В феврале этого года отмечалось 350-летие Русского балета. Этой дате посвящена масштабная и великолепно оформленная выставка «Первая позиция. Русский балет», открывшаяся на днях в Центральном выставочном зале «Манеж».
Создание этой крупнейшей выставки – плод труда многих музеев, организационная и творческая части были воплощены бюро Planet9 и РОСИЗО. На ней представлено около 1000 подлинных экспонатов из 40 музеев, архивов и библиотек Санкт-Петербурга, Москвы и регионов России – живопись, графика, скульптуры, костюмы, документы, личные предметы известных деятелей. Проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Как сказала в приветственном слове соавтор концепции выставки, всего за несколько дней до ее открытия утвержденная на посту директора ЦВЗ «Манеж», Анна Ялова, название «Первая позиция. Русский балет» было выбрано не случайно, так как именно этот вид искусства всегда занимал особое место в нашей культуре. «Русский балет открыл миру звезд первой величины, оказал существенное влияние на развитие хореографического мастерства, балетной педагогики и музыкального искусства. В работе над этой выставкой для нас особенно важно было художественным языком рассказать зрителю историю становления и развития балета в России, останавливаясь на наиболее важных исторических вехах, значимых постановках и выдающихся мастерах» - сказала она.Концепцию выставки ее соавтор и архитектор, основатель и генеральный директор бюро Planet9 Агния Стерлигова объяснила так: «Идея сделать проект, посвященный русскому балету, сложилась из нескольких источников. Во-первых, балет – один из самых очевидных и безусловных русских «брендов», а значит интересен не только у нас, но и во всем мире. Во-вторых, завораживает сочетание высоких достижений и жесточайшей конкуренции с волшебством, которое мы, зрители, видим на сцене. В-третьих, балет — это синтез искусств и необъятная совершенно тема».На пресс-показе выставки после приветственных слов журналисты пошли ее осматривать, предварительно вооружившись наушниками с аудиогидом. Это очень важный элемент восприятия такой богатейший выставки о русском балете.Первой посетителей встречает красная анфилада под названием «Императорский балет». Гостей ведут по выставке голоса артистов Юлии Рутберг и Игоря Миркурбанова, а чарующая музыка позволяет сосредоточиться на экспонатах. Первые из них еще из эпохи царя Алексея Михайловича, когда состоялось представление отрывков из оперы-балета «Орфей и Эвридика» в феврале 1672 года, затем в правление Петра 1 стали проходить Ассамблеи с введением европейско- танцевальной культуры, позже при Елизавете и Екатерине 1 уже был основан Русский театр. А в 1794 году появляется учебник «Танцевальный учитель».
Анфилада красных залов, умело украшена картинами, скульптурами, макетами – тут и сцена из «Лебединого озера», и движущаяся модель тонущего корабля, «ножка» Марии Тальони и веер в виде двух крыльев, портрет танцовщицы Е.А. Телешевой Кипренского и шесть балерин Лланта на литографии, коронационный альбом Александра 111,
Кто там только не представлен – афиши балетов Сергея Дягилева в Париже, портрет Леона Бакста и балетные костюмы той эпохи, скульптура, маски, картины и красивый фильм на интерактивном экране, даже икона здесь присутствует. Также в экспозиции полотна Михаила Врубеля и Зинаиды Серебряковой.
Третья, зеленая линия на 1-м этаже – это советский балет со всеми его достижениями. Здесь уникальные исторические костюмы, среди которых, например, пачка Галины Улановой для партии «Умирающий лебедь», архивные видеозаписи, фотографии Майи Плисецкой и других деятелей нашего балета.
Красиво смотрится лестница на второй этаж со сверкающими люстрами, а там визуальное царство балета: фильм «Анатомия балета» позволит узнать, что происходит с телом исполнителя с позиции общих законов физики и биомеханики, раздел «Школа» посвящён балетному образованию в России, где на стендах представлена схема как от Агриппины Вагановой расходятся линии к ее ученикам и последователям, фильмы о том, как по всему миру применяется ее система обучения. А рядом витрина с личными вещами П.И. Чайковского.
И снова царство костюмов - раздел «Костюмерный цех» демонстрирует изменение канона женского балетного костюма от русско-народного стиля до самого изысканного аристократического. Витрины с костюмами стоят по всему периметру верхнего этажа Манежа, а все центральное пространство занимают фигурки юных балерин почти в натуральную величину. Ощущение легкости и воздушности оставляет это пространство, которое напрямую ассоциируется с балетом и его тайным содержанием.
Так что не зря подчеркнула директор Манежа Анна Ялова: «Эта выставка хранит много тайн, сюрпризов. Наши художники работали в архивах, чтобы современные зрители увидели то, что не показывали уже 200-300 лет, узнали свою историю и гордились ею».«В мире мало вещей, которые могут сравниться по красоте и достоинству с русским балетом, — дополнила ее генеральный директор РОСИЗО Ольга Галактионова. — Это, бесспорно, наше национальное достояние, часть нашей культуры, то, чем мы восхищаемся по праву».Она также отметила, что в случае с этим межмузейным проектом о русском балете важен именно «гений места», то, что выставка проходит именно в Петербурге.
В рамках
выставочного проекта команда Манежа также представит насыщенную
просветительскую программу, включающую в себя лекции, открытые дискуссии,
выступления артистов, мероприятия для детей и подростков.
А посетили в свою очередь восхитятся и огромной подготовительной работой всех создателей и участников этой скрупулезно продуманной и великолепно организованной выставки с говорящим названием «Первая позиция. Русский балет», которая продлится до 21 мая 2023 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий