вторник, 5 апреля 2022 г.

«Колея это только моя, выбирайтесь своей колеей»

 Можно ли передать энергетику Высоцкого?

 Вы способны представить, чтобы День рождения Владимира Высоцкого отмечался каждый месяц? Взял на себя смелость заявить об этом народный артист России Сергей Безруков, когда в стенах БКЗ «Октябрьский» шел показ поставленного им спектакля «Высоцкий. Рождение легенды».



Возглавляемый Сергеем Безруковым Московский губернский театр (МГТ) приехал в Санкт-Петерург на гастроли с двумя спектаклями: «Остров сокровищ» и «Высоцкий. Рождение легенды». На показе второго в огромном зале БКЗ был явный аншлаг.


На броской афише определен жанр - музыкальный спектакль. И этому все доказательства налицо: на сцене все 4-х часовое действо находятся профессиональные музыканты Губернаторского оркестра Московской области. И не только они, в конце спектакля подтянутся и другие музыкальные коллективы.



 Спектакль был поставлен художественным руководителем МГТ Сергеем Безруковым в 2017 году и сыгран в первый раз как раз в День рождения Высоцкого – 25 января, ровно через два года он прошел уже на Кремлевской сцене, где вообще впервые драматический театр показывал спектакль. Будто споря с утверждением самого Владимира Высоцкого, о том, что на эту сцену его не позовут, Безруков будто подчеркивает, что настали другие времена.

Спектакль начинается с главного зачина - видеофрагмента из передачи «Кинопанорама», где Высоцкий на огромном экране начинает исполнять знаковую песню «Я не люблю», а продолжение композиции подхватывают актёры на сцене.

Звучит это мощно, до мурашек, а огромному экранному Высоцкому вторят со сцены и с боковых экранов, установленных в БКЗ, несколько исполнителей этой роли в спектакле: Дмитрий Карташов, Александр Тютин, Антон Соколов, Михаил Шилов, Степан Куликов, Сергей Вершинин, Александр Фролов, Кирилл Новышев.. По какой причине режиссер выбрал именно такой прием – разные актеры в тех или иных фрагментах действия в этой роли, гадать не будем, отметим лишь, что для петербуржцев Сергей Безруков вышел на сцену в начале и в конце, и надо сказать в самых акцентных моментах. Но есть информация о том, что в последние годы, из пяти прошедших со дня премьеры, он в ряде спектаклей вообще не выходит на сцену, возложив ответственность на своих, надо сказать, весьма достойных товарищей-актеров.

В первую очередь запоминается Дмитрий Карташов в роли Высоцкого. Тоже невысокий, крепкий, как и все исполнители этой роли в черной водолазке и кепке, он не старается подражать Высоцкому ни голосом, ни походкой, но абсолютно на него непохожий, просто достоверен при исполнении песен.


По-другому, но тоже довольно убедителен в этой роли Александр Тютин, с гитарой и прибаутками при исполнении, так называемых, дворовых песен барда, но он слишком медийно узнаваем, что, в какой-то степени, мешает восприятию.

Само действие построено в виде мини-спектаклей, поставленных по знаменитым песням. И одной из первой звучит и разыгрывается знаменитая «Баллада о детстве», и так залихватски актеры МГТ изображают коммуналку, что вкупе с бессмертными словами песни припечатывают советский быт по полной программе. В Петербурге и сейчас множество коммуналок, но видимо, такие вот коммуны уже найти сложно.




В первом акте песни очень логично иллюстрируют биографию Высоцкого от самых его младых лет: вес 4 кг при рождении, первые стихи, продекламированные им с табуретки (в этой роли 11-летний Володя Сериков) , умиляющаяся мама (Елена Киркова), понявшая и принявшая его конфликт с учительницей и подарившая ему первую гитару.

Сам первый акт, продолжительностью в 2,5 часа поначалу идет очень гладко, даже когда в роли первой жены выходит Вера Шпак, и она же исполняет роль Марины Влади. И надо сказать отменно играет. Но когда по истечение 2 часов, на основе того, что Высоцкому в старших классах нравились рассказы Бабеля, разыгрывается длинная сцена свадьбы Бени Крика, а потом идут долгие национальные танцы и песни, народ стал не выдерживать и покидать зал, чему я была свидетелем, как приглашенная на этот спектакль организаторами гастролей. Ради справедливости стоит сказать, что во втором акте большинство зрителей вернулись на свои места.

                                            ххх

Второй акт уже больше был сосредоточен именно на песнях, объединенных в блоки по темам. Поначалу это комедийные мини-спектакли на основе песен «У телевизора», «Сентиментальный боксер», «Милицейский протокол». Особенно хорошо поставлена песня «Утренняя гимнастика», под которую в 70-е годы вставали поутру наши сограждане.


Но смех в зале стихает, когда звучат песни военного блока «Письмо с фронта», «А сыновья уходят в бой» и другие. Причем в этом месте постановщик применил особый прием -  специально для композиций «Сыновья уходят в бой» и «Песни о Земле» сняты небольшие короткометражные фильмы, где актёры театра предстают во время боя в разных ипостасях - пехотинцев и танкистов, командиров и рядовых.


Пронзительно звучат песни «Своя колея», «Люблю тебя сейчас», «Мне судьба до последней черты», «Меня опять ударило в озноб», «Спасити наши души», «Охота на волков», «Маски», «Танго»,  - всех  не перечислить,

Очень задушевно исполняется «Банька по-белому» на фоне горящего костра на большом экране, который дублируется и а боковые экраны. Совершенно по-своему исполняет такую волнующую каждого песню «Он не вернулся из боя» актер Степан Куликов. Вроде только что исполнял роль Вани в сцене с Зиной у телевизора, а здесь это совершенно иной человек…

И еще один неожиданный поворот – актриса Вера Шпак уже ближе к концу спектакля исполняет песню «Кони привередливые», казалось бы, совсем неженскую, абсолютно по-своему и ее прекрасные длинные волосы уже кажутся гривой несущихся к обрыву коней.


А накал спектакля продолжает нагнетаться. Казалось бы, уже некуда накручивать нервы, но актеры продолжают «поддавать жару». Надрыв в исполнении Безруковым «Канатоходца», кажется, вот-вот закончится катастрофой и в какой-то момент он вроде срывается со сцены – гаснет и зажигается освещение, спектакль продолжается. И все это уже под появившийся в середине второго акта на сцене уже не оркестр, а рок-ансамбль. Это под его динамичный рокот звучат «Охота с вертолета», Парус» и другие знаковые песни. На лицах части зрителей появляется недоумение, а когда следом звучит уже в стиле рэп стихотворение «Дорогами войны», только молодежь явно это приветствует, а люди постарше удивленно поднимают брови. А как отнесся бы к этому сам Высоцкий – Бог весть.

В конце спектакля на экране демонстрируют кадры из фильма  «Спасибо, что живой», где тот же Безруков в роли Высоцкого произносит внутренний  монолог поэта, когда тот находился в состоянии близком к клинической смерти. Говорят, что написана эта сцена была сыном Высоцкого Никитой, который выступал автором сценария того фильма. А Безруков в одном из интервью говорит, что сам фильм и участие в нем оставили у него чувство недосказанности, поэтому он и решился поставить этот спектакль в своем театре. Да, он так и говорит –в моем театре.




А это его фото висит в фойе БКЗ "Октябрьский". Таким он был.

Музыкальный спектакль с реальным голосом самого Высокого, энергетика личности которого бьет даже с экрана, построен так, как будто это фон разыгрываемого действия, которое дополняют, а порой и перекрывают голоса исполняющих эту роль актеров. И как бы они не были хороши в этой роли, понимаешь только одно – кого мы действительно потеряли в лице Владимира Высоцкого.




В эпилоге звучит песня «На Большом Каретном» в исполнении всех участников – а в этом спектакле занято 83 актера МГТ, что напоминает похожую внешне актерскую братию на Таганке.  Круг замкнулся, только… «он не вернулся из боя».

И в конце концов понимаешь, что, перефразируя известный идеологический лозунг советского времени, правильно говорили в народе, который во все времена так любит его песни: Высокий жил, Высоцкий жив, Высоцкий будет жить, потому что его энергетику, которая мощной лавиной просто прет с экрана будь то телевизор, или как здесь установленный на сцене, невозможно переиграть, воплотить, перенять, ее можно только прочувствовать.


Комментариев нет:

Отправить комментарий