воскресенье, 23 апреля 2023 г.

Спустя 237 лет продолжилась дуэль между Моцартом и Сальери

 

В театре «Санктъ-Петербургъ Опера» состоялась двухдневная премьера оперы «Директор театра» В. Моцарта, которая вместе с оперой «Сначала музыка, слова потом» А. Сальери вошла в единую постановку.


Этот театр давно известен своими нетривиальными постановками забытых или малоизвестных опер. Вот и на этот раз художественный руководитель «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров вытащил из глубин истории малоизвестный факт и выстроил на нем увлекательную постановку.

 7 февраля 1786 года австрийский император Иосиф II устроил праздник в честь прибытия в Вену генерал-губернатора Нидерландов, главной деталью которого стало музыкальное соревнование между Антонио Сальери и Вольфгангом Амадеем Моцартом. Каждый из них должен был написать одноактную оперу на тему театральной жизни. При этом слушателям обоих сочинений необходимо было ответить на вопрос: какая опера лучше — итальянская опера-буфф или немецкий зингшпиль? Сальери, представлял Италию, написав оперу «Сначала музыка, слова потом» на либретто Дж. Б. Касти, а Моцарт, защищая права немецкой музыки, представил публике оперу «Директор театра» на либретто И. Г. Штефани.

В дальнейшем, данная одноактная опера Моцарта исполнялась крайне редко, а названное сочинение Сальери не исполнялась совсем. И вот спустя 237 лет стараниями коллектива «Санктъ-Петебургъ Опера» они обе в апреле этого года были представлены публике в едином спектакле.

 


В первом акте исполнялась опера «Сначала музыка, слова потом» А. Сальери. Созданная в жанре итальянской оперы-буфф, она описывает типичную закулисную ситуацию «рождения шедевра». Некий граф Опицио планирует провести театральный праздник, для чего поручает написать оперу придворному маэстро (в этой роли Антон Морозов), но времени для этого дается крайне мало — всего 4 дня. Для создания либретто тот находит поэта – (Дмитрий Уди), который, поначалу сопротивляется, но маэстро удается привлечь его к сотрудничеству, тем более, что у него припасена музыка, написанная для оперы-буфф. Но поэт предлагает либретто для оперы-сериа - итальянской серьезной оперы. Как эти двое находят общий язык для выполнения заказа и составляет сюжет, который ярко расцвечивается двумя исполнительницами женских ролей.

Первой на прослушивание приходит донна Элеонора. В исполнении Софьи Некрасовой воплощена певица оперы-сериа, которая демонстрирует свои возможности, репетируя отрывки из трагической оперы. Вторая претендентка очаровательная Тонина — певица оперы-буфф в экстравагантном исполнении Каролины Шаповаловой. У прелестной особы оказывается стервозный характер, и она демонстрирует вокальные и актерские способности, а также делает акцент на своих соблазнительных прелестях. Кульминацией этой оперы –буфф Сальери является вокальная дуэль соперниц, результатом которой становится комический дуэт.



 Во втором акте была показана опера «Директор театра» В.А. Моцарта, написанная в жанре зингшпиль — немецкой комической оперы, которая ярко демонстрирует зрителям жизнь театра изнутри, с ее интригами, скандалами, соперничеством примадонн и капризами артистов.  По сюжету директор театра (Иосиф Пилиев) вместе с комиком-буфф (Валерий Каула) собирают новую театральную труппу. Им обоим приходится договариваться с пятью исполнительницами и их мужьями, участвовать в творческой «битве» между такими разными по вокальным возможностям и человеческим качествам певицами. Хороши на сцене все пять претенденток на роли – Эльвира Копылова и Александра Ляпич, Наталия Кочубей и Светлана Арзуманова, а также исполнительница роли мадам Кроне Юлия Птицына. Так кто же попадет в труппу и с какой оплатой? Как и положено в комической опере все заканчивается благополучно: солисты – а среди них есть и мужчины, партии которых исполняют Денис Ахметшин, Леонтий Сальенский, Василий Ремезов, довольны гонорарами и ролями, а директор театра удовлетворен результатом.




Как видите в обеих одноактных комических операх в основе сюжета тоже заложено соперничество, но если в них все завершается благополучно, то как мы знаем дуэль композиторов не была столь позитивной.   И как вы думаете кто тогда победил? Не угадали, 237 лет назад слушатели проголосовали за Сальери!



А сейчас? Автор этих строк отдала свой голос опере-буфф Моцарта за его блистательную, как всегда искрометную и одухотворенную музыку, с прекрасно прописанными музыкальными партиями героев, за виртуозное с озорством исполнение артистами данного театра.


Этот голос вошел и в итоги двух дней показа этого соревнования  композиторов на сцене, и  хотя победил В.А. Моцарт, но за него отдали свои голоса только 66 процентов зрителей. А это ненамного больше половины. Значит и у музыки Сальери много поклонников. Она действительно занимательна, прекрасно звучат арии, но …Сколько людей столько и мнений.

Впрочем, прекрасная единая постановка двух этих опер под руководством народного артиста России Юрия Александрова, который выступил перед зрителями до начала спектакля, сказав, что его всегда напрягала трактовка А.С. Пушкиным взаимоотношений Моцарта и Сальери, доказала, что в целом победила Музыка.

 Потенциальные слушатели из числа петербуржцев и гостей нашего города могут составить свое представление об этом состязании, посетив театр «Санктъ-Петербургъ Опера» 20 и 21 мая, и также проголосовать за победителя дуэли композиторов. А значит она продолжается?





 

                  

Комментариев нет:

Отправить комментарий