среда, 26 октября 2022 г.

Погрузимся в зеркало истории через провинциальные портреты

 

 Мой любимый жанр в живописи – портрет. Очень интересно разгадывать судьбы изображенных на них людей, поэтому, когда где-то открывается именно портретная выставка, я обязательно стремлюсь ее посетить, долго рассматриваю каждую картину, заглядывая в глаза жившим когда-то женщинам, мужчинам, детям. Обязательно уточняю не только имена художника и портретируемого, но и из какого музея портрет поступил на выставку.

В этом плане открывшаяся в Манеже выставка с красивым названием «Зерцало», посвященная русскому провинциальному портрету XVIII-XIX веков, настоящий праздник для глаз и души.



Центральный выставочный зал «Манеж» совместно с 17 музеями России, в числе которых Угличский историко-архитектурным и художественный музей, Государственная Третьяковская галерея, Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и другие представили большой выставочный проект, посвященный истории русского провинциального портрета XVIII-XIX вв. 


Помимо исследования этого яркого явления в отечественном изобразительном искусстве, выставка также предлагает по-новому взглянуть на нравы и традиции, сложившиеся в русской провинциальной культуре. Название экспозиции происходит от старославянского слова «зерцало».  Зритель, оказавшись в выставочном пространстве, погрузится в зеркало истории, но при этом увидит  и собственное отражение в зеркалах.

Как рассказала на пресс-показе выставки и.о. директора Манежа Анна Ялова, культурный феномен провинциального русского портрета заключается в том, что крепостные художники на них передавали информацию о деталях, по которым мы можем судить об укладе, быте, обычаях людей того времени. «Это настоящий кладезь информации для этнографов.  По всей территории России мы отбирали полотна, чтобы показать этот культурный феномен - уникальную русскую живопись через провинциальный портрет» - сказала она. 


 Куратор выставки, Светлана Зенина, уточнила: «Истоки провинциального портрета восходят к середине XVII века, когда иконопись начинает уступать место зарождающемуся светскому искусству. В живописи появляется новая форма изображения человека – «парсуна» (от слова «персона»), знаменующая переход  к изображению человека «с живства» (с натуры), к первым попыткам передать сходство и характер».

Как рассказала Анна Ильина, архитектор, готовившая эту выставку вместе с куратором, экспозиция первого этажа знакомит  с жизнью купечества, пространственные элементы напоминают о допетровский архитектурной традиции, традиционном быте и ремесленничестве. 

 В начале XIX века едва ли не в каждом городе появляется свой художник, едва ли не в каждом зажиточном доме складывается портретная хроника семьи. Купцы, небогатые дворяне, даже духовенство обращаются к местному портретисту, своего рода ремесленнику, который старательно воплощает их представление о себе. 



Как рассказали на экскурсии по экспозиции, купечество было наиболее замкнутым сообществом со своей традиционной культурой, своим укладом нежели у дворянства и духовенства и первый этаж выставки посвящен как раз портретам особ из купеческих семей. Начинается осмотр как будто с покоев купеческого дома, где развешены портреты хозяев и хозяек, парные и семейные портреты.


Очень хорош этот парный портрет Силы Демидова и его жены кисти Ивана Некрасова из Пермского музея.  


И этот очень живой семейный портрет привлекает внимание.

Но большинство портретов купцов созданы неизвестными художниками, поскольку, как правило, они были выходцами их крепостных крестьян. 

 Во второй половине 18 века купечество стало осознавать себя отдельным сословием и появился интерес к портрету, но как правило созданные крепостными мастерами, эти провинциальные  портреты отличались от канонов Академии художеств.

Детали, как правило, подчеркивали особенности положения изображаемых особ - украшения у женщин, или, например книга в руке сына купца. 

Но среди купцов стали появляться настолько просвещенные люди, как например Василий Пивоваров, который собрал такую большую библиотеку древних редких книг и рукописей, что переехав в Петербург, подарил ее часть Университету, а его коллекция нумизматики до их пор находится в Эрмитаже.


Очень хороши парные портреты купца Гундорева и его жены, переданные на эту выставку из Третьяковской галереи.



Долго стояла и перед вот этим портретом, также представленным названным музеем. Живые глаза, точно прописанные детали - будто сейчас эта женщина вздохнет и произнесет какие-то слова.

На втором этаже в экспозиции представлены портреты духовенства и дворян. Портрет епископа Амфлохия из музея Ростовского кремля.


Маленькая княжна Урусова держит сумочку, детали которой очень тонко прописаны - художник известный Николай Мыльников (Ярославский музей).


А это парадный портрет пожилой дворянки со всеми ее украшениями - портрет конца 18 века из Переяславля-Залесского.


Молоденькая девушка - дворянка Киндякова с портрета 18 века из музея заповедника "Царское село". 


Мужской портрет - неизвестный нам Соловьев с портрета неизвестного художника 19 века, прибыл на выставку из Суздальского музея.


А это фрейлина с характерным аксессуаром - картина из Царского села

Такие разные и неповторимые портреты - их 101, а детали картин передают эпохи, характеры людей и порой можно встретить чуть ли не знакомые лица.

Чопорный Соковнин - портрет 1780 года.


Эта картина прибыла на выставку из Татарстана,


а эта красавица - госпожа Темерина, портрет 1840 года из Переяславля Залесского.


На выставке звучит тихая мелодичная музыка с народными мотивами, приглушенный свет выхватывает из полутьмы портреты людей ушедших эпох. Очень красиво все оформлено - овальные световые пятна как зеркала в прошлое, из которых на нас смотрят лица разных людей 18 и 19 века. 

Но пора заканчивать осмотр выставки и на прощание такой вот мерцающий подарочек от Манежа.















Комментариев нет:

Отправить комментарий