Шедевры в музеях доступны для осмотра, а вот в частных коллекциях, как
правило, хранятся за семью печатями. И только очень редко владельцы выпускают
их в свет. В настоящее время в Санкт-Петербурге проходят как минимум две
выставки с сокровищами Старых мастеров из частных коллекций. О выставке Брейгелей
младших во Дворце Меншикова я уже в этом блоге сообщала, а о выставке «Старые мастера.
Путешествие во времени» в музее –усадьбе Г.Р. Державина готова рассказать
сейчас.
На выставке представлены произведения художников итальянского Возрождения, «малых голландцев», мастеров западноевропейского искусства XVII-XVIII веков из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга. Экспозиция живописных и графических работ разместилась в четырех выставочных залах Восточного корпуса державинской усадьбы. Сам проект «Старые мастера. Путешествие во времени», объединивший в выставочном пространстве 47 произведений, посвящен коллекционеру, ученому-географу П. П. Семёнову-Тян-Шанскому, внесшему огромный вклад в изучение западноевропейского искусства.
Вы поднимаетесь на второй этаж по красивой лестнице Восточного корпуса и оказываетесь прямо в Итальянском Средневековье.
Потрясающее впечатление производит картина «Мадонна с младенцем и грушей» кисти Франческо Верла (1470-1521) – художника умбрийской школы, изображенная на афише этой выставки. Владелица полотна Мария Юсупова рассказывает, что эту картину они купили у одной обеспеченной дамы, которой когда-то муж подарил ее, купив на аукционе в Вене за большие деньги. Потом муж скончался, и дама начала продавать свои вещи, чтобы уехать за границу. Так картина попала к нынешней владелице.
О замечательном полотне «Святое семейство с маленьким Св. Иоанном Крестителем», она же - искусствовед Мария Юсупова рассказывает так: «Изначально при покупке картины в Италии мы не знали, кто автор произведения, но как искусствовед я видела, что это высокий уровень живописи — кто-то из учеников или последователей Рафаэля. Мы стали искать автора, обратились к основному специалисту по западному искусству Пушкинского музея Вадиму Садкову, и он помог атрибутировать картину». По ее словам, художником был флорентиец Франческо Морандини (1544−1597), мастер Высокого Возрождения. О нем известно, что он принимал участие в росписи палаццо Веккьо (1555−1561) и Студиоло Франческо I Медичи, великого герцога Тосканы.
Необыкновенно хороши в этом зале три женских портрета: «Портрет дамы с красными садовыми розами» - произведение итальянского художника Пьетро Ротари (1707-1762), приглашенного в Россию императрицей Елизаветой Петровной.
Трудно оторваться и от «Портрета императрицы Марии-Терезии», автор которого, шведский художник Александр Рослин (1718-1793) известен как создатель нескольких портретов императрицы Екатерины II и лиц из ее окружения.
И еще один портрет в их «компании», хотя он и выбивается по стилю – это Густаф Лундберг "Дама с котом". Женщина, видимо, из другого круга.
Замечательны также два натюрморта художника Пьетро Маорна (XVIII в.) "Натюрморт с фруктами" и "Натюрморт с фруктами и битой дичью".
Казалось бы, камерная выставка, но это далеко не все представленные на ней картины. А есть и четвертый зал с шедеврами, полностью посвящённый гравюрам - там экспонируются репродукционные гравюры XIX века из цикла ксилографий «Жизнь Марии» одного из величайших мастеров Северного Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). Такой вот подарок ждет поклонников этого удивительного мастера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий