понедельник, 3 июля 2023 г.

Петергофский Эрмитаж ждет гостей

 Первый в России Эрмитаж появился где? Не угадали – в Петергофе. Это был задуманный Петром 1 петергофский павильон «Эрмитаж», показанный им своим гостям в 1723 году, а ныне открытый после двухлетней реставрации.


Ко Дню реставратора состоялся пресс-тур, посвященный этому событию, когда во время первого широкого показа достигнутых результатов мастеров-реставраторов Роман Ковриков, врио генерального директора ГМЗ «Петергоф», сказал: «Сегодня для нас очень важный день, потому что мы не только открываем после долгой реставрации экстерьеров один из малых дворцов Петра I, который он спроектировал лично сам, но и впервые за 200 лет на постоянной основе заполнили окружающий его ров водой. Идея Петра сегодня воплощена полностью».

Прекрасный кубического объема малый дворец, как драгоценная шкатулка на берегу Финского залива всегда привлекал внимание посетителей петергофского Нижнего парка, но последние 2 года, он был закрыт, не было воды и в окружающем его пространстве рва.


Нино Вахания, начальник экспозиционной службы ГМЗ «Петергоф», рассказала о том, что этот роскошный вид павильона «Эрмитаж», воссоздан абсолютно в духе Петра Великого, том самом, который за два года до своей смерти Петр I презентовал именитым гостям и иностранным послам во время первого показа свой летней императорской резиденции.

А начинался петергофский Эрмитаж с идеи императора, почерпнутой им в своем втором путешествии по Европе в 1716 году. Тогда он увидел такие уединенные красивые павильоны с новомодными механизмами подъемного стола и подъемного кресла и решил это адаптировать под Россию.

Ныне сверкающий на солнце фасад Эрмитажа прекрасно вписывается в видовые сюжеты как со стороны парка, так и со стороны залива, но главные его достоинства внутри. Это уникальный подъемный стол для гостей бывшей царской резиденции. Подъемный стол состоит из 537 элементов и более 1000 крепежных деталей.  Происходить все должно было так: император звонит в колокол и опускается подъемная часть стола. Но это была его задумка, а сам механизм мастер из Франции смог завершить только в конце 1725 года, когда Петра 1 уже не было в живых. Так что в реальности гостей здесь начали принимать только со времени правления  Екатерины.

Для участников пресс-тура была проведена подробная экскурсия по этому чуду инженерной мысли 18 века.

Оказалось, что во время войны само здание Эрмитажа пострадало не сильно, зато механизм подъема был нарушен. Так, подъемную лебедку нашли на дне рва. После войны реставратор Александр Леонтьев, работавший над проектом подъемного механизма, смог восстановить саму конструкцию, причем все удалось сделать как в 18 веке. Две части -  неподвижная часть стола располагалась на втором этаже, а подъемная опускалась, а еще до сих пор работают механизмы под каждой тарелкой, когда гости писали свои заказы на дощечке мелком и подавалось то, что они заказывали. Кроме того, здесь были кухня и буфетная.

На первом этаже дворцового павильона сразу поражает сам механизм подъема исторического перемещающегося стола. Сразу было отмечено, что в ходе реставрации 2021-2023 годов с ним не производились работы. Елена Секарева, заведующая сектором «Дворцы и музеи Нижнего парка» ГМЗ «Петергоф», рассказала: «Петр 1 продумывал в этом здании все – начиная с фасада и решеток балконов до деталей механизмов. Но сведений о том, кто занимался подъемом стола, не сохранилось, зато есть данные, что Петр I задумывался о том, чтобы дать работу ветеранам после окончания Северной войны. Известно, что он приказал гвардейцам Преображенского полка учить механику. Эта история позволила предположить, что, возможно, именно бывшие гвардейцы, обладающие определенными навыками, могли обслуживать механизм подъемного стола. Поэтому сегодня мы создали и новые костюмы для наших служителей». Журналистам продемонстрировали как одетые в исторические костюмы молодцы вручную крутят лебедку подъемного механизма и на глазах стол опускается вниз из своего верхнего положения.

Экскурсия продолжилась на втором этаже, где во всем великолепии предстает убранство пространства для бывших приватных приемов гостей.  Зал площадью в 80 кв. м, посредине которого находится подъемный стол, украшенный ныне муляжами явств. Он был рассчитан на 14 персон и каждого гостя поднимали когда-то в подъемном кресле. Слуги были только на 1 этаже. В средней части стола находились общие для всех блюда, которые каждый брал для себя сам, а отдельно можно было написать свой заказ на дощечке и по звонку колокольчика гостя тарелка опускалась вниз, на нее накладывалось заказанная пища и поднималась вверх. Кувшины и штофы стояли на неподвижной части стола.


Нынешний вид со шпалерной развеской картин на стенах - это дань интерьеру при последующих владельцах павильона. Из петровской коллекции здесь всего одна картина - «Чаша Диогена» голландского художника XVII века Николаса Розендаля, а было их 18. В середине XVIII века приказом Елизаветы Петровны стены Эрмитажа по проекту Франческо Бартоломео Растрелли были украшены картинами в шпалерной развеске. Сегодня в шпалерную развеску включены 124 картины, многие из которых были также отреставрированы. Нино Вахания уточнила, что одна из картин, которая ранее не была атрибутирована, благодаря реставраторам и хранителям вернула имя автора - немецкого художника Иоганна Фридриха Вейча.

По словам Елены Секаревой с 1897 года здесь висит картина «Полтавская баталия».

Подъемное кресло теперь стоит как экспонат, но оно перестало осуществлять свои функции еще с того времени, когда Павел 1 застрял на нем между этажами, после чего была все же построена лестница, задуманная когда-то самим Петром 1.

Но, начиная с момента создания, павильон Эрмитаж страдал от сырости и влаги, проникавших в том числе в подвальное помещение. Главной задачей реставрационных работ, проводимых в 2021-2023 годах, стало устранение этой проблемы. Подпорные стены рва выложены кирпичом, частично сохранившимся с XVIII века. В нижней части стены рва облицованы гранитными плитами, запечатанными свинцом.

Деталями реставрации поделился главный архитектор ГМЗ «Петергоф» Иван Лебедев, сказавший, что основной сложностью для коллектива архитекторов, инженеров и реставраторов была задача гидроизоляции при наличии уровня воды выше отметки подвала. Сейчас вода в ров поступает самотеком по водоводу из фонтана «Ева», регулируется задвижками и наполняется на глубину около метра. При необходимости воду можно поднять и выше или полностью спустить. На осенне-зимний сезон вода в любом случае будет спускаться, дно и стенки бассейна — очищаться. Он также отметил, что исторически здание имело скорее апельсиновый оттенок, нежели желтый, что было установлено во время расчистки фасада.

При выходе после экскурсии из павильона все снова смогли полюбоваться прекрасным фасадом здания и мостиком, ведущим к нему чрез воссозданный исторический ров с водой. Площадка вокруг здания – стилобат – выложена плитами из Путиловского известняка, достаточно долговечного строительного материала. Лоток канала укреплен мощением из булыжного камня. По рву проложен коллектор из чугунных труб с выходом в Финский залив. Отреставрированный мостик выполнен из лиственницы.

Реставрационные работы проведены ООО «Профиль» (генеральный директор В.Соловьев) под техническим надзором департамента реставрации, реконструкции и капитального ремонта ГМЗ «Петергоф» под руководством А. Широкова.

 Павильон «Эрмитаж» готов принимать посетителей ежедневно, кроме вторника. По выходным дням будут проводиться по три сеанса пуска подъемного стола. Кроме того, как сказал врио гендиректора ГМЗ «Петергоф» Роман Ковриков, будут также проходить авторские экскурсии, когда их будут проводить хранители, которые покажут в закрытый день музея, экспонаты «с погружением в историю».  Нино Вахания отметила, что уже в ближайшую авторскую экскурсию «Петровский Петергоф» 3 июля будет включено и посещение павильона «Эрмитаж».

Необходимо также учитывать, что музей закрывается во время дождя и при повышенной влажности, в связи с чем билеты продаются только в кассах музея в день посещения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий