Редкая опера
Жоржа Бизе «Иван Грозный» об одном из самых противоречивых русских правителей
недавно дополнила репертуар театра «Санктъ-Петербургъ
Опера» и внесла свою изюминку афишу Северной пальмиры.
Для большинства любителей музыки Жорж Бизе — автор одной оперы - его «Кармен» знают все. Меньшему числу почитателей его таланта известна опера «Искатели жемчуга», и она также идет в «Санктъ-Петербургъ Опере». Совсем уж знатоки упомянут еще «Джамиле» и «Пертскую красавицу», а из остальных одиннадцати опер — некоторые вообще никогда не ставились, часть до сих пор остаются неопубликованными, а какие-то даже не были дописаны автором.
К последним относится опера «Иван IV», в свое время отвергнутая парижскими театрами «Шатле» и «Гранд-опера» и при жизни автора не исполнявшаяся. Ее партитуру обнаружили более чем 50 лет спустя после смерти композитора в 1929, а впервые поставили во 1951-м и то в сильно усеченном виде. Более полная версия прозвучала на родине Бизе и то в концертном исполнении к столетию со дня его смерти в 1975 году. А затем к ней вернулись и снова в концертном исполнении в 2002-м в Театре Елисейских полей в Париже. Так что эта опера мало известна не только широкой публике, но даже многим специалистам.Художественный руководитель «Санктъ-Петербургъ Оперы» Юрий Александров,
определивший для нее титул в своем театре в виде мировой премьеры, не преувеличил:
в декабре 2022 года, когда состоялся ее первый показ в данном театре, это была
не только первая ее постановка в России, но впервые в мире состоялась пятиактная
версия этой оперы.
Первое явление Юрий Александров решил преподнести в традиционном виде: на
сцене грозные скалы Кавказа с прекрасно переданными живописными водопадами, откуда
увезена молодая княжна. А дальше на сцене уже зубцы кремлевских стен и роскошь
царского двора.
Но этого авторам либретто показалось мало, они проводят героиню и ее отца
через сцены готовящейся казни. А сам молодой Иван Грозный так расстроен
коварными планами родственников жены, которая, по навету придворных, якобы была
с ними в сговоре, что слег в беспамятстве.
Это явный драматический и антиисторический перебор в либретто, изменять
который постановщик не взялся, так как музыка Бизе превосходно передает все
оттенки чувств героев этой драмы.
Постановщик этой зрелищной романтической фантазии, как определен ее жанр,
Юрий Александров, не только сумел создать яркие образы главных героев, но и
мастерски вписал эту французскую большую оперу в сценическое пространство
камерного зала, при этом еще и виртуозно справился с ее массовыми сценами.
Декорации и выразительные костюмы Вячеслава Окунева близки к образу
исторической обстановки, в которой можно предположить эпоху Ивана Грозного с
его боярами и скоморохами. Однако, образ боярина Юрлова несколько утрирован в
его мнимой дружбе с черкесским князем и его сыном. Народные сцены - гулянья по случаю коронации
Марии, а затем издевательство над ней толпы создает ощущение некоторой излишней
лубочности, но тоже оправданы как элементы того времени.
Нельзя не отметить полную изящества партию юного Булгарина прекрасно исполненную Алиной Николаевой, а также арию сестры царя Ольги, душевно прозвучавшую в исполнении Кристины Метелицы.
Спектакль, несомненно, имеет и будет иметь в
дальнейшем успех, обратившись, во-первых, к прекрасной музыке Жоржа Бизе, во-вторых,
к образу такого неоднозначного российского правителя как Иван Грозный, а в-третьих,
подчеркнутыми в ней традициями этого театра. Как известно, когда «Санктъ-Петербургъ
Опера» только начинала свою деятельность, основной упор делался на открытие
новых и возвращение к жизни неизвестных или забытых сочинений. И в опере «Иван
Грозный» коллектив театра под руководством Юрия Александрова блестяще доказал
верность своим идеалам.
Следующие показы оперы «Иван Грозный» намечены на 15 и 16 марта 2023 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий