понедельник, 13 июня 2022 г.

Бедный, бедный Гений…

                   К 165-летию Михаила Врубеля

 

В начале июня в Корпусе Бенуа Михайловского дворца состоялось открытие давно ожидаемой выставки «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения». Экспозиция объединила около 200 произведений из собрания Русского музея и Третьяковской галереи, а также из частных собраний Санкт-Петербурга и Москвы.



 И практически сразу начался ажиотаж по поводу билетов на эту выставку. Уже в день пресс-показа ее захотели увидеть чуть ли не все журналисты Санкт-Петербурга, а также представители всех телевизионных каналов. Только успели закончить с ними, как пошла плотная толпа приглашенных, так что в выставочных залах корпуса Бенуа сразу стало тесно. И следующая – посетители, которые долго жаждали ее увидеть после того, как аналогичная выставка прошла в Москве в прошлом году. Волна желающих попасть на нее не иссякает до сих пор. Она захлестнула интернет. Говорят, что билет можно приобрести только онлайн, в кассе их уже нет.






Что же так привлекает в этом гениальном художнике? Кроме таланта, это несомненно его неповторимая особенность по-иному воспринимать наш мир и отображать его, но, видимо, еще в большей степени – его внутреннее видение другого мира, неподвластного взорам обычных людей.





На выставке в Русском музее сразу обращают на себя внимание тона отделки залов – это разные оттенки фиолетового, зеленого и синего цветов, о чем на пресс-показе так сказала заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова: «Мы исходили из разных граней в творчестве Врубеля и окраска стен связана с цветовым решением на картинах Врубеля. Это не буквальный цвет с врубелевских картин, а перекличка с фиолетовым, синим, зеленым». По ее словам, это один из самых любимых художников в Русском музее и видеть его работы в такой полноте - это большая удача. «Трудно собирались его работы, но сейчас здесь кроме работ нашего музея, а даже они не все ранее выставлялись, здесь много так называемой графики и разных по силе и значимости замечательных работ из Третьяковской галереи»,- сказала она и не могла обойти вопрос о сравнении с их прошлогодней выставкой Врубеля. – «Они отличаются в первую очередь по дизайну, потом у них двухэтажное пространство, у нас анфиладная система залов», - уточнила Евгения Петрова и от дальнейшего сравнения отказалась, сказав, что «главным было показать гениальность его цветовых решений, в том числе графических работ, которые также гениальны как и живопись».




В этом можно убедиться с первых шагов по выставке в Корпусе Бенуа, где представлены ранние работы Врубеля -  его цикл «Гамлет и Офелия» (ГРМ), работы, навеянные трагедией Шекспира, когда в поисках облика героя Врубель создал ряд автопортретов.




В это время он, двадцатичетырехлетний  дипломированный правовед, становится учеником Академии художеств, где, по словам куратора выставки ведущего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX – начала XXI вв. Владимира Круглова сразу был оценен его рисунок «Обручение Девы Марии и святого Иосифа» (1881).

По его словам, весной 1884 года Врубель по рекомендации своего учителя Павла Чистякова был приглашен профессором Адрианом Праховым в Киев для реставрации церквей и написания икон, где создает прекрасный образ Богоматери в Кирилловской церкви. Здесь первая веха в его судьбе – эта церковь находилась на территории больницы для душевнобольных, а образ на иконе он пишет с земной женщины – жены своего покровителя - Эмилии Праховой, в которую страстно влюбляется. Эхо этих двух событий отразится на его дальнейшей жизни.



Следующий важный этап - его поездка на полгода в Италию, где он изучает мозаики в Венеции, фрески в Равенне и вернувшись в Киев, пишет картоны для Владимирского собора в совершенно ином ключе и на его несчастье их отвергают, что явилось серьезнейшим ударом для молодого художника.

Врубель перебирается в Москву, где знакомится с Саввой Мамонтовым, по его рекомендации он получает заказы на большие панно для богатых москвичей, которые представлены на данной вставка. Это «Венеция», (ГРМ,1893), «Гадалка» (ГТГ,1895), и они прекрасны, но… заказчики недовольны и отказываются их выкупить. В это даже сложно поверить, глядя на эти великолепные панно.




 Кроме того, начинаются критические выпады и в среде коллег художников. Так, критик Стасов не принял его большое панно «Утро» (ГРМ, 1897) и даже заказавший это полотно для своего особняка Савва Морозов, отказался его там разместить.




Зато художника очень поддерживает Савва Мамонтов, предоставив Врубелю мастерскую для его работы. Хотя портрет своего благодетеля он исполняет в сложной манере, но как оказалось, во многом предугадав его судьбу. 



Хороши и другие портреты их общих знакомых.



В той же мастерской он работает над своим первым демоном. Самое знаменитое полотно «Демон (сидящий)», (ГТГ, 1890), 


потом будет работа над «Летящим демоном» (ГРМ, 1899), так и не оконченная, и долгая мучительная работа над «Демоном поверженным» (ГТГ, 1902)  , которая доставила художнику столько страданий и после чего с ним случился первый психический срыв. Эту картину Третьяковка не смогла предоставить для выставки в Русском музее по причине плохой ее сохранности, но есть разные проработки этого, возможно, самого сложного его произведения.




Зато обе знаменитые картины Врубеля с сиренью заняли очень удачное место на выставке. Расположенные в одном зале, они дают представление о развитии замысла художника. Если на первой – «Сирень» (ГТГ, 1900) цветущий куст и девушка были написаны с натуры в имении друга-художника Николая Ге, то вторую «Сирень» (ГТГ, 1901) он такне дописал, но на ней, кроме девушки и сирени в самом верху виден образ…




 Каждый трактует его сам, но видимо это все же один из демонов Врубеля, начало которым положила его работа по созданию иллюстраций к Лермонтовской поэме «Демон». На выставке представлено несколько графических работ к этой поэме, и они настолько хороши, что говорят, сильнее уже этот образ не выразить.






Ну и особым шедевром выставки является представленная Третьяковской галереей картина «Царевна-Лебедь», (1900) образ которой навеян его женитьбой на певице Надежде Забеле.



Ей посвящено множество картин, в том числе такие известные как «Морская царевна» (ГРМ), «Прощание Царя Морского с Царевной Волховой» (ГРМ), «Примавера» (ГРМ).





Жизнь Врубеля раскалывается надвое на сломе двух столетий: в 1901 году неудача с «Демоном поверженным», в 1902 году вроде бы радостное событие – рождение сына, оборачивается трагедией – сын умирает, и гениальный художник снова попадает в психиатрическую лечебницу. 

Во время просветлений он работает. Так, созданным им в 1906 году портрет Валерия Брюсова настолько хорош даже с недоработанным фоном картины, что сам поэт считает его самым лучшим.

Просветление в сознании художника позволяет ему создать полотно, которым завершается выставка - «Шестикрылый Серафим», (ГРМ, 1904), где мучившие художника демоны, превращаются, наконец, в ангела.



Закончился крестный путь великого художника-реформатора, мученика и гения Михаила Врубеля в апреле 1910 года, когда его полотнам, рисункам и даже наброскам, керамическим изделиям уже знали цену. А сейчас за право их экспонировать борются лучшие музеи нашей страны и мира.







Есть замечательный ролик на ютубе - Александр Таиров рассказывает о Врубеле.
https://m.youtube.com/watch?v=eFi9XPLd65M

Его стоит посмотреть, там есть такие слова : "Для гения доля фанатизма необходима... В портретах Врубеля есть внутренняя энергия." И он, ссылаясь на А. Блока, приводит его слова: "Искусство - это ад, из мрака которого художник берет образы."






Выставка продлится до 2 августа 2022 года.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий