суббота, 4 декабря 2021 г.

Нижний Новгород - дождливый и музейный

Окончание сентябрьского круиза СПб-НН

Вот и наступил последний день моего речного круиза - 20 сентября. День дополнительный, подаренный нам круизной компаний из-за задержки штормом на Валааме.


Так я и не попила чай и кофе "Для ранних пташек" в кофейне- кондитерской, но исключительно по свой лени и совиному складу. Не сходила за весь круиз и на  "7 минут утренней йоги" и зарядку, по еще большей нелюбви к этим делам. Зато еще до завтрака почти собрала чемодан.

Надежды на  такую же подарочную погоду как была накануне в Городце, к сожалению, не оправдались - погода была пасмурной, временами дождило.


А мы все еще стояли на рейде напротив Галанино-Городца.


Завтрак был назначен с 8.30 до 10, поэтому народ тянулся на него неспешно. Да и было нас в то пасмурное утро на борту Фурманова чуть больше 40 человек.



Сфотографировала в ресторане Волга на шлюпочной палубе почему-то только салаты - видимо потом пошел народ. Надо отметить, что к ассортименту была только она претензия - весь круиз из фруктов были только яблоки и апельсины. В остальном было приемлемое разнообразие.


За нашим новым столом оказались две приятные собеседницы из Нижнего Новгорода, которые повспоминав недобрый словом штормовую ночь на Валааме, с чувством стали рассказывать о родном городе.

После неспешного завтрака с интересными разговорами я отправилась в кинотеатр - он тоже есть на Фурманове. Вернее в конференц-зале опускают экран и  можно смотреть фильмы. В этот день показывали "Конек-Горбунок", который я не успела посмотреть с внуками. 



Но меня начало фильма не впечатлило, и  я отправилась прощаться с теплоходом.
На солнечной палубе было довольно мрачно и холодно.



Перешла в закрытые помещения погреться.

Вот мы уже доплыли до проблемного шлюза, из-за уровня воды в Волге в этом месте у него периодически нарушается пропускная способность.


Перед нами еще один кораблик - кажется, Сергей Кучкин. Мерзнущая на палубе девушка как-то умерила мой пыл для выхода на воздух, и я осталась в тепле.



Но вот ворота шлюза открываются и первый пошел,




а за ним двинулись и мы.



Кильватерный след, конечно "пожиже", чем у морских лайнеров, но все же есть. Это я уже вышла на палубу после обеда, который был с 13 до 14 часов, и довольно вкусный. Но я, наученная прошлым опытом разрядки смартфона в самый неподходящий момент, не стала тратить зарядку на фото еды - во время обеда фотоаппарат благополучно заряжался в каюте, где уже в полной собранности были чемодан и сумка.



А вот уже показался и Нижний Новгород. Знакомые по фото очертания храма Александра Невского.




Название мыса при впадении Оки в Волгу выделено теперь крупно: Стрелка.


А это уже берег с Речным вокзалом и Кремлем







Надо сказать, что побывать в Нижнем Новгороде мне хотелось давно и отчасти именно этот маршрут круиза был выбран из-за него, чтобы можно было немного там задержаться и посмотреть то, что хочется.




А это знаменитая Чкаловская лестница, которая также давно привлекала мое внимание, но только в плане полюбоваться ею, и уж не как не подниматься по ней наверх. На ней долгое время проводились реставрационные работы к юбилею НН, а сейчас она уже во всей красе.






Мы сначала проплыли чуть дальше нее, хотя наш причал №10 был ближе, а потом уже начали швартоваться.



Пора было за чемоданом в каюту. Не могу вспомнить, предлагалась ли заранее помощь, чтобы выйти с чемоданом на берег. Запомнилось, что по трапам и через стоящий на пути к причалу теплоход рядом со мой шли люди с чемоданами.
Но проверила по бумажной тудейке - оказывается, желающие могли заполнить спецбланк на ресепшен и их чемоданы от каюты донесли бы до площадки на причале. И действительно, какие-то чемоданы там уже стояли, когда мы выходили, но под начинающим накрапывать дождем.

А пока я сижу рядом с ресепшен, с теплотой вспоминаю, как девочки распечатали здесь мне новый билет на поезд и ваучер в отель. Вообще, все просьбы исполнялись сразу и с доброжелательной улыбкой. Правда это далеко, до владельца одного отеля в Вене, который говорил: "Мы здесь, чтобы решать ваши проблемы", но в целом хочется сказать, что лично мне сервис на теплоходе Дмитрий Фурманов понравился. Даже негативный отзыв о директоре круиза Игоре Волкове, прочитанный мною при подготовке к круизу, мне показался уже не очень справедливым. Здесь на все наши просьбы он откликался с неизменным вниманием, шутил и честно предоставлял информацию. Он же был и последим из организаторов круиза, которого я видела на берегу - даже извинился, что лестница от причала на набережную очень крутая.



Так что прощай кораблик, круиз закончился, пора окунуться в сухопутную жизнь. А она начиналась с мрачной и дождливой погоды.

ххх

Многие из прибывших в НН на нашем теплоходе вызвали такси, но до моего отеля от этого места - если по прямой было метров 600, а главное все равно надо было подниматься на верхнюю набережную, и я решила, что доеду на автобусе. Там всего 3 остановки. Подниматься от причала до дороги было непросто даже с моим небольшим чемоданчиком, и потом еще пришлось пройти метров 200, но нужный автобус пришел быстро и через 10 минут я была около отеля.

Слишком добрых слов он в целом не заслуживает, но удобное расположение - до Музея Рукавишниковых 200 метров, до Музея западного искусства 300, до Нижегородского Кремля 400 метров, меня очень устраивало. Но тащить чемодан пришлось на 2-й этаж - лифта нет, завтрак в цену не входил, но она была приемлемой, в номере было чисто и даже была в нем совсем не нужная мне вторая комната.
Широкая кровать с множеством подушек была в принципе удобной, но в целом мебель в номере была расставлена как-то странно, что не создавало уюта.



 А это вторая смежная комната, в которой стоят только раскладной диван и маленький столик.

 
Ванная комната вполне ничего



Я только переоделась, немного разложила вещи и проверила почту. Если около 16 часов мы причалили, то в начале шестого вечера я вышла уже на прогулку. От отеля до Верхне-Волжской набережной один короткий квартал - 3 минуты даже моим шагом.



А это уже НГХМ- музей западноевропейского искусства, куда я намерена пойти на следующий день. 

Прекрасное здание построено купцом Сироткиным, памятник которому стоит напротив.


А в музее выставка: Каналетто, Гварди и другие венецианские художники 18 века из собрания ГМИ им. Пушкина.




Еще одно красивое здание на набережной. Дождя уже нет, но пасмурно, да и до заката уже недалеко.


Угловое здание с красивой колоннадой.

А напротив памятник Чкалову.

Слева от которого угловая Георгиевская башня Нижегородского Кремля,

 а за его спиной та самая знаменитая Чкаловская лестница, по которой я не стала подниматься от причала.

 



И тут слева от лестницы я как раз и увидела тот самый причал и два теплохода рядом с ним.

Приблизила как могла и тут только осознала, что второй от берега это, видимо, наш Дмитрий Фурманов.


Буквально на моих глазах он начал отчаливать.




И вот уже он набирает ход снова в сторону Городца, где как раз заканчивает навигацию и будет в отстое до следующего сезона.
Вот так сюрприз: довелось попрощаться с уютным корабликом и с этой высокой точки.

Ну а мне пора к следующей точке осмотра - в Кремль. Ровно напротив через площадь такое вот монументальное здание.


Первой в Кремле попалась такая подсвеченная инсталляция. Видно время - 18.28, как раз завершается закат.


В Нижегородском кремле холодным вечером 20 сентября 2021 года.
Спасская часовня

Памятный крест на месте утраченного Спасо-Преображенского собора.


Отлично подсвеченная Соборная колокольня смотрится очень эффектно. Это новодел, часы зазвонили только 31 декабря 2020 года.



На закате было очень холодно и спускаться вниз к Волге мне совсем не хотелось, тем более, что в Кремле в этот час было довольно безлюдно.






Но юбилейные даты светятся.

Я решила, что в этот холодный вечер Кремля с меня пока хватит - у меня ведь был еще почти целый день 21 сентября. И отправилась на расположенный прямо напротив Кремля главный променад НН - это Большая Покровская улица.
Все красиво подсвечено, но я сильно устала и далеко не ушла.


Нижегородский городничий в бронзе


Вернулась на площадь Минина и Пожарского  отправилась к своему отелю на ул. Минина, до которого от Кремля одна остановка.

А там была мягкая кроватка, прекрасно оборудованная ванная комната, чайник мне был выдан в номер.


Так что  ужин с купленными очень вкусными пирогами и остатками корабельной роскоши вполне удался. Интернет был устойчивый в номере - что еще нужно самостоятельному путешественнику.

ххх
День последний - три музея за 8 часов это много или мало?

Таким вопросом я задалась в этот ветреный и дождливый день, покидая теплое нутро отеля на ул.Минина. Перед этим я позавтракала в номере остатками от вчерашнего ужина, собрала и оставила чемодан на ресепшен и двинулась в сторону Верхне-Волжской набережной.

Первым на моем пути был музей "Усадьба Рукавишниковых", и я сразу посетила бы это красивое здание, но он начинал работать с 11 часов, а мне было жаль терять время.

Я решила посетить его во второй половине дня, перед тем, когда вернусь в отель за чемоданом.



Тем более, что второй интересующий меня музей - НГХМ - западное искусство также находится на этой же улице. И он как раз работает с 10 часов.


А ждали там посетителей сразу несколько прекрасных выставок. Первая - выставка полотен Тьеполо, Каналетто, Гварди и картины венецианских мастеров 18 века из собрания  ГМИИ им. Пушкина.



Жилой усадебный дом является памятником архитектуры федерального значения и настоящим украшением города. Дом был построен в 1916 году по проекту архитекторов братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных в подражание стилю неоклассицизм. Особняк стал их первой самостоятельной работой. Строительство продолжалось 635 дней. Было задействовано 24000 рабочих

 Вхожу через красивейшую дверь в вестибюль и покупаю билет. По пенсионному удостоверению он стоит 150 рублей.

Сразу на первом этаже выставка №2 - "Мадонны Рафаэля - репродуцированные эстампы с картин великого мастера Возрождения"










Там же на первом этаже выставка одной картины, предоставленная Эрмитажем " Мадонна Делле Грацие" Лоренцо Лотто.




Вволю налюбовавшись этими шедеврами, поднимаюсь по красивейшей лестнице бывшего особняка купца Дмитрия Сироткина и как тут снова не вспомнить историю этого здания.

...перед архитекторами стояла очень сложная задача – построить здание, которое по планировке, системе освещения, вентиляции, и другим параметрам одновременно подходило бы для жилого дома и для музея. Важен был при строительстве и стиль архитектуры, который также выбирался с учетом назначения здания. Своей парадностью и презентабельностью неоклассицизм более всего отвечал желанию заказчика, который надеялся разместить здесь впоследствии музей. Так впоследствии и произошло. 


На первом этаже особняка, в левом крыле находились контора и кабинеты. Рабочие помещения намеренно были расположены отдельно, только в одном крыле, не перекрывая вестибюля и парадной лестницы, поскольку во время светских приемов и званых вечеров гости не сразу шли на второй этаж в парадный зал, а могли проводить время в бильярдной, которая находилась в правом крыле. Поднимаясь по парадной дубовой лестнице (она практически полностью сохранилась), гости сразу же оказывались в парадном зале.


По какой причине  эти красивые бюсты находятся в столь непочетном месте - почти под исторической лестницей, я поняла не сразу - но три выставки, посвященные 800-летию со дня основания Нижнего Новгорода, заставили  работников музея временно освободить свои залы под бесценные экспонаты.

А на стенах лестницы висят такие полотна. 




Второй этаж поражает великолепием помещений.

Второй этаж отличается от первого анфиладной планировкой — комнаты прислуги, столовая, зал-гостиная, кабинет, личные покои хозяев, ванная комната и две спальни располагались здесь друг за другом. Во всех помещениях особняка сохранились дубовые филенчатые двери с латунными ручками и дубовые оконные рамы с медными ручками. На потолке столовой сохранилась роспись, выполненная Александром Весниным. Композиция включает аллегории стихий, изображенных в виде Олимпийских богов, и аллегории времен года.




Но долго любоваться этой красотой было некогда - все внимание бесценным полотнам великих итальянских художников.


 Джандоменико Тьеполо


Камин особняка Сироткина











Среди картин не только виды Венеции, но и Рима.
Бернардо Белотто "Вид Римского форума", ГМИИ им. Пушкина



Из того же собрания: Бернардо Белотто "Вид замка Кенингштайн", 1764


И очень узнаваемая "Пьяцца Навона", запечатленная Белотто в необычном виде - когда вся площадь была залита водой. Я как-то писала в одном из своих отчетов здесь в блоге по какой причине она была скрыта водой. 
Отрадно, что это картина принадлежит самому Нижегородскому музею.


Здесь рассказывается, что в начале 1930-х годов эта картина была передана НГХМ.


А его же "Пьяцца Ротонда с видом на Пантеон" принадлежит ныне ГМИИ, а все они когда-то составляли собственность  Нарышкиных.



От прекрасных полотен этой выставки меня неожиданно отвлекла одна деталь интерьера
Эта дверь и куда-то ведущие за ней помещения, ступени разбудили мое воображение и мне уже казалось, что за ней может скрываться либо потайная винтовая лестница, либо вообще лифт, ведущий вниз. Экскурсии по музею в этот день не предполагалось, но приятная женщина-смотритель развеяла мои предположения, сказав, что это здание в ходе нескольких реконструкций перестраивалось и теперь уже не выяснить, что там было изначально.



И все же , по ее словам, здесь были личные помещения владельцев особняка и разделяла их такая вот движущаяся перегородка
Она и сейчас может опускаться, перегораживая соседние помещения, в одном из которых и находится загадочная полукруглая дверь... Хотелось бы разгадать эту тайну, но пока  мне это не под силу.

Но это еще не все в этом музее. Есть и чуть ли не главное его богатство, не очень по теме сочетающееся с направленностью этого здания музея. Это обновленная экспозиция зала К.Е. Маковского с его знаменитой огромной картиной 
"Воззвание Минина".

На сайте отеля сказано, VR-технологии и классическое искусство объединены в одном пространстве, чтобы посещение музея стало запоминающимся и полезным. 

«Воззвание Минина» (1896) — гордость не только Нижегородского государствеенного художественного музея, но и всего региона в целом.
Она является самым большим по размеру (698×594 см) станковым произведением в отечественном искусстве, написанным на историко-патриотическую тему. Произведение посвящено знаменательному событию в истории города и всей страны — созданию Нижегородского ополчения, спасшего в 1612 году Москву и всю Русь от иноземных захватчиков. В центре полотна — земский староста Кузьма Минин, призывающий сограждан отдать деньги и имущество ради освобождения Отечества. 
Специально для картины К. Е. Маковского «Воззвание Минина» установлено современное музейное освещение с заливным светом. Это инновационная система, разработанная для освещения масштабных произведений искусства. Новое освещение позволит разглядеть  детали картины.

 И далее зрителей приглашают посмотреть уникальную VR-экспозицию, разработанную нижегородской компанией. Оказавшись в специальной зоне, зрители могут виртуально погрузиться в картину и встретиться с художником Константином Маковским в его мастерской. 

Мне выдали такие вот очки, провели одну в большой зал и я погрузилась в 3Д технологии, где нажимая на кнопки знакомилась с основными персонажами картины художника и слушала в наушниках рассказ о них.


 А потом с вами "беседует" и сам художник, рассказывая о картине. Можно приблизить и все детали его мастерской, при этом  действительно создается ощущение, что ты там находишься.
Но виртуальная сказка закончилась, и я вышла изн музея, честно признаться, немного обалдевшая. Жалела только об одном, что со мной не было внуков, которых эта виртуальная прогулка, думаю, очень порадовала бы.

Ну а я пошла дальше по уже знакомым местам: Верхне-Волжская набережная, Чкаловская лестница с уже другими теплоходами,

и совсем рядом уже Кремлевская стена


 с так понравившимися мне скамейками, где очень уместно упоминание о недавнем юбилее Нижнего Новгорода.

Но мне некогда прохлаждаться, так как у меня на очереди еще 2 музея, и я спешу в следующий.  Это тоже НГХМ, но уже корпус на территории Кремля, который называется Нижегородский государственный художественный музей (русская и советская живопись). И первый зал, куда я попадаю, это зал иконописи.



 
Он небольшой, но там прекрасно представлены иконы разных эпох. Хотя на сайте музея сказано, что
Коллекция древнерусской иконописи НГХМ насчитывает около 500 экспонатов. В ее основу были положены два известных в России частных собрания, сформировавшихся в конце XIX – начале XX века: собрание Григория Прянишникова (Городец) и Дмитрия Сироткина (Нижний Новгород). В музейную коллекцию вошли также произведения из уничтоженных или закрытых после 1917 года храмов и монастырей.



В зале рядом располагалась выставка местного художника Владимира Никонова.


Но меня как магнитом тянула другая, очень масштабная и резонансная выставка "Русская классика. Нерассказанные истории", приуроченная к 800-летию города. 



















Хорошо узнаваемые картины, в том числе и предоставленные Третьяковской галереей, но в большинстве своем из фондов НГХМ, очень порадовали.

 А на третьем этаже в момент моего посещения размещалась основная экспозиция этого музея и кого там только нет: Тропинин, Айвазовский, Саврасов, Шишкин, Репин, Васнецов, Серов, Нестеров, Серебрякова, Кустодиев, Рерих, Малевич, Кандинский - вот далеко не все выдающиеся художники, полотна которых представлены в собрании музея.
Лестница на 3 этаж и направо залы с великолепными портретами разных эпох.







 Никак не ожидала увидеть здесь оригинал "Кружевницы" В. Тропинина 





 Эту картину я тогда увидела в Нижегородском музее,
 а двумя месяцами позже на выставке у нас в Манеже


А тут еще и Репин - вариант знаменитой картины


 И Саврасов...


 Я уже не говорю о целом зале полотен Айвазовского.



 Вышла на лестницу просто ошеломленная таким великолепием Нижегородского музея.

Чего я, к сожалению, не могу сказать о его сайте. Чтобы уточнить информацию, решила посмотреть на нем архив выставок, а его там и нет.... Только новости и довольно куцая информация о фондах. Не зря в отзывах на карте гугла неоднократно можно прочесть обиженные замечания о сайте при восторженных откликах о самом музее.

Вот и информацию о самом здании музея - бывшем доме губернатора пришлось почерпнуть не на их сайте, а в отзывах на карте гугла


Губернаторский дом был построен в 1835-1841 гг. и с тех пор повидал немало любопытного. В частности, в 1858 году здесь был устроен банкет в честь знаменитого писателя Александра Дюма. Автор «Трех мушкетеров» путешествовал по России, посетил и Нижний Новгород, где ему устроили настоящий сюрприз. На банкете Дюма представили графу и графине Анненковым, прототипам героев его романа «Учитель фехтования». «Я вскрикнул от неожиданности и очутился в объятиях мужа и жены», - так впоследствии описывал Дюма эту встречу. А в 1896 г. именно здесь, в губернаторском доме, останавливался последний русский император Николай Романов с супругой, когда вскоре после коронации посещал XVI Всероссийскую промышленную и художественную выставку в Нижнем Новгороде. С 1992 году в здании губернаторского дома разместилась основная часть коллекции Нижегородского государственного художественного музея – предметы русского искусства

Фото с сайта музея тоже невозможно скопировать, поэтому только кусочек здания, попавший на камеру смартфона.

Ну а я иду дальше, мне нужно поближе рассмотреть Собор Михаила Архангела. 

 Неподалеку 
памятник князю Георгию Всеволодовичу и святителю Симону Суздальскому
Нижний Новгород основан в 1221г. Владимиро-Суздальским князем Юрием (Георгием) Всеволодовичем, внуком Юрия Долгорукого. Впоследствии князь в период монголо-татарского нашествия в 1237г. был убит в сражении с захватчиками. В 1643 году он был причислен к лику святых, как отдавший свою жизнь за Отечество. Памятник представляет парную композицию - рядом с князем стоит святитель Симон Суздальский - его духовный наставник, благословляющий место, на котором был построен Нижний Новгород. Рядом растут очень красивые белоствольные берёзы.

Двухшатровый храм в Кремле вырос на месте первой церкви, деревянной, построенной на этом месте в 1221 году, затем перестроен в камне в 1227-м и еще раз перестроенный в 1359-м.

Сегодняшнее здание храма начало строиться в  1628 году под руководством зодчих Лаврентия Возоулина и его пасынка Антипа в память о Нижегородском ополчении и было завершено в 1631 году.
 
Очень хорошее ощущение в этом храме - там легко дышится, несмотря на небольшое его пространство. 

В 1962 году, после проведенной под руководством Святослава Агафонова реставрации, в собор был перенесён прах Кузьмы Минина, ранее находившийся в разрушенном Спасо-Преображенском соборе



Иконостас в храме относительно новый

а захоронения нижегородских князей прежние, то есть это их усыпальница, что отвечает назначению Михайло-Архангельского собора как мемориального памятника города.





 Довольно долго я пробыла в этом уютном древнем храме, согрелась после слякотной погоды, поставила свечи и помолилась. Уходить не хотелось, я все это время была там одна. Но вечером мне надо было на поезд и не все запланированное было выполнено.

А на улице меня встретил довольно сильный дождь. Зонт у меня был, но даже он не очень защищал от холодных капель, и я только мельком заглянула к Вечному огню и не стала спускаться вниз.

По пути к воротам из Кремля в город увидела такой макет



  
и поспешила покинуть территорию Кремля.


Снова вышла на Большую Покровскую улицу с ее милыми скульптурами,

фирменным магазином, где купила пряник в подарок подруге,


но далеко не ушла, так как уже захотела есть, подустала и стала замерзать. В результате зашла в фирменное кафе

и прекрасно пообедала салатом "Цезарь" с курицей, вкусными пельменями и горячим чаем.


Вид на кафе с улицы и рядом знаменитая Коза.

 Почти напротив театр и они оказывается довольно тесно связаны.

Скульптура веселой козы была установлена в 2005 году на Театральной площади между Нижегородским государственным академическим театром драмы им. Горького и Домом Актера как символ праздника театрального юмора Веселая коза.


Ну а меня на этом месте настигла мысль, что мне пора двигаться в сторону моего отеля, так как по программе у меня было посещение еще одного музея. Так что чуть-чуть не дойдя до памятников Добролюбову и Евгению Евстигнееву около театра, я повернула назад и уже под только моросящим дождем пошла назад в сторону Кремля. 

В отель я заходить не стала, сразу направилась в музей 

"Усадьба Рукавишниковых". Прибыла я туда уже около 16 часов и удачно попала прямо на экскурсию. Кстати, в отличие от музея НГХМ, где с меня исправно взяли плату, правда с пенсионной скидкой, в этом музее мое журналистское удостоверение дало мне право на бесплатный вход.


Информация с сайта музея:

«Усадьба Рукавишниковых» - главное здание Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Главный дом усадьбы является объектом культурного наследия регионального значения, великолепным памятником гражданской архитектуры второй половины XIX в. Усадьба была построена представителем одной из известнейших и богатейших нижегородских купеческих династий, потомственным почетным гражданином Сергеем Михайловичем Рукавишниковым (1852-1914).



Вход в музей осуществляется через парадный подъезд, выходящий на фасад дома, который, как и 140 лет назад украшают массивные дубовые двери и чугунный козырек с вензелями владельца усадьбы Сергея Рукавишникова - «СР» (чугунные ворота и калитка справа от фасада – служебный вход).


Входишь в такое вот фойе с гардеробом

А далее почему-то начинается что-то вроде экспозиции краеведческого музея.





Наконец мы попали в воссозданный кабинет бывшего владельца усадьбы - первое фото с сайта музея

Мне же удалось заснять детали кабинета








А далее началось то, что я опять назвала для себя "краеведческим музеем" - много деталей разных и не всегда связанных друг с другом.
 
Но на сайте об этом сказано так:

Одной из самых значимых в социально-экономической истории Российской империи ярмарок посвящена выставка «Добро Нижегородской ярмарки дороже золота», которая расположилась в следующем от кабинета зале.  Представление о разных аспектах жизни и быта нижегородцев дореволюционной России на первом этаже можно получить на выставке








А вот выставка фотографий мне очень понравилась. Если я правильно помню, здесь домашние фото семьи Рукавишниковых




 на выставке, посвященная миру детства - «Из рая детского житья»

Лестница на второй этаж какая-то уж очень простенькая и почти сразу за ней столовая, но какая-то неуютная в угловой проходной комнате



За ней воссозданные жилые аппартаменты хозяев

Гостиная





А вот далее роскошный зал.
Почти все залы парадной анфилады второго этажа при жизни семьи Рукавишниковых служили гостиными. В настоящее время здесь, после проведенной комплексной реставрации, представлена типологическая реконструкция жилого интерьера русской купеческой усадьбы с помощью разнообразных предметов декоративно-прикладного искусства из коллекций музея (нижегородского художника и фотографа А.О. Карелина, купцов Каменских, дворян Шереметевых, Орловых-Давыдовых и др.).





Парадная анфилада завершается в двусветном бальном зале, где проходят концерты и мероприятия музея.


Бальный зал Усадьбы Рукавишниковых (площадью  240 кв. м) – один из самых впечатляющих исторических интерьеров города, который сохранил большинство подлинных элементов отделки и отличную акустику, является концертным.
Именно в бальный зал ведет парадная лестница, а по соседству с ним располагается сиреневая гостиная с круглым столом.
Благодаря отличной акустике с 2010 года в бальном зале проходят концерты и общественно-значимые мероприятия (до 120 посадочных мест).




А вот сфотографировать парадную лестницу, где как раз заканчивается экскурсия, мне не удалось - память смартфона переполнилась, и он отказался это сделать. По странному совпадению и на сайте музея почему-то нет ее фото. Но честно сказать, мне она показалась просто переполненной деталями лепнины и при всем уважении к этому купеческому особняку и его бывшим хозяевам, я вздохнула с облегчением и не стала больше искать ее фото.

Резюме: особняк Рукавишниковых, конечно, посетить стоит, но будьте готовы, что после дворцов Санкт-Петербурга эти переполненные деталями интерьеры воспринимаются по-другому. Все же дворянские особняки и купеческие дома это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Но это чисто мое собственное мнение.
ххх
Закончилась музейная часть моего длинного нижегородского дня, осталось описать только его бытовую сторону. От последнего по времени посещенного мною музея всего 3 минуты хода до моего отеля, где меня ждал мой кабинсайз, как я называю свой чемоданчик, но и он показался тяжеленьким при  спуске по лестнице. При этом у меня была слабенькая надежда, что встретившиеся мне около ресепшен в отеле попутчики по круизу, сказавшие, что их ждет такси на вокзал, подождут и меня. Но... этого не случилось. Когда я вышла, их уже не было или возможно их такси стояло где-то в другом месте.

Но остановка автобусов в сторону вокзала была в 2 минутах хода, и я поначалу не очень расстроилась. Но когда пропустила целых три переполненных автобуса, сильно призадумалась. Времени до поезда у меня было с большим запасом, ехать там всего минут 20, но могли случиться  пробки. И я все же решила войти в автобус и ехать стоя. Места мне никто и не подумал уступить, а на следующих остановках народ стал еще поднабиваться. Вобщем, пришлось ехать в ощутимой тесноте и было уже не до разглядываний проезжаемых так и не посещенных мною мест Нижнего Новгорода. Какая-то словоохотливая пожилая дама еще и вступила со мной в беседу и очень хвалила свой город. А я с беспокойством наблюдала, как в переполненном автобусе я одна была в медицинской маске...

Но все проходит, прошло и это. Я благополучно попала в здание вокзала, нашла, где посидеть и даже смогла перепаковать свою сумку, определив в нее подарки и вещи, нужные в поезде. По лестницам все же пришлось походить при выходе на нужную платформу. Но сам вагон оказался чистеньким, публика неплохой, правда при обмене в предпоследний день билета место было только боковое, но нижнее, в середине вагона, и я вроде бы неплохо устроилась. Места были заняты не все, и я подумала, что мы так и поедем до СПб. Как говорится, щас....

 Где-то примерно через час на какой-то маленькой станции в вагон стали заходить солдаты-срочники. Пять, десять, а потом я уже сбилась со счета. Причем все они были с огромными  баулами. Такое их количество точно не уместилось бы в нашем в вагоне на остававшихся пустыми местах, но оказалось, что на станции была короткая платформа, и солдаты шли через нас в другие вагоны.

Надо сказать, что наш вагон был даже с душевой кабиной и я представила во что она превратится после того, как туда тут же ринулись солдатики. А вот мои опасения, что они будут всю ночь гулять и пить, все же не оправдались. К полуночи они все же угомонились, наступила тишина, но вместе с ней и страшная духота. Я вообще редко могу заснуь в поезде, а тут... Ночью на полку надо мной еще кто-то подсел по пути. Вобщем было весело до самого утра.

Кроме всего прочего, я как потом оказалось, в этом поезде оставила свой очень мокрый от проливного дождя в НН зонтик, и видимо потеряла кое-что еще очень для меня важное, но тут я не уверена, что это случилось именно там.

В 9 утра мы прибыли на Московский вокзал, откуда до моего дома прямая ветка на метро и я довольно быстро добралась к себе. Тут я только и обнаружила свои пропажи, но памятуя, что на обратном пути в любой поездке меня ждут порой многочисленные неприятности, решила, что обошлась малой кровью. И опять вынуждена воскликнуть - нам не дано предугадать...

Разобрав вещи, решила, что внуки должны быть в школе, а их родители на работе, мол позвоню им попозже. Но сын позвонил сам и на вопрос о детках, сказал, что с внуком не все хорошо... Оказалось, именно в тот вечер, когда я отправлялась в свой речной круиз, он упал во дворе и сломал руку. Причем перелом оказался открытым и его положили в больницу. И все это время пока я плавала и ходила по музеям мой любимый внук маялся со сломанной рукой в больнице, а от меня они успешно скрывали этот факт. Причем писали по вотсап и звонили мне оба - сын и внук, уверяя, что у них все благополучно...
Можно представить, как я расстроилась, решила тут же поехать в больницу в Колпино, но к этому времени там объявили карантин и не пускали даже родителей. А внука я увидела только через несколько дней, когда его выписали из больницы.

Как же я жалела, что не настояла на том, чтобы родители отпустили его со мной в круиз. Но они итак вернулись с отдыха 3 сентября, а отплывать надо было уже 12-го, и поэтому решили, что ему надо учиться. В результате, в школу он не ходил 1,5 месяца, так как сломана была правая рука в запястье. Но даже с гипсом он вместе с внучкой приезжал ко мне домой, мы чудесно гуляли с ними в нашем парке Новознаменка, где была золотая осень и  в отличие от крайне ненастного Нижнего Новгорода была все последующие дни теплая и солнечная погода.




И все же, по этой причине посткруизное послевкусие осталось с горчинкой - пока я там развлекалась, внук страдал, и может быть мое настроение на Валааме - а это были его первые дни в больнице с сильными болями в сломанной руке, объяснялось каким-то предчувствием. А они потом сказали, что не хотели меня волновать, всем равно, мол, я ничем помочь не смогла бы. Сейчас сказать уже трудно, но это было. И хорошо, что прошло.








 

  


1 комментарий:

  1. Пришлось убрать неправедный рекламный комментарий о кредитах. У хороших людей комментарии-отзывы, говорят, здесь очень сложно разместить, зато чьи-то меркантильные почему-то вставляются без труда.

    ОтветитьУдалить