суббота, 28 мая 2022 г.

Большой китайский кабинет ждет первых посетителей

 Реставрация дело тонкое и долгое. Большой китайский кабинет в Китайском дворце в парке Ораниенбаум был закрыт на реконструкцию 6 лет назад и вот, наконец, в эти выходные он распахнул двери для всех желающих. Теперь посетители смогут увидеть 13 из 17 залов, в числе которых вся парадная анфилада дворца.





Анфилада эта поистине великолепна, ведь строилась она для самой Екатерины Великой и находилась в Китайском дворце, расположенном в первой ее личной резиденции, которую она назвала «Собственная дача».


История Китайского дворца начинается одновременно со становлением Екатерины II как императрицы: ещё будучи великой княгиней, она задумывает построить в Ораниенбауме свою Собственную дачу с увеселительным садом и катальными горами. Став императрицей, она уже «сентября 3 дня 1762 года» (то есть, спустя 2 месяца после восшествия на престол) издала указ об отпуске денег на ее строительство, архитектором в 1762—1768 годах был назначен Антонио Ринальди.



Дворец строился в целом в стиле рококо, а свое название он получил благодаря отделке интерьеров 4 залов в китайском стиле (шинуазри), что было очень модным в XVIII веке.

Чудом избежавший разрушений в годы Великой Отечественной войны, дворец с 2004 года подвергается комплексным работам по консервации и реставрации:  по 2009 год были выполнены работы по восстановлению фасадов здания и гидроизоляции, затем началась постепенная реставрация его интерьеров.

К сегодняшнему дню восстановлены все залы парадной анфилады дворца, общей протяженностью 65 метров, где сохранились полы из наборного паркета 18 века и плафоны потолков. Открывается она, как положено, помещением под названием Передняя с сохранившимися росписями стен и плафоном Серафино Бароцци.



Поблизости можно осмотреть опочивальню Павла 1 – это бывшая Штофная







а рядом находятся будуар с прекрасной отделкой




и бывшая Гардеробная, где несмотря на ее название стоит сохранившаяся мебель из коллекции дворца,




  но эти помещения не относятся к парадной анфиладе, хотя уже говорят о роскоши Китайского дворца.


Совершенно неповторимы Стеклярусный кабинет и Большой Овальный зал. Стены первого украшают 12 панно, вышитых вручную стеклярусом и синелью, автором рисунков для которых был Жан Пильман.






 Пол этого кабинета был когда-то выполнен из смальты, а ныне об этом искусстве дают понятие 2 столика и консоль, установленные вблизи окон.



Большой Овальный зал, к сожалению, потерял во время войны одно из главных украшений – плафон авторства Д.Б. Тьеполо, на месте которого позже разместили плафон работы С.Торелли, перенесенный из Мраморного дворца. 






За ним в анфиладе следуют два зала, открытые после реставрации в прошлом году. Штукатурный покой, который получил свое название благодаря изящной лепке, здесь также находится работа С.Торелли «Селена и Эндимон».



Филигранно отделан Малый китайский кабинет, где все было выполнено по рисункам Антонио Ринальди, а нынешняя необыкновенная обивка шелком стен этого кабинета воссоздана была в 1966 году. 15 видов ценных пород дерева использованы при укладке полов этого зала.






Надо отметить, что ни в одном из 17 залов дворца рисунок паркетов не повторяется.







И, наконец, открывающийся ныне Большой китайский кабинет, реставрация которого заняла 6 лет. Как рассказала  Татьяна Сясина, заведующая сектором "Собственная дача" отдела "Хранение и изучение памятников Ораниенбаума" ГМЗ "Петергоф", этот интерьер впервые подвергся комплексной реставрации. Только в 1946 году были проведены частичные работы и реставрация плафона.




«Зал был передан ООО "Петрорестком" за два года до начала работ, в течение которых правильно подгонялась температура, потому что реставрация может идти при температуре не ниже 14 градусов. Благодаря двум зимам, когда дворец немного протапливался, мы смогли начать реставрационные работы» - добавила она.




Ее рассказ дополнил Михаил Ботаковский, генеральный директор ООО «Петербургская реставрационная компания», сказавший, что они работали в постоянном взаимодействии с архитекторами, музейными работниками, исследователями, что очень важно и ценно. «Главным было осознание, что этот зал уникальный. Мы к моменту начала работ уже отработали на реставрации других интерьеров Китайского дворца по методикам консервации, но этот зал был самым сложным. Мы прошли  путь в 13 лет, начав реставрацию дворца в 2009 году. В этом зале работали в единой бригаде специалисты краснодеревщики, художники и другие специалисты. Нашей целью было максимально консервативно подойти к интерьерам и создать условия для того, чтобы обеспечить температурно-влажностный режим, который позволит дворцу существовать на протяжении длительного времени".


Особенностью декоративного убранства, выполненного в стиле «шинуазри», являются наборные деревянные панно на стенах, которые созданы в технике маркетри (мозаики из разных пород дерева) с инкрустацией пластинками моржовой кости, которые великолепно смотрятся.





Завершает декоративное убранство плафон «Союз Европы и Азии» работы итальянского художника Якопо Гуарана.


Пол кабинета, набранный из ценных пород дерева, сочетает в себе восточные орнаменты с элементами европейского рококо. Выполненный по рисунку А. Ринальди в 1773 году, он является одним из лучших образцов паркета в Китайском дворце.


Из убранства в этом великолепном зале пока стоит только большой бильярдный стол, но зато какой. Приобретенный великим князем Петром Федоровичем в 1748 году, раритетный «аглицкой билиарт» работы мастера Р. Кларка, был установлен здесь в царствование императрицы Екатерины II, которая была большой любительницей этой игры и на нем чудом сохранились даже лузы с матерчатым обрамлением.



В ходе торжественного открытия Большого китайского кабинета Роман Ковриков, врио генерального директора ГМЗ «Петергоф», сказал: "Мы еще на один шаг приблизились к завершению реставрации этого замечательного и единственного в России памятника эпохи рококо. Значение Китайского дворца для страны трудно переоценить " и поблагодарил ПАО "Газпром", при поддержке которого осуществляется реставрация Китайского дворца.

Теперь уже посетители музея смогут оценить и великий труд по созданию этого дворца Антонио Ринальди, и работу реставраторов, возвративших его нашему несовершенному миру.











2 комментария:

  1. Добрый день. Подскажите, пож-та , купить он-лайн билеты в Китайский дворец можно? Или только в кассе в очереди надо выстоять? Спасибо.

    ОтветитьУдалить