Мой любимый жанр в живописи – портрет. Очень интересно разгадывать судьбы изображенных на них людей, поэтому, когда где-то
открывается именно портретная выставка, я обязательно стремлюсь ее посетить, долго
рассматриваю каждую картину, заглядывая в глаза жившим когда-то женщинам,
мужчинам, детям. Обязательно уточняю не только имена художника и портретируемого,
но и из какого музея портрет поступил на выставку.
В
этом плане открывшаяся в Манеже выставка с красивым названием «Зерцало»,
посвященная русскому провинциальному портрету XVIII-XIX веков, настоящий праздник
для глаз и души.
Центральный выставочный зал «Манеж» совместно с 17 музеями России, в числе которых Угличский историко-архитектурным и художественный музей, Государственная Третьяковская галерея, Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и другие представили большой выставочный проект, посвященный истории русского провинциального портрета XVIII-XIX вв.
Помимо исследования этого яркого явления в отечественном изобразительном искусстве, выставка также предлагает по-новому взглянуть на нравы и традиции, сложившиеся в русской провинциальной культуре. Название экспозиции происходит от старославянского слова «зерцало». Зритель, оказавшись в выставочном пространстве, погрузится в зеркало истории, но при этом увидит и собственное отражение в зеркалах.
Как рассказала на пресс-показе выставки и.о. директора Манежа Анна Ялова, культурный феномен провинциального русского портрета заключается в том, что крепостные художники на них передавали информацию о деталях, по которым мы можем судить об укладе, быте, обычаях людей того времени. «Это настоящий кладезь информации для этнографов. По всей территории России мы отбирали полотна, чтобы показать этот культурный феномен - уникальную русскую живопись через провинциальный портрет» - сказала она.
Куратор выставки, Светлана Зенина, уточнила: «Истоки провинциального портрета восходят к середине XVII века, когда иконопись начинает уступать место зарождающемуся светскому искусству. В живописи появляется новая форма изображения человека – «парсуна» (от слова «персона»), знаменующая переход к изображению человека «с живства» (с натуры), к первым попыткам передать сходство и характер».
Детали, как правило, подчеркивали особенности положения изображаемых особ - украшения у женщин, или, например книга в руке сына купца.
Но среди купцов стали появляться настолько просвещенные люди, как например Василий Пивоваров, который собрал такую большую библиотеку древних редких книг и рукописей, что переехав в Петербург, подарил ее часть Университету, а его коллекция нумизматики до их пор находится в Эрмитаже.
На втором этаже в экспозиции представлены портреты духовенства и дворян. Портрет епископа Амфлохия из музея Ростовского кремля.
Такие разные и неповторимые портреты - их 101, а детали картин передают эпохи, характеры людей и порой можно встретить чуть ли не знакомые лица.
Чопорный Соковнин - портрет 1780 года.
Но пора заканчивать осмотр выставки и на прощание такой вот мерцающий подарочек от Манежа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий