воскресенье, 1 октября 2023 г.

О главном архитекторе и осуществленных им планах реконструкции Эрмитажа

 В Государственном Эрмитаже открылась выставка об истории формирования этого архитектурно-музейного комплекса в 1920–1950-е годы, о реставрации зданий бывшей императорской резиденции после Октябрьской революции и восстановлении Эрмитажа после Великой Отечественной войны.


Эта выставка под названием «Архитектор А. В. Сивков. Реконструкция зданий Эрмитажа. 1920–1950-е годы», посвящена 100-летию присоединения Зимнего дворца к Государственному Эрмитажу.

 Как известно, до революции в комплекс зданий Эрмитажа входили предназначенные для хранения дворцовых коллекций Малый и Большой (Старый) Эрмитажи, а также Новый Эрмитаж – первый публичный художественный музей в России.

Зимний дворец тогда выполнял функцию императорской резиденции. В нём располагались залы для проведения официальных встреч и приёмов, жилые апартаменты членов царской семьи, комнаты прислуги и фрейлин, рабочие кабинеты, кухни, подсобные помещения и сооружения инженерного назначения, обеспечивающие автономное существование дворца (отопление, электроснабжение, телеграфную связь).

После 1917 года многое в этом комплексе начали варварски разрушать, чему свидетельство ряд фотографий на данной выставке. Это надо было остановить и 17 января 1923 года Зимний дворец был передан Государственному Эрмитажу.

Поскольку одним из главных лиц на выставке является Александр Сивков, который в 1925 году в свои всего 35 лет был назначен главным архитектором Эрмитажа, основной его задачей стала организация функциональных связей между всеми зданиями Эрмитажа и трансформация дворца императорской семьи во дворец-музей.

В первом зале представлено немало фотографий о детстве и юности Александра Сивкова, о чем журналистам в ходе пресс-показа подробно рассказала куратор выставки Светлана Янченко.



Отдельные разделы выставки посвящены творчеству главного архитектора Эрмитажа, под руководством которого различные по назначению помещения Зимнего дворца и комплекса зданий, прилегающих к нему, стали единым музейным пространством. На выставке представлены многочисленные планы и фотографии при создании удобных маршрутов и переходов из одних зданий в другие, которые теперь позволяют посетителям знакомиться с обширной коллекцией Эрмитажа, не выходя на улицу.

Очень интересна история изменения цвета окраски наружных стен зданий этого огромного музея.  Первая послереволюционная окраска фасадов Зимнего дворца была произведена осенью 1927 года к 10-й годовщине Октября, когда терракотово-охристую тональность сменили на серо-зелёную с белыми колоннами. Лепные элементы и скульптура, венчающая балюстраду, были окрашены в оливково-коричневый (почти чёрный) цвет – под патинированную бронзу.



 30–40-е годы XX века – это время экспериментов и поисков нового цветового решения фасадов. Так, в 1930–1931 годах здание перекрашивают в коричнево-серую гамму, а к 1934 году – в оранжевую. С началом Великой Отечественной войны фасады Зимнего дворца в целях маскировки покрыли обратимой клеевой краской серого цвета.

 И, наконец, в 1945–1947 годах Зимний дворец приобрёл современный, привычный для нас и узнаваемый во всём мире вид: стены изумрудного цвета, колонны, карнизы и обрамление окон – белого; а лепной декор, капители и картуши – оттенка охры.

Большинство экспонатов из представленных более чем 300, это фотографии, документальные свидетельства, чертежи, акварели и рисунки, архитектурные детали и технические предметы, свидетельствующие о перестройке внутренних помещений. Около 200 из них показаны впервые.


Из отлично сохранившихся деталей здесь, например, представлены яркий элемент ограды в виде короны и медная ванна императорского времени, в которой во время реконструкции рабочие замешивали раствор.


Большое внимание на выставке уделено свидетельствам перепланировки помещений. Так, если до 1917 года третий этаж Зимнего дворца напоминал гостиницу с номерами, расположенными по обеим сторонам длинного коридора – это был так называемый фрейлинский коридор с небольшими комнатами, то Александр Сивков разработал проект перепланировки, благодаря которой только в южном корпусе Зимнего дворца вместо 64 жилых и служебных помещений было создано 17 просторных экспозиционных залов.

В 1940 году по проекту Сивкова тёмный Кухонный коридор и два яруса кухонных помещений, располагавшихся на первом и антресольном этажах восточной части Зимнего дворца, превратились в светлую барочную 100-метровую галерею, названную в честь её создателя Ф. Б. Растрелли.

Огромная работа была поведена главным архитектором Эрмитажа по оборудованию переходов между зданиями музея. Он разработал проект нового прохода со стороны Дворцовой набережной, соединившего Зимний дворец с Павильонным залом. Экскурсионный мостик, как его назвали в Эрмитаже, позволил посетителям обходить все четыре здания Эрмитажа по второму этажу. А после освобождения конюшен и Манежа, располагавшихся в Малом Эрмитаже, Александр Сивков разработал проект нового перехода, соединяющего Зимний дворец с Новым Эрмитажем по первому этажу. Свидетельства работ над этими проектами также представлены на выставке, как и говорящие фотографии о проведении этих работ.

Есть в Эрмитаже и так называемый Сивковский переход: на уровне антресольного этажа начинается переход из Зимнего дворца в Новый Эрмитаж, названный в честь автора проекта. Сейчас здесь размещены римские мраморные рельефы первых веков нашей эры (зал № 102). Именно этому человеку мы обязаны и созданием нынешнего пространства экспозиционного зала, посвящённого древнеегипетской культуре (№ 100).

Началась война и А.В. Сивкова перевели в Ереван, а  в Ленинград он вернулся только после вызова для восстановления разрушенных частей Эрмитажа. В его записях есть такие цифры: площадь всех музейных помещений 104 тысячи кв метров, объем – около миллиона. Так что для полного восстановления потребовалось около 10 лет.

Для Александра Сивкова они были не простыми не только из-за напряженной работы. В1950 году в волну репрессий он был снят с должности и осужден на 12 лет лагерей, откуда вернулся только после смерти Сталина и с 1 мая 1955 года был восстановлен в должности главного архитектора Эрмитажа.



К этому времен резко встал вопрос об устройстве достойного гардероба для посетителей музея, который ранее занимал место около Иорданской лестницы и обслуживал 3000 посетителей. В 1956 году Александр Сивков разработал проект нового гардероба на 4 000 мест в подвале Зимнего дворца, вдоль северного фасада здания.  Строительством занимались специалисты Ленметростроя, поэтому после открытия гардероба в 1958 году его стали называть «Метро». Внешний облик нового архитектурного пространства напоминает стилистику станций метрополитена в духе сталинского ампира.

Но не только перестройкой внутренних помещений занимался этот человек, благодаря ему в 1932 году был создан проект системы отопления всех зданий Эрмитажа с подключением к городской теплоцентрали.

Второй куратор данной выставки Сергей Маценков рассказал журналистам о предметах сантехнического оборудования XIX века, использовавшихся в Зимнем дворце и прокомментировал представленные фото.



Александра Сивкова не стало в 1968 году, похоронен он на кладбище в Парголово.

А на выставке его имени в Эрмитаже уточняется, что в результате реконструкции, проведённой Александром Сивковым в 1920–1950-е годы, музей получил 257 новых выставочных залов в Зимнем дворце, а общая площадь помещений, входящих в комплекс Государственного Эрмитажа, с 1917 по 1957 год увеличилась в 4,8 раз.

При входе на эту выставку, которая занимает 34-37 залы на первом этаже, демонстрируется также прекрасный фильм об А.В. Сивкове и реконструкции зданий Эрмитажа.

Посетить выставку можно до 28 января 2024 года. 





 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий