понедельник, 23 мая 2022 г.

Датский портретист российской императрицы

В этом году исполняется 300 лет со дня рождения художника со странной судьбой – его картины знают все, а имя почти забыто. Вигилиус Эриксен (1722–1782), создатель знаменитого «Портрета Екатерины 11  верхом», где она изображена в мундире подпоручика  Лейб Гвардии Семеновского полка во время переворота, сделавшего ее императрицей. В Николаевском зале Государственного Эрмитажа 19 мая открылась выставка под названием «Вигилиус Эриксен – портретист императрицы. К 300-летию со дня рождения», посвященная творчеству этого выдающегося датского художника.

Выставка в Николаевском зале очень красивая и торжественная. Как только вы входите в этот парадный зал, взгляд сразу падает на три огромных портрета: Екатерина 11 верхом и с двух сторон от нее тоже конные портреты Григория и Алексея Орловых.

 Не будем рассказывать историю самого дворцового переворота 1762 года, остановимся на личности художника, который в течение 15 лет был портретистом русского императорского двора.

Вигилиус Эриксен родился 2 сентября 1722 года в Копенгагене, в семье корабельного мастера. Мальчиком его отдали на обучение к художнику немецкого происхождения Иоганну Саломону Валю. Став самостоятельным художником, он едет в Россию, где пишет портрет императрицы Елизаветы Петровны, после чего он начинает трудиться в качестве придворного художника.

 Особенно оценила его мастерство Екатерина 11. Еще будучи великой княгиней она заказывала ему свои портреты, а после переворота 1762 года именно ему было поручено написать ее самый известный парадный портрет.

Вигилиус Эриксен провел в России почти пятнадцать лет из отпущенных ему судьбой шестидесяти – c конца 1757 по апрель 1772 года и его имя навсегда связано с началом царствования Екатерины Великой, его кисти принадлежат лучшие портреты первых десяти лет её правления. Особая отстраненная манера датского живописца, умение поставить изображаемого правителя на недосягаемую высоту при почти полном отсутствии привычных аллегорических деталей, простота и четкость композиции – всё это импонировало царственной заказчице.

На данной выставке несколько десятков изображений Екатерины Великой от крошечных миниатюр для жалованных портретов, заключенных в драгоценные алмазные рамки, до огромных полотен, таких как ее портрет верхом в гвардейском мундире во время переворота 1762 года. Кроме того, здесь представлены несколько ставших хрестоматийными иконографических типов Екатерины II: в трауре, перед зеркалом, в коронационном платье, в русском костюме.







 Некоторые неоднократно повторялись им самим, копировались другими художниками и тиражировались в гравюре, и многие из них представлены на этой полномасштабной выставке.

 На экспозиции также собраны картины, рисунки, гравюры, скульптуры, миниатюры, медали и предметы декоративно-прикладного искусства из десяти музеев и частных коллекций России, относящиеся к русскому периоду жизни Эриксена.





 Некоторые ранее не были известны, другие – специально отреставрированы к выставке и дают возможность увидеть художника по-новому. Ему часто приходилось повторять свои произведения, особенно это касалось заказов, поступавших от императрицы Екатерины II, которая украшала ими дворцовые интерьеры и использовала как дипломатические подарки. Так, он не менее четырех раз повторил портрет Екатерины II в коронационном платье, в большом формате – для датского, английского и прусского дворов, а также для Академии художеств. Он дважды писал Екатерину II верхом в дни переворота – два огромных полотна (каждое почти 14 квадратных метров) для зимней резиденции в Петербурге, и для Тронного зала в Петергофе. В то же время он создавал копии меньшего размера, среди которых исполненный на меди карусельный портрет графа Григория Орлова (ныне в собрании ГМИИ имени А. С. Пушкина).

Представлены на выставке и написанные им портреты ее сына, наследника престола великого князя Павла Петровича, что свидетельствует о популярности работ Эриксена,




а также созданные им парадные портреты сподвижников Екатерины: ее фаворита Г. Г. Орлова и его брата А. Г. Орлова,








государственных деятелей, военачальников и дипломатов, Н. И. Панина, П. И. Панина, А. М. Голицына, К. фон Сальдерна, а также его петербургских друзей и знакомых: А. Лесток, А. Шумахера, А. Ф. Бюшинга.







«Портрет – единственное занятие, которое меня интересует, в связи с чем я надеюсь в будущем встать в ряды если не самых знаменитых, то, по крайней мере, наиболее известных и уважаемых», – писал Эриксен  в 1755 году.  

 И когда в 1766 году в Санкт-Петербурге состоялось грандиозное праздничное представление, вошедшее в историю как Великолепная Карусель, – турнир-состязание в искусстве верховой езды и ловкости с участием богато убранных повозок, ему было поручено запечатлеть это событие. Память о Карусели хорошо сохранилась благодаря мемуарам и письмам современников и благодаря портретам братьев Орловых кисти Вигилиуса Эриксена, участвовавших в нем. Художнику были заказаны портреты кавалеров и дам в карусельных костюмах, из них до нашего времени дошли только два: Григория и Алексея Орловых. Во времена Екатерины II они находились в галерее Эрмитажа вместе с ее конным портретом в гвардейском мундире.  И теперь на выставке впечатляющий триптих напоминает о бурных днях государственного переворота 1762 и грандиозном зрелище 1766 года.

Выставлен в центре зала и седельно-сбруйный комплект         самой императрицы




А в левой части Николаевского зала висит довольно большое полотно, где изображена не сама Екатерина 11, и даже не ее соратники и придворные кавалеры. На этой картине старая крестьянка в окружении таких же как она по сословию людей. Оказывается, Екатерина приказала запечатлеть на этой картине свою подданную - столетнюю крестьянку Надежду Матвееву - долгожительницу царско-сельского уезда с ее детьми, тоже достигшими немалого возраста.




Как рассказала куратор выставки Елизавета  Ренне,

 этот портрет простой крестьянки Екатерина 11 распорядилась повесить в галерее Эрмитажа, а семье долгожительницы из 23 человек императрица пожаловала 900 рублей.

Кроме того, на выставке представлено немало предметов придворного этикета. Особенно хороши табакерки, принадлежавшие как самой Екатерине 11, так и ее придворным. На некоторых присутствует ее изображение, также выполненное Эриксеном. А в одной из витрин находится необыкновенной красоты шпага с эфесом, украшенным драгоценными камнями, принадлежавшая Павлу Петровичу.


Так что выставка в Эрмитаже многогранная, красочная, очень достойно представляющая мастерство датского портретиста ,  куда были представлены экспонаты их таких музеев, как  Государственным Русским музеем, ГМЗ «Царское село»; ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственным историческим музеем, ГМЗ «Московский кремль», Государственной Третьяковской галереей, Российским государственным историческим архивом, Москва.

Открывая ее генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал: «Благодаря нашей выставке и исследованиям, проведенным в Эрмитаже, мир получает возможность вспомнить одного из лучших датских художников и снова окунуться в атмосферу блестящего двора Екатерины Великой. Творчество Эриксена – яркий пример роли Екатерины II в развитии европейской художественной культуры».

Остается сказать, что Эриксен  вернулся в Копенгаген к лету 1772 года с репутацией придворного художника российской императрицы. О его произведениях в датской столице знали по гравюрам. Подтверждением его блестящей карьеры в России был коронационный портрет Екатерины II, посланный в 1767 году датскому королю и вскоре он  получил место придворного портретиста при датском дворе. 

Его не стало 21 мая 1782 года, а значит исполнилось 240 лет со дня его смерти. Но живы его картины,  проводится эта выставка, издан прекрасный каталог - первая монография об Эриксене, автором которого является куратор выставки Елизавета Ренне, кандидат искусствоведения настолько блестяще рассказывавшая о выставке, что с ней никак не хотелось расставаться.

 Монография об Эриксене снабжена большим количеством иллюстраций, впервые так полно представляющих этого своеобразного мастера. Жаль только, что приобрести ее пока не удалось.

Выставка продлится до 4 сентября 2022 года. 







 

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий