«Музыкальные инструменты эпохи барокко» - так называлась тема пресс-конференции в стенах Шереметевского дворца, где ныне размещается Музей музыки. Выступления ее участников предваряли презентацию нового раздела постоянной экспозиции Музея.
«Девиз Шереметевкого
рода не зря гласит: «Бог хранит все» - сюда начали стекаться замечательные
частные коллекции редких инструментов – сказала она. - Нам хотелось представить
достойно уникальную дворцовую коллекцию, которую начал собирать Александр 111,
хранившуюся до 1929 года в Эрмитаже. Некоторые инструменты практически не
звучали, и получилось, что мы представляли ее фрагменты, но постепенно начали
открывать новые залы - эпоха за эпохой. И теперь дошла очередь до музыкальных
инструментов эпохи барокко. Инструменты, к счастью, сохранились и они звучат,
причем это те же звуки, которые слышала публика 4-5 веков назад. Несмотря на
все сложности, музей сумел завершить этот большой раздел экспозиции, во многом
благодаря партнеру – банку ВТБ».
Как уточнила
Роза Садыхова, заведующая экспозиционным отделом музея и художественный
руководитель проекта, это очень большая работа - новый фрагмент общей экспозиции,
о котором они долго мечтали. «На самом деле это единый раздел – музыкальные
инструменты европейской традиции от ранних до современных и нам, наконец, удалось
соединить несколько частей с открываемой ныне частью экспозиции инструментов
эпохи барокко, где собрана очень представительная коллекция с немалым количеством
раритетных экспонатов, часть которых до сих пор прекрасно звучат».
Великолепно оформленный
в стиле барокко зал предстал перед первыми посетителями выставки. 150
инструментов, самых эффектных и значительных, созданных известными барочными
мастерами Амати, Тильке, Оттетером, Тромлицем, Деннером — представлены в новой
экспозиции. Центральное место в зале занимает украшенный росписью
трехмануальный клавесин, «душа» барочного оркестра. Вокруг в огромных
стилизованных витринах представлены старинные инструменты, которые, благодаря
системе зеркал, можно рассмотреть не только анфас, но и с обратной стороны.
Гитары, цистры и мандолины расположились напротив витрины с лютнями и
архилютнями.
Очень увлекательно он рассказал о необычном инструменте под названием стеклянная гармоника: привод, маховик, чаши, нанизанные на ось, при касании которых влажными пальцами раздаются небесной красоты звуки.
Еще одна витрина – и следующее чудо - представительная коллекция пошеттов – миниатюрных скрипок для учителей танцев в дворянских семьях — такой нет ни в одном другом музее мира.
Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» располагается в Старой зале Шереметевского дворца, где в XVIII веке находился танцевальный зал, в котором Шереметевы устраивали вечера с музицированием. Именно здесь звучали привезенные из Европы инструменты, подобные тем, что представлены в экспозиции, а 14 февраля 1797 года знаменитая крепостная актриса Прасковья Жемчугова пела и играла на арфе в этом зале для семьи Павла I.
И очень удачно смотрятся стилизованные в окнах как будто движущиеся тени прежних обитателей и гостей Старой залы дворца, по которой есть еще и мультимедийный тур.
Комментариев нет:
Отправить комментарий