пятница, 3 марта 2023 г.

Юрий Александров: «Мы хотим стать явлением в нашем городе»

 Поводом взять небольшое интервью у Юрия Александрова,

художественного руководителя СПб ГБУК «Камерный

музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», народного

артиста России послужила встреча в этом театре за

«круглым столом» с руководством Сербского театра

«Мадленианум».



- Юрий Исаакович, раз мы встретились с Вами при таких

обстоятельствах, уточните немного информацию о том,

как Вы ставили спектакли в сербском театре

«Мадленианум».

 - Я был там приглашенным режиссером. Для постановок

солисты набирались как из Национальной оперы, так и

приглашались молодые певцы. Как режиссер-постановщик

я мог выбирать солистов, хотя все же большого выбора

тогда не было. В то время в Белграде еще в какой-то мере

была некоторая конфронтация между Национальной оперой

и частным театром «Мадленианум», который в тот год - а

это было в начале 2000-х, считался еще некоторой забавой

его спонсора. Фактически, ставить пришлось на пепелище

после известных событий в этой стране.

Меня пригласили тогда с целью использовать мой опыт -

как из ничего сделать театр. Сцена там хорошая, как в

нашем Малом оперном театре, зал на 500 мест. Ситуация

была сложная. Я ездил туда несколько лет, даже получил

потом приз к 10-летию театра за лучшую постановку там за

всю историю этого театра.

 - А с меценатом этого театра Мадленой Цептер Вы

встречались?

- Да, конечно. Это обаятельная женщина тратит свои деньги

на театр, при этом, безусловно, требуется определенная

жесткость. Это при постановках на государственные деньги

у нас можно тратить их туда-сюда, а в этом театре все под

учетом, и она хотя выясняет отношения с поставщиками, но

у нее хватает ума и такта не диктовать постановщику какие

должны быть декорации, но как бизнесмен она торгуется по

цене за материалы, понимает, что, где можно приобрести и

сколько это стоит. Она вначале очень рассчитывала, что их

театр поддержит правительство, но этого, к сожалению, не

случилось.

 - Ваши постановки в этом театре - как долго они

держатся в репертуаре?

 - Мои спектакли идут и по сегодняшний день: «Травиата» и «Паяцы» в течение уже 15 лет. Остаются успешные спектакли, а какие-то из репертуара уходят. Если не продаются на них билеты – зачем их держать в репертуаре.

 - А какая аудитория в этом театре «Мадленианум»,

наверное, больше молодежная?

 - Я бы сказал, аудитория зрителей там разнообразная и

очень активная. Зрители едут к ним с другого конца города,

это не близко.

По поводу цели встречи с этим театром у нас за «круглом

столом», могу сказать, что инициатива шла от комитета по

культуре Санкт-Петербурга, где обсуждают с этим театром

планы сотрудничества. Какие-то свои спектакли они

привезут к нам, а наши певцы смогут поехать к ним. У нас

есть Международный камерный фестиваль, где мы

оплачиваем расходы всех к нам приезжающих его

участников. Как только нормализуется общая обстановка,

мы обязательно возобновим деятельность этого нашего

фестиваля, который сначала прерывался из-за пандемии.

Это будет толчком, чтобы к нам приезжали, а затем при

поддержке правительства города и мы поедем в Белград.

Напомню, что в наш предыдущий приезд мы работали там

как на сцене Национальной оперы, так и в Мадлениануме.

Привозили два спектакля – «Электру» и «Эсмеральду», так

что тропинка туда проторена, а был еще показан и Гала-

концерт.

- А финансы?

 - Ее фирма очень богата. Она ранее занимались посудой

Цептер, теперь у них новые технологии, медицина.

Например, очень многое из своего бизнеса они предлагают

бесплатно приглашенным гостям. Например, поселив в

своей гостинице, выдают специальные очки и за то время,

когда ты живешь в этой гостинице, ходишь в их очках, у

тебя улучшается зрение. А рядом с кроватями в номерах там

установлены специальные озонаторы.

Сейчас все усложнилось, и надо подставить плечо театру

«Мадленианум». Мы понимаем, что в сегодняшней

ситуации необходимо сохранять эти позитивные контакты.

Мы и не выжидаем - у нас было 11 стран в прошлом году в

гастрольной программе. Город знает, что нас можно

посылать в самые сложные места.

 - Давайте немного поговорим о Ваших премьерах.

 - Вся классика ходовая у нас есть, но одним этим сыт не

будешь. У нас в декабре было три мировые премьеры. 2

декабря прошел «Петр Великий», которого я поставил в

театре Музкомедии, 16 декабря состоялась премьера оперы

«Иван Грозный» в нашем театре и 28 декабре - премьера

«ҚАЛҚАМАН – МАМЫР» — огромной национальной

оперы в Казахстане.

Скажу так: хотя в нашем зале можно было бы играть

камерные спектакли, но мы поставили «Электру». Не

дублировать кого-то, не выживать, «не чирикать» в золотой

клеточке - мы хотим стать явлением в нашем городе.

Наша постановка о Петре 1 тронула души людей, некоторые

даже плакали в конце спектакля. Молодежь даже не знает и

не читает, как следует о нем, только что-то короткое по

компьютеру. И еще там прекрасная профессиональная

музыка в этом проекте.

Первый премьерный показ оперы «Иван Грозный» прошел в

декабре. В январе намечен следующий. Приходите, там

звучит прекрасная музыка Жоржа Бизе и создан совсем

незнакомый многим образ молодого Ивана Грозного.


- Большое спасибо за интересную беседу и за приглашение

на спектакль. Я обязательно приду.




 Справка.

 Всего в оперных театрах России и зарубежья Юрий Исаакович Александров поставил более 250 спектаклей. В Москве: «Хованщина» М. П. Мусоргского (Большой театр), «Любовный напиток» Г. Доницетти («Новая Опера» им. Евгения Колобова). В Турции: «Вертер» Ж. Массне, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Да здравствует мама!» Г. Доницетти. В Италии: «Черевички» в театре «Ла Скала» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Дон Жуан» В.-А. Моцарта, «Турандот» Дж. Пуччини в «Арена ди Верона».

Последний — беспрецедентный случай в театральном мире:впервые в истории итальянский оперный театр доверилпостановку оперы итальянского композитора российскому режиссеру. В США: «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Мазепа» П. И. Чайковского в «Метрополитен-опера». В Беларуси: «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха. В Латвии: «Любовный напиток» Г. Доницетти. В Литве: «Дон Жуан» В.-А. Моцарта. В Казахстане: «Турандот» Дж. Пуччини, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Абылай-хан» Е. Р. Рахмадиева. В Сербии: «Травиата» Дж. Верди и «Паяцы» Р. Леонкавалло. В Польше: «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Похищение из сераля» В.-А. Моцарта. В Эстонии: «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова.





Комментариев нет:

Отправить комментарий