понедельник, 4 апреля 2022 г.

Три интриги эрмитажной выставки «Скульптура Флоренции в ХV веке»

 Как все мы соскучились по новым выставкам в Эрмитаже не передать словами.  И вот, наконец, долгожданное событие - в Пикетном зале Зимнего дворца можно увидеть 25 великолепных скульптурных произведений из коллекции самого музея, многие из которых либо ранее не экспонировались, либо совсем недавно стали предметом исследований.





На открытии этой выставки генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал: «Мы открываем божественно красивую выставку, во многих смыслах очень важную, поистине Эрмитажную, построенную по такому типу, по какому в последнее время мы делаем выставки». Он уточнил, что пандемия стимулировала возвращение музеев к выставкам из собственных собраний и представление прошедших научную реставрацию экспонатов назвал «тихими сенсациями».

Как он выразился, «часть интриги этой выставки не доехала до Эрмитажа» – из города Винчи не попали к нам две скульптуры, но итальянской стороной предоставлен прекрасный фильм о них.  «Эти итальянские партнеры должны быть отмечены особо. Мы живем в непростое время блокады из-за санкций, но наши итальянские коллеги меньше всех ей способствуют. Выставка важна для сегодняшнего времени - это красота Ренессанса. В ковиде мы научились подчеркивать, что Эрмитаж – это живой музей» – сказал Михаил Пиотровский.

Созданный итальянцами фильм к этой выставке рассказывает об истории флорентийской скульптуры.

"Перекличка с залами Эрмитажа здесь видна. Мы должны подчеркивать свои силы и возможности, в том числе блестящую работу реставраторов, как под их руками преображаются предметы искусства дошедшие до нас в не самой лучшей сохранности" - сказал директор Эрмитажа.

 Он произнес грустные слова о том, что в наше время не все экспонаты смогут прибыть на выставки. Но используя современные технологии, подлинные вещи можно представить, совершенствуя способы их показа. Он уточнил, что экран представлен не в Пикетном зале, а рядом в помещении, так  будут соединяться разные средства показа шедевров.

Как уточнил в ходе пресс-показа выставки ее куратор, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства, доктор искусствоведения Сергей Андросов, составившей и ее каталог, скульптуры архангела Гавриила и Мадонны из церкви в тосканском городке Сан-Дженнаро, недавно прошедшие тщательную реставрацию должны были быть предоставлены Эрмитажу для выставки центром "Лео-Лев" еще 2 года назад, когда  планировалась эта выставка, поэтому вся информация о них, а также их фото  успели войти в каталог, но позже перипетии последних лет создали препятствия для их перемещения в Россию и  ныне их можно увидеть в созданном к выставке фильме и каталоге. 

Мы все помним, что к выставке «Линия Рафаэля» тоже долго не могла быть доставлена в Эрмитаж картина Рафаэля из Лувра "Прекрасная садовница», но милостью Божьей уже после окончания работы выставки всем поклонникам искусства ее все же удалось увидеть в стенах Эрмитажа прошедшим летом. Так что есть надежда, увидеть и названные скульптуры из Италии в нашем великом музее.

Основу собрания флорентийской скульптуры в Эрмитаже, создали на базе коллекций, которые в свое время собрали великая княгиня Мария Николаевна, М. П. Боткин, А. П. Базилевский, А. С. Долгоруков, П. С. Строганов. При этом большая часть эрмитажного комплекса флорентийской скульптуры поступила в музей после 1917 года.  "А недавно Эрмитаж приобрел новую замечательную коллекцию итальянского искусства, собранную петербуржцами Ларисой и Олегом Шушковыми, в ее составе – шесть рельефных композиций - рассказал Сергей Андросов.





На выставке сейчас можно полюбоваться на 25 скульптур, которые с особым изяществом размещены в Пикетном зале.  «За исключением 4 вещей все остальные экспонаты попали на выставку из запасников музея и никогда большинство из них не выставлялось – уточнил он на пресс-показе выставки журналистам.

По его словам, когда 6 скульптурных рельефных изображений ХV века – коллекция Ларисы и Олега Шушковых, были куплены Эрмитажем, то оказалось, что коллекция скульптуры этого времени не такая уж маленькая, учитывая, что саму экспозицию в залах не стали трогать.

 Данная выставка дает представление о развитии скульптуры во Флоренции в ХV веке от самого начала Возрождения – Лоренцо Гиберти, заканчивая мастерской Андреа Верроккьо. Правда это не авторские вещи самих этих великих художников и скульпторов, а созданные их мастерской, которые отражают творчество этих мастеров и данные предметы жили в интерьерах флорентийских семей.





Это в основном рельефы с изображением Мадонны с младенцем из терракотты, затем их расписывали в живописной мастерской и обрамляли в столярной мастерской - эти рамы до сих пор сохранились, то есть они авторские. Такие рельефы помещались в домах и частных молельнях флорентийских домов жителей среднего достатка.




На выставке представлены две композиции «Мадонна с Младенцем», исполненные в мастерской скульптора Лоренцо Гиберти, автора знаменитых восточных «Врат Рая» Флорентийского баптистерия. Два рельефа второй половины 1450-х годов на сюжет «Мадонна, поклоняющаяся младенцу» восходят к произведениям выдающегося флорентийского мастера, создававшим композиции в мраморе Дезидерио да Сеттиньяно. Здесь также экспонируется гипсовая композиция «Мадонна с Младенцем». (1470-е г.) Рельеф «Мадонна с младенцем и святым Иоанном Крестителем (около 1490-г) с оригинала флорентийского скульптора Бенедетто да Майано, расписанный с большим мастерством.



Как рассказал куратор выставки, эти рельефы с 1970-х годов начали потихоньку расчищать реставраторы, так как они были закопченные, оказалось, что сохранились раскраска и позолота,  реставрация продолжалась до последнего времени. 


«Чтобы читать выставку», как он выразился, нужно знать, что она разделяется на три группы экспонатов. Первая – это показанная эволюция рельефа – от работ мастерской Гиберти до работ мастерской Бенедетто да Майана. Рядом с каждым экспонатом есть поясняющие аннотации.



В центральной части расположены вещи мастерской Делла Роббиа, дающие представление о технике майолики, где скульптура сочетается с живописью и все вместе дает красочный эффект. Это Богоматерь, поклоняющаяся младенцу; Святой Себастьян (около 1510), Мальчик с флейтой (около 1500); Мальчик с гирляндой (около 1500).









И в левой части выставки собраны превосходные бюсты, связанные с мастерской Андреа Верроккьо, который был самым крупным скульптором того времени во Флоренции. На выставке можно увидеть бюст Христа из терракоты (1480–1490-е), восходящий к одному из произведений скульптора.





Особой тонкостью исполнения и тщательной проработкой деталей отличается и выразительный бюст Юноши Святого (начало 1470-х).  Высказывается предположение, что он создавался, возможно, при участии молодого Леонардо, который работал тогда в мастерской Верроккьо, но это, как говорят в Эрмитаже, еще одна интрига выставки.

 

 Эти работы завершают линию – эволюцию скульптуры ХV века. Куратор также отметил, что для выставки не отбирали экспонаты в мраморе и бронзе, представленные в экспозиции. Также осталась на месте и работа в майолике в зале 210. А в Пикетном зале размещена ее большая репродукция. 




 Как сказал, перерезая ленточку на открытии выставки Михаил Пиотровский:
"Это новый этап и наш великий музей умеет во все времена показать свое богатство и свою веру в благородные традиции наших предшественников". И с этим нельзя не согласиться.

 И еще отметим, что эта выставка ‒ одна из «тихих сенсаций», заключающая в себе целых три интриги. А сам Эрмитаж  хорош во все времена.




Комментариев нет:

Отправить комментарий