пятница, 29 сентября 2023 г.

Капкан адюльтера, Вуди Аллен и Париж

 Всем известный режиссер Вуди Аллен снял свой юбилейный – 50-й по счету фильм, в стиле романтического триллера под названием «Великая ирония» / Coup de Chance, который выходит на экраны российских кинотеатров 28 сентября.


Вторая круглая дата - мировая премьера фильма состоялась в рамках внеконкурсной программы 80-го Венецианского международного кинофестиваля 4 сентября этого года, и вот мы в Санкт-Петербурга уже можем его посмотреть.

 Почему это стоит сделать, выбрав из большого числа других премьерных показов? Если вы любите Париж и по-настоящему соскучились по нему за время пандемии,  санкций, когда визу во Францию получить более, чем проблематично, стоимость билета на самолет доходит до 100 тысяч рублей, вы можете погрузиться в знакомые парижские реалии просто сидя в кинотеатре, удобно устроившись в комфортном кресле.

Сам сюжет тоже очень приятный, в стиле хорошо известных французских кинокартин: «лайф стори», с непременным адюльтером и набором острых ощущений при его разрешении.

 Красавица Фанни (Лу де Лааж) работает в престижном аукционном доме в центре Парижа и на первый взгляд вполне довольно своей жизнью: удачное второе замужество, интересная работа, увлекательная парижская суета.

Когда-то она закончила школу, живя в Америке, в первый раз неудачно вышла замуж за рок-музыканта, оказавшегося наркоманом, но теперь ее жизнь стабильна.  И тут появляется змей-искуситель в лице красивого бывшего одноклассника, сходу признавшегося в том, что в школе он был в нее влюблен. Она его даже с трудом вспомнила, а он назвал все детали ее тогдашней внешности и даже романтическое увлечение книгой «Анна Каренина» не забыл. Она польщена таким признанием, хотя поначалу не придает этой встрече большого значения, но все же откликается на его предложение еще раз встретиться.

 


Только постепенно выясняется, что она в душе бунтарка, размеренная буржуазная жизнь с мужем-бизнесменом несколько тяготит ее. Светские встречи скорее утомляют, чем радуют, загородные поездки с друзьями мужа угнетают их участием в охоте на оленей, ее даже раздражает излишне дорогое кольцо, которое ей дарит муж, но это уже похоже на фирменную вудиалленовскую иронию.

 Бывший одноклассник Ален (Нильс Шнайдер) совсем непохож на ее нынешнее окружение, но тем и привлекает ее, несколько присытившуюся размеренной светской жизнью.

 Так стильная и независимая, прямая в высказываниях и поступках героиня  фильма попадает в капкан адюльтера. Ситуация заставляет ее неумело врать, но муж  Жан (Мельвиль Пупо), полная противоположность лёгкому и свободному Алену – душный, ревнивый манипулятор, скрывающийся под маской заботливого зятя и приторно внимательного супруга, начинает ее подозревать в измене и готов сурово отомстить.

 


Первую его проблему помогает решить детективное агентство, откуда за героиней с ее возлюбленным следит нанятый им очень странный персонаж – в этой части фильм уже приобретает черты фарса. Но далее сюжет переходит в фазу трагикомедии, разбавленной довольно серьезным образом матери главной героини в исполнении актрисы Валери Лемерсье, которая разгадывает намерения своего якобы суперзаботливого зятя.

 Далее автор, а Вуди Аллен не только режиссер, но и   сценарист этого фильма, начинает анализировать одну из любимых своих тем -  неслучайных случайностей.  Она проявилась в нескольких эпизодах: упоминавшаяся книга «Анна Каренина» подмышкой школьницы Фанни превратилась в ее роман с бывшим одноклассником, а несколько раз показанное в руках мужа ружье и частые кадры с охотой, в конце концов привели к неизбежному финалу. Ружье выстрелило – но не у того, кто держал его в руках, и не в того, в кого планировалось…

Случайность или закономерность, если вспомнить пословицу - не рой другому яму? Счастливый случай для одного из персонажей – а фильм в оригинале называется «Сoup de chance» (то есть в переводе как раз «Счастливый случай»).

 Итак, резюме: в фильме «Великая ирония» Вуди Аллен ловко жонглирует несколькими жанрами – от легкой, остроумной, романтической истории до непредсказуемого триллера. Здесь, как в других его фильмах полно автоцитат —  и это осознанный прием режиссера.

 


 И чуть ли не главное: основной персонаж картины – это сам Париж, но отнюдь не из путеводителя с открыточными видами как в его предыдущем фильме об этом городе «Полночь в Париже». Здесь вы будете пить его по капле, узнавая рестораны с характерными ламбрекенами и столиками на улице, здания с золочеными решетками, скверы с двойными скамейками и неубранной с дорожек листвой. Осенний Париж в этом фильме великолепен, а лес в предместье города в красно-желтом убранстве непередаваем по оттенкам. В этом фильме цвету придается большое значение – от теплых тонов в сценах с Алленом до холодных уничижительных тонов в квартире ее мужа.




Так что смотреть там надо все: следить за сюжетом, любоваться Парижем и радоваться, что 87-летний Вуди Аллен снимает такие живые романтические истории с нетривиальной концовкой.







Комментариев нет:

Отправить комментарий