четверг, 22 декабря 2022 г.

Корпус Бенуа: налево «Дом и семья», направо «Картины военной жизни»

 Сразу две выставки единого проекта Русского музея работают сейчас в корпусе Бенуа. Выставочный проект под общим названием «Художники о войне и мире» - это своеобразный диптих из выставок «Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI – ХХ века» и «Дом и семья. Картины мирной жизни», которые осознаются как противоположные друг другу. Первая часть - это образы военных будней в истории России, вторая – по теме домашнего очага и семейного круга на пути ее исторического развития.





Первой открылась выставка о российском военном поприще, причем ее судьба была необычной. Она задумывалась для показа в филиале Русского музея в Малаге (Испания), где с большим успехом проходила с весны 2021 по май 2022 года. По объему выставка в Малаге была на треть больше нынешней, включала много предметов декоративно-прикладного искусства, портретов, полотен. Экспозиция выставки «Картины военной жизни» сейчас в правом крыле корпуса Бенуа построена в соответствии с хронологией событий: ставилась задача - представить историю батального искусства 16-20 веков.

Как уточнила заместитель гендиректора Русского музея Евгения Петрова: «Мы хотели показать две ипостаси человеческой жизни – войну и мир, а также показать того или иного мастера с точки зрения художественных достоинств».  Это касается произведений искусства 19 века, к которым относится большинство представленных экспонатов.

Начинается экспозиция со старинных икон, в частности святителя Николая. 

Русь несломленная показана на картине Николая Лосева "Последние минуты жизни князя Михаила Черниговского в ставке Батыя», упоение в бою на полотне Виктора Васнецова, запечатлевшем поединок скифа с русским воином.

Картина «Въезд Александра Невского в Псков» Владимира Серова, хотя и написана в 1945 году, хорошо передает дух радости русского народа. 

Безусловно запоминается полотно «Оборона Троице -Сергиевой лавры» (1894), на которой Сергей Милорадович запечатлел осаду монастыря войсками Лжедмитрия 11.

В неожиданном преломлении предстает здесь творчество известных художников. Так Василий Перов на этой выставке представлен полотном «Суд Пугачева» (1879),



 Василий Верещагин с масштабной картиной  мирного неба - «Вид Севастополя со стороны Малахова кургана»», можно сказать, противопоставлен самому себе более характерными для него произведениями - «Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой» и небольшой выразительной картиной «После неудачи». 





До глубины души меня поразила картина редко выставляемого художника Петра Грузинского «Оставление горцами аула при приближении русских войск» (1872), которая до того хорошо прописана, что захотелось запечатлеть ее фрагменты, которые по силе воздействия близки к изображенному Карлом Брюлловым на картине «Гибель Помпеи».



Хронологически показана в художественном преломлении история России и в дальнейшем: например, Первая мировая война в известном полотне Кузьмы Петрова-Водкина «На линии огня» (1916), а заканчивается выставка залом, где выставлены говорящие сами за себя картины Гелия Коржева из серии "Опаленные войной".



                                        ХХХ

Как рассказала Евгения Петрова, на обеих выставках представлены работы только из фондов Русского музея. На экспозиции о мирной жизни около 130 работ, созданных в 19 - 21 веках. «Здесь представлены разные стили, выставлены как широко известные, так и мало известные художники, а сама тема «Дом и семья» - это половина нашей постоянной экспозиции, – сказала она. - Мы сконцентрировались на ее разных составляющих, которые обозначены цитатами из поговорок». По ее словам, здесь можно рассматривать интерьеры, предметы быта, даже еду разных слоев населения как в дореволюционной России, так и советского времени.

И также как в первой части диптиха, экспозиция включает как произведения  художников, широко известных публике, так и представлены на ней малоизвестные вещи.  Выставка «Дом и семья. Картины мирной жизни» позволит ощутить поэтику спокойного течения жизни в кругу семьи.

Первый зал включает работы на тему дворянского быта. Здесь можно выделить сквозные мотивы, определяющие содержание понятий «дом» и «семья»  - «в кругу семьи», «дети в доме», «тишина и покой», «застолье»).






Например, картина Михаила Васильева «Интерьер (Семейный портрет Митусовых)», (1872), чутко передающая атмосферу гостиной дворянского дома.

Или полотно известнейшего Григория Сороки «Кабинет дома в Островках, имении Н.П. Милюкова», (1844).



А остатки этого быта в картине нашей современницы Анны Остроумовой-Лебедевой «Интерьер с собакой», (1917).



Особо выделена по своему расположению картина Федора Толстого «Семейный портрет», (1870), где он изобразил самого себя в окружении семьи. 

И гораздо менее известен Алексей Волосков – картина «За чайным столом (1851), где изображена гостиная в усадьбе Тарновских.

Милые черты уютных барских усадеб и на картинах Прокофия Пушкарева, Андрея Попова, а Николай Кошелев в своей работе «Урок музыки» запечатлел художника Ивана Крамского.

Особой трогательностью отличается картина Алексея Наумова «Старый друг» (1889), где очень пожилые люди без слов понимают друг друга.

Посетителям выставки предоставлена возможность увидеть редко экспонирующиеся произведения таких известных художников, как И.Н.Крамской, В.Е.Маковский, И.М.Прянишников, К.В.Лемох, В.М.Максимов, А.И.Корзухин, Б.М.Кустодиев, Ю.П.Кугач и другие. Мир камерных образов, раскрывающих мотив домашнего очага, представлен работами этих и других авторов.

Следующий большой зал экспонирует картины на тему крестьянского быта. «Внутренний вид избы» Николая Чернова, прелестные юные крестьянки на картине Ростислава Фелицина «На крыльце избы» (1855),

«Первенец», (1888) Ивана Пелевина,



 «Слепой хозяин» (1840) Василия Максимова и другие хорошо раскрывают эту тему. А экспозиция уже переходит в другие залы, где запоминаются такие полотна как «Старая теплая печь» (1976) Татьяны Яблонской, «Сыновья» (1972) Юрия Межирова,



 «Хозяйка» (1970) Юрия Кутана, «Белый интерьер» (1992) Владимира Манохина.


Их детали уже на сто процентов узнаваемы, так как их авторы – наши современники.

Живописная часть выставки дополнена скульптурой, произведениями декоративно-прикладного и народного искусства, литографиями и фотоработами.



 Безусловно хорош и фильм, который демонстрируется в отдельном зале, где посетители двух выставок могут передохнуть в ходе просмотра и получить дополнительную информацию.




Комментариев нет:

Отправить комментарий