В театре «Санктъ-Петербургъ Опера» состоялась двухдневная премьера оперы «Директор театра» В. Моцарта, которая вместе с оперой «Сначала музыка, слова потом» А. Сальери вошла в единую постановку.
Этот театр давно известен своими нетривиальными постановками забытых или малоизвестных опер. Вот и на этот раз художественный руководитель «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров вытащил из глубин истории малоизвестный факт и выстроил на нем увлекательную постановку.
В первом акте исполнялась опера «Сначала музыка,
слова потом» А. Сальери. Созданная в жанре итальянской оперы-буфф, она описывает
типичную закулисную ситуацию «рождения шедевра». Некий граф Опицио планирует
провести театральный праздник, для чего поручает написать оперу придворному маэстро
(в этой роли Антон Морозов), но времени для этого дается крайне мало — всего 4
дня. Для создания либретто тот находит поэта – (Дмитрий Уди), который, поначалу
сопротивляется, но маэстро удается привлечь его к сотрудничеству, тем более,
что у него припасена музыка, написанная для оперы-буфф. Но поэт предлагает
либретто для оперы-сериа - итальянской серьезной оперы. Как эти двое находят
общий язык для выполнения заказа и составляет сюжет, который ярко расцвечивается
двумя исполнительницами женских ролей.
Во втором акте была показана опера «Директор театра» В.А. Моцарта, написанная в жанре зингшпиль — немецкой комической оперы, которая ярко демонстрирует зрителям жизнь театра изнутри, с ее интригами, скандалами, соперничеством примадонн и капризами артистов. По сюжету директор театра (Иосиф Пилиев) вместе с комиком-буфф (Валерий Каула) собирают новую театральную труппу. Им обоим приходится договариваться с пятью исполнительницами и их мужьями, участвовать в творческой «битве» между такими разными по вокальным возможностям и человеческим качествам певицами. Хороши на сцене все пять претенденток на роли – Эльвира Копылова и Александра Ляпич, Наталия Кочубей и Светлана Арзуманова, а также исполнительница роли мадам Кроне Юлия Птицына. Так кто же попадет в труппу и с какой оплатой? Как и положено в комической опере все заканчивается благополучно: солисты – а среди них есть и мужчины, партии которых исполняют Денис Ахметшин, Леонтий Сальенский, Василий Ремезов, довольны гонорарами и ролями, а директор театра удовлетворен результатом.
Как видите в обеих одноактных комических операх в основе сюжета тоже заложено соперничество, но если в них все завершается благополучно, то как мы знаем дуэль композиторов не была столь позитивной. И как вы думаете кто тогда победил? Не угадали, 237 лет назад слушатели проголосовали за Сальери!
А сейчас? Автор этих строк отдала свой голос опере-буфф Моцарта за его блистательную, как всегда искрометную и одухотворенную музыку, с прекрасно прописанными музыкальными партиями героев, за виртуозное с озорством исполнение артистами данного театра.
Впрочем, прекрасная единая постановка двух этих опер под руководством народного артиста России Юрия Александрова, который выступил перед зрителями до начала спектакля, сказав, что его всегда напрягала трактовка А.С. Пушкиным взаимоотношений Моцарта и Сальери, доказала, что в целом победила Музыка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий