вторник, 4 июля 2023 г.

Неоклассицизм в стенах корпуса Бенуа

Масштабная выставка «Вдохновленные классикой», посвященная неоклассицизму в России, открылась в корпусе Бенуа Русского музея.


Неоклассицизм - это одно из крупнейших направлений в отечественном искусстве начала ХХ столетия, которое оказало существенное влияние на отечественную архитектуру, театр, музыку, моду и, в том числе, на повседневную жизнь.

Как рассказала в ходе пресс-показа Евгения Петрова, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе, предыдущие 4 десятилетия они много говорили об авангарде и показывали его представителей на тематических выставках, а сегодня решили показать направление, когда художники искали связи с классикой, причем разной – античностью, ренессансом, готикой, но как полноценное явление оно малоизвестно.   На этой выставке представлены картины не только известных художников, но и малоизвестных, которые, по ее словам, обращались к разным истокам, и зрители смогут полюбоваться высоким качеством их произведений.

Впервые идеи неоклассицизма в России были высказаны на рубеже XIX – ХХ веков и это было связано с деятельностью художников и критиков, сплотившихся вокруг журнала «Мир искусства» и его редактора Сергея Дягилева. Художники-неоклассики обращались к вечным ценностям культуры в поисках гармонии и красоты. Античное искусство, эстетика Ренессанса, художественные идеи эпохи классицизма вдохновляли знаменитых мастеров русской живописи первой трети ХХ века и находили отражение в их творчестве.

По словам куратора выставки, ведущего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX – начала XXI вв. Владимира Круглова, на ней представлено более 150 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства первой трети XX века из собрания Русского музея.

В первом зале безусловно обращает на себя внимание большое полотно Льва Бакста «Древний ужас» (1908), напрямую отсылающее к античности.  Из мирискусников тут представлены Александр Бенуа с картиной «Песня Аполлона дриадам и фавнам» (1908), Евгений Лансере «Сумерки. Танцующие нимфы и фавны» (1906).

Ярко отражено творчество Александра Яковлева и Василия Шухаева  – большой эскиз и одноименная картина «Автопортреты» (Арлекин и Пьеро), 1914. Кроме того, рядом размещены «Портрет Белы Казароза», впечатляющее полотно «Скрипач» (1915) Александра Яковлева и «Портрет Е.Н. Шухаевой», написанный в 1917 году Василием Шухаевым. Все они прекрасно экспонированы на правой стене большого зала и смотрятся очень выигрышно.


А на противоположной стене большеформатные «Эскизы росписей в особняке В.И. Фирсановой на Пречистенке в Москве» (1915), где запечатлены пять Муз – это также совместная работа указанных художников. Так что оформление зала, связанного журналом «Мир искусства» очень удалось организаторам выставки.



Представлена в этом зале и скульптура, в частности «Юноша» Сергея Коненкова, (1907).

                                      ххх

Второй зал посвящен живописи младшего поколения мирискуссников, в частности, великолепной художнице Зинаиде Серебряковой. Часть ее работ очень узнаваемы: «Купальщица» (1911), «Портрет АА. Бенуа-Черкесовой с сыном» (1922), «Баня» (1913). Безусловно хороша картина Бориса Кустодиева «Лето (Поездка в «Терем»),1918. Здесь же выставлены скульптуры Веры Мухиной и Александра Матвеева.

Третий большой по площади зал акцентирован полотном Николая Калмакова «Артемида и спящий Эндимион» (1917), а также большими скульптурными портретами, такими как «Портрет Нестора Загорного» (1912) Василия Кузнецова.  В этом зале продолжается развитие принципов неоклассики в живописи 1920-х годов в галерее портретов.
Великолепно представляют свою эпоху многочисленные портреты: Константин Сомов «Портрет Е.К. Сомовой», Борис Кустодиев с портретами Грабаря и  Добужинского», Ольга Делла-Вос-Кардовская, «Автопортрет». И менее известный Борис Пестинский с «Автопортретом в шляпе» и портретом М.Б. Кириченко-Астромовой. Здесь же хорошо узнаваемый Михаил Кузмин, чей портрет создан Николаем Радловым в 1926 году.

 



По-настоящему притягивают внимание несколько работ Савелия Сорина: «Художник с Монпарнаса» (1923), «Портрет Г. Кан» (1934) и его же необычно запечатленный образ О.К. Орловой (1917), а также прекрасный «Портрет балетмейстера М.М. Фокина», (1926).




Не пройти и мимо мраморного портрета Евфимии Носовой-Рябушинской», выполненного знаменитым скульптором Анной Голубкиной в 1912 году в классической манере.

Довольно подробно представлен на выставке Кузьма Петров-Водкин - от широко-известной картины «Мать» (1915) до «Вакханок» (1912), очень хорош также его натюрморт «Черемуха в стакане» (1932).

В бытовом жанре решена картина «Интерьер с манекеном» (1922) Владимира Апостоли, тут же «Натюрморт с палитрой» Владимира Лебедева (1919).

Часть экспозиции этого зала посвящена фарфору из серии «Виды старого Петербурга».

 Небольшой зал с железной лестницей собрал шедевры книжной графики мирискусников – Мстислава Добужинского, Льва Бакста, Георгия Нарбута и других.

И в завершении экспозиции этого выставочного пространства зал с картинами соцреализма, с хорошо узнаваемым полотном Александра Самохвалова «Девушка в футболке» (1931-32), которую еще называли «советской джокондой». И скульптура соответствующая - «Предупреждение поджигателям войны», (1950) Матвея Манизера, где идеи неоклассиков преломляются в несколько иное направление в искусстве.



Хороший завершающий акцент выставки – повторение ее названия на красивом стенде. Выставка «Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России» открыта для посещения до 11 сентября. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий