В Восточном павильоне Михайловского замка открылась выставка «Внутренняя книга» братьев Г. А. В. Траугот, которая знакомит посетителей Русского музея с творчеством знаменитых представителей ленинградской графики ХХ века.
Трауготы начали работу в сфере оформления книг во второй половине 1950-х годов. Первые книги художники иллюстрировали втроём — отец и братья. Рисунки подписывали тремя инициалами: Г. А. В. — Георгий, Александр, Валерий. С тех пор их работы, подписанные запоминающимся тройным инициалом «Г. А. В.», стали одной из самых ярких страниц в истории искусства советской книги послевоенного периода. После смерти отца в 1961 году братья, подразумевая развитие традиции и стилистики, оставили его имя в общей подписи.
Братья Александр (1931) и Валерий (1936-2009) Трауготы долгие годы были крупнейшими ленинградскими мастерами книжной иллюстрации и книжного оформления. Десятилетия активное сотрудничество с целым рядом известных издательств предоставило им возможность для смелых экспериментов. Особый подход Трауготов к графике проявился в усилении основы цветной иллюстрации и мастерском владении техникой быстрого рисунка.
На открытии выставки «Внутренняя книга» в Русском музее Александр Траугот, 90-летие которого дало толчок целому ряду мероприятий, сказал: «Я считаю, что все достижения в жизни – авторства не одного человека. Всегда кто-то незримый стоит за спиной – или друг, или соавтор. В Голландии поставили памятник не только Ван Гогу – он там вместе с братом. И я считаю, что это правильно».
Он также рассказал, как в детстве его брат Валерий приходил жаловаться к отцу, что Александр влезает в его рисунки. А один художник ему рассказывал, как мешали вроде бы работать в маленькой комнате его домашние. «Но это лучшие условия жизни – кто-то должен мешать, тем самым участвуя в работе» - утверждает Александр Траугот.
Отвечая на вопрос как они с братом работали вместе, он подчеркнул, что чтение – это интеллектуальное занятие, и они с братом обсуждали книги и спорили с основными трактовками. Так в «Снежной королеве»», где говорится о дьявольской метели и разлетевшихся осколках, они нарисовали маленького чертика, думая, что никто не заметит и не поймет.
Любопытным оказалось его замечание, что у Достоевского князь Мышкин, по его мнению, псевдонаивен и много других личных выводов из прочтенных книг, которые он выразил в своих рисунках.
«Наша мастерская – это хаос, там можно слона найти, а для этой выставки сотрудники Русского музея отобрали много работ» - сказал художник, впервые увидев на открытии выставки, как она оформлена.
На основной ее части, посвященной творчеству братьев Трауготов, представлены оригиналы иллюстраций и эскизов к многочисленным произведениям мировой художественной литературы. Все с детства помнят книги с их иллюстрациями - это сказки Ханса Кристиана Андерсена, рисунки и акварели к произведениям Мориса Метерлинка, Эдмона Ростана, Александра Пушкина, Антона Чехова, Александра Куприна,
Льва Толстого, Александра Волкова,
Завораживает цикл иллюстраций к Евангелию
от Луки, которые не вошли в издание. Это работа Александра Траугота 2021 года.
На открытии выставки завотделом рисунка Русского музея Наталия Козырева сказала: «Сегодняшняя выставка как волшебный мешок, из которого высыпаются драгоценности. Здесь нет ничего окончательно решенного, но есть главные темы и герои, чем художники занимались всю жизнь».
Комментариев нет:
Отправить комментарий