Масштабная выставка «Вдохновленные классикой», посвященная неоклассицизму в России, открылась в корпусе Бенуа Русского музея.
Неоклассицизм - это одно из крупнейших направлений в отечественном искусстве начала ХХ столетия, которое оказало существенное влияние на отечественную архитектуру, театр, музыку, моду и, в том числе, на повседневную жизнь.
Как рассказала в ходе пресс-показа Евгения Петрова, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе, предыдущие 4 десятилетия они много говорили об авангарде и показывали его представителей на тематических выставках, а сегодня решили показать направление, когда художники искали связи с классикой, причем разной – античностью, ренессансом, готикой, но как полноценное явление оно малоизвестно. На этой выставке представлены картины не только известных художников, но и малоизвестных, которые, по ее словам, обращались к разным истокам, и зрители смогут полюбоваться высоким качеством их произведений.
Впервые идеи неоклассицизма в России были высказаны на рубеже XIX – ХХ веков и это было связано с деятельностью художников и критиков, сплотившихся вокруг журнала «Мир искусства» и его редактора Сергея Дягилева. Художники-неоклассики обращались к вечным ценностям культуры в поисках гармонии и красоты. Античное искусство, эстетика Ренессанса, художественные идеи эпохи классицизма вдохновляли знаменитых мастеров русской живописи первой трети ХХ века и находили отражение в их творчестве.
По словам куратора выставки, ведущего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX – начала XXI вв. Владимира Круглова, на ней представлено более 150 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства первой трети XX века из собрания Русского музея.
В первом зале безусловно обращает на себя внимание большое полотно Льва Бакста «Древний ужас» (1908), напрямую отсылающее к античности. Из мирискусников тут представлены Александр Бенуа с картиной «Песня Аполлона дриадам и фавнам» (1908), Евгений Лансере «Сумерки. Танцующие нимфы и фавны» (1906).
Ярко отражено творчество Александра Яковлева и Василия Шухаева – большой эскиз и одноименная картина «Автопортреты» (Арлекин и Пьеро), 1914. Кроме того, рядом размещены «Портрет Белы Казароза», впечатляющее полотно «Скрипач» (1915) Александра Яковлева и «Портрет Е.Н. Шухаевой», написанный в 1917 году Василием Шухаевым. Все они прекрасно экспонированы на правой стене большого зала и смотрятся очень выигрышно.
А на противоположной стене большеформатные «Эскизы росписей в особняке В.И. Фирсановой на Пречистенке в Москве» (1915), где запечатлены пять Муз – это также совместная работа указанных художников. Так что оформление зала, связанного журналом «Мир искусства» очень удалось организаторам выставки.
Представлена в этом зале и скульптура, в частности «Юноша» Сергея Коненкова, (1907).
ххх
Второй зал посвящен живописи младшего поколения
мирискуссников, в частности, великолепной художнице Зинаиде Серебряковой. Часть
ее работ очень узнаваемы: «Купальщица» (1911), «Портрет АА. Бенуа-Черкесовой с сыном»
(1922), «Баня» (1913). Безусловно хороша картина Бориса Кустодиева «Лето
(Поездка в «Терем»),1918. Здесь же выставлены скульптуры Веры Мухиной и Александра
Матвеева.
По-настоящему притягивают внимание несколько работ
Савелия Сорина: «Художник с Монпарнаса» (1923), «Портрет Г. Кан» (1934) и его же
необычно запечатленный образ О.К. Орловой (1917), а также прекрасный «Портрет
балетмейстера М.М. Фокина», (1926).
Не пройти и мимо мраморного портрета Евфимии Носовой-Рябушинской», выполненного знаменитым скульптором Анной Голубкиной в 1912 году в классической манере.
Довольно подробно представлен на выставке Кузьма Петров-Водкин - от широко-известной картины «Мать» (1915) до «Вакханок» (1912), очень хорош также его натюрморт «Черемуха в стакане» (1932).
В бытовом жанре решена картина «Интерьер с манекеном» (1922) Владимира Апостоли, тут же «Натюрморт с палитрой» Владимира Лебедева (1919).
Часть экспозиции этого зала посвящена фарфору из серии «Виды старого Петербурга».
Небольшой зал с железной лестницей собрал шедевры книжной графики мирискусников – Мстислава Добужинского, Льва Бакста, Георгия Нарбута и других.
И в завершении экспозиции этого выставочного пространства зал с картинами соцреализма, с хорошо узнаваемым полотном Александра Самохвалова «Девушка в футболке» (1931-32), которую еще называли «советской джокондой». И скульптура соответствующая - «Предупреждение поджигателям войны», (1950) Матвея Манизера, где идеи неоклассиков преломляются в несколько иное направление в искусстве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий