни которого
Мона вспыхнула как и открытая им новая звезда в небе. А рядом по-прежнему будет
мадмуазель Куку – его коллега по гимназии, сыгранная в этом спектакле с большой
силой Верой Егоровой. Ее «синий чулок» - сухарь Куку не просто повелевает
ученицами, но она явно влюблена в коллегу Мироу. И так лихо Вера Егорова кричит:
«Стоять» - ученицам ли, своим молодым коллегам и другим персонажам пьесы, что
понимаешь - у этой актрисы очень большой потенциал. Хочется посмотреть ее и в других
ролях этого театра, а в интернете можно найти ролики с ее участием как солистки
одной из групп.

Убедительны и декорации спектакля «Безымянная
звезда», созданные Александром Храмцовым как в Белом зале, так и в камерном
Малом зале, где выполнена комната учителя-астронома, в окнах которой мерцают звезды,
а телескоп не просто нелепо соседствует с лейкой, но и показывает, как трудно
совместить в жизни высокие материи с бытом.
В очередной раз любовная лодка разбилась
о быт - скажут скептики, а романтики воскликнут - но ведь это же было, было… Большая
медведица на небе и безымянная звезда слева от нее, как большая любовь маленького
человека на земле.
Комментариев нет:
Отправить комментарий