понедельник, 20 февраля 2023 г.

Главный штаб показал потаенные уголки и вкрапленные музеи

 Сразу два приглашения пришли петербургским журналистам – от Эрмитажа и информагентства "Интерфакс" на участие в пресс-туре по выставочным и служебным пространствам Главного штаба, который был приурочен ко дню рождения Б. Б. Пиотровского, возглавлявшего Эрмитаж с 1964 по 1990 год. Именно при его руководстве музеем Восточное крыло Главного штаба было передано Государственному Эрмитажу в рамках программы «Большой Эрмитаж».


При его восприемнике Михаиле Пиотровском чудо реконструкции громадины помещений Главного штаба свершилось, и многие музейные пространства открыты для посетителей.  Журналистам решили показать почти все за один раз.

 



Как сказал во вступительном слове генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, Главный штаб сегодня - это лаборатория музейной жизни и образец современного использования исторических зданий для музейной работы.

«Много историй тут связано. И первая из них, как это крыло Главного штаба расселялось.  Здание было в глубоко аварийном состоянии и заброшенности. Вторая - история финансирования и инвестирования, третья история связана с проектом реставрации и реконструкции. Здесь особая система освещения. Следующая история - сама стройка, это отдельная песня, денег было недостаточно, по этапам шла работа – половина здания была отделена стеной, с одной стороны которой еще шла стройка, а с другой уже проходили выставки» – напомнил он.


На сегодняшний день эспозиционные помещения объединены в три анфиладные линии: Дворцовую ( вдоль Дворцовой площади), Певческую (вдоль Певческого проезда) и Речную (вдоль набережной Мойки). 

 

В этот день представителям СМИ решили показать обновленную экспозицию Нового искусства, трансформеры залов, вкрапленные музеи – Гвардии, квартиру Нессельроде, Музей ампира и другие новые музейные пространства по периметру здания на 2-4 этажах.   

 

Такого количества журналистов еще не было, наверное, ни в одном пресс-туре, поэтому их разделили на несколько групп и повели заранее утвержденными маршрутами, но с вариациями.



Поистине в виде марш-броска все проходило для группы, которую вел научный сотрудник Главного штаба Илья Астров, чуть рассказавший об истории создания музейных экспозиций Главного штаба

и устремившийся вместе с вверенными ему журналистами почти бегом по огромной парадной лестнице Атриума и затем, несмотря на имеющиеся лифты, в том же темпе по лестницам сразу до 4-го этажа, где только перед подъемом на чердак был остановлен спускавшейся оттуда другой группой мастеров пера и кинокамер. 

 

На Чердак Главного штаба хотели попасть многие, там сохранилась аутентичная атмосфера балок и перекрытий, созданных еще по проекту Карла Росси. Как известно, чердаки под сводами Триумфальной арки Главного штаба уже открыты для осмотра. В этот раз членам группы удалось побывать в пространстве под сводами арки со стороны Большой Морской улицы. Большие экспозиции из-за строгих условий хранения там размещать нельзя, а вот выставка потерянных вещей из числа забытых посетителям Эрмитажа, там существует. А на большом экране в интерактивном режиме повествуется об истории строительства Главного штаба.



 

Спустившуюся «с небес», эту группу представителей СМИ,  далее повели по периметру 4 этажа, сразу окунув в европейскую живопись. Проходя в быстром темпе обновлённую экспозицию Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, гид коротко бросал на ходу упоминания самых значимых ее картин, многие из которых побывали на выставках в Париже и в Москве. Остановился он только в воссозданном Музыкальном салоне из московского особняка Ивана Морозова, где была проведена профессиональным экскурсоводом краткая экскурсия, а журналисты смогли немного перевести дух.





Помнится, там рядом был зал Родена, но о нем даже не упомянули в такой спешке.


Безусловно трудно, конечно, за один день, да еще в отведенные полтора часа, показать подробно все сокровища, собранные в Главном Штабе. Но даже для тех, кто там бывал не раз и имел возможность ранее в своем темпе познакомиться с полотнами Моне и Дега, Ренуара и Марке, это было сложно.







 Но зато в этом пресс-туре они могли увидеть то, куда ранее не ступала нога журналиста.

 

 Церковь Благоверного князя Александра Невского хороша как невеста под венцом. Это был внутренний храм Министерства иностранных дел и как сказал гид, известна она еще и тем, что здесь А.С. Пушкин приносил присягу перед поступлением на службу в это Министерство.


Еще более потаенный уголок, причем в прямом смысле слова, демонстрирует это фото.


Это спроектированный Карлом Росси угол здания, выходящий а Мойку, так называемый "утюг". По словам гида, в данном крошечном помещении любил находиться Федор Тютчев в бытность своей работы в этом здании.

 

Залы памяти Карла Фаберже открыты достаточно давно, а вот в анфиладе помещений Музея Российской гвардии мало кто бывал раньше. А тут и кафтан Петра 1 – подлинный, хорошо сохранившийся, мундиры и знаки отличия всех последующих эпох.





 Не менее насыщены экспозиции Министерства иностранных дел Российской Империи и музейные пространства, которые ранее занимало Министерство финансов Российской Империи. 



Но почти в вихревом темпе группа проносилась по этим залам, как и по экспозиции западноевропейского искусства XIX века (Германия, Австрия, Голландия, Бельгия).


А какие там женские портреты и картины!



Пришлось мне задержаться и самостоятельно осмотреть не имеющую равных за пределами Германии коллекцию полотен Каспара Давида Фридриха, 250-летие которого будет отмечаться в 2024 году.




 

 Зато у картины  «Остров мертвых» Арнольда и Карло Бёклиных, приобретённой Эрмитажем в 2022 году, организаторами пресс-тура была продумана небольшая экскурсия профессионального сотрудника.





Далее был показ залов «Искусство XX–XXI веков» с работами Билла Виола и Ансельма Кифера.

 

Прекрасной была задумка продемонстрировать участникам пресс-тура архитектурную трансформацию Большой Анфилады Главного штаба – различные варианты открытия и закрытия створчатых дверей и поворотных стен залов, а также функциональных возможностей современного музейного комплекса: зоны приёма и разгрузки крупных экспонатов, зоны таможенного досмотра, а также лифтов для подъёма экспонатов на Большую Анфиладу. Некоторым даже показали специальный лифт для инвалидов, воспользоваться которым эта категория посетителей Эрмитажа может только с помощью конкретного персонала, который еще надо отыскать.

 

Итак, почти все из вышеперечисленного доступно теперь для массового осмотра, кроме последних технических зон по работе с экспонатами. А на чердак Главного штаба все же можно попасть, заранее уточнив, как записаться в группу на определенное время.

 

А вот первый этаж Главного штаба действительно теперь общественное пространство – правда не все знают, что там можно походить, посмотреть сувенирные магазинчики, посидеть в кафе, небольшие открытые выставки там проходят. Даже просто зайти во время дождя и встретиться, например, с друзьями, и все это возможно сделать, не покупая билет, а там уже и «аппетит» к осмотру экспозиций может прийти.

 

 Так что цель, о которой заявил в своем выступлении Михаил Пиотровский вначале – сделать первый этаж общественным пространством, так называемым форумом и как бы продолжением Дворцовой площади, куда Главный штаб открыт полукругом, уже достигается. На прекрасной белой парадной лестнице атриума проходят многочисленные мероприятия, и здесь всегда ждут петербуржцев и гостей города.

 

А еще директор Эрмитажа уточнил, что при участившихся угрозах теракта в основном здании музея, посетителей направляют в Главный штаб, чтобы они смогли посмотреть по тем же билетам его экспозиции, а после проверки снова вернуться в залы Зимнего дворца.



Комментариев нет:

Отправить комментарий