К 80-летию полного освобождения Ленинграда
от
фашистской блокады
26 января в корпусе Бенуа Русского музея
состоялось торжественное открытие выставки «Помним!», посвященной 80-летию
полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Масштабная и жанрово
разнообразная выставка включает в себя более 270 произведений живописи,
графики, скульптуры из собрания Русского музея.
Причем уникальность этой выставки среди множества других, развернутых в эти дни в Санкт-Петербурге, в том, что эти произведения созданы в Ленинграде именно в годы войны, и многие из них показаны впервые.
Как рассказал в ходе
пресс-показа выставки один из старейших сотрудников Русского музея Григорий Голдовский,
особенность этой выставки в обращении к эмоциональной сфере - о блокаде языком
живописи говорят сами пережившие ее художники.
«Состоит
она из 4 разделов: первый зал - сама блокада глазами художников. Второй –
пострадавшие и расхищенные фашистами художественные ценности, опустевшие музейные
залы, третий зал – плакаты, связанные с войной и блокадой. И 4-й зал – произведения,
созданные после прорыва блокады и торжество победы» - рассказал он журналистам,
напутствуя их перед осмотром экспозиции.
На открытии выставки присутствовали вице-губернатор Санкт-Петербурга
Борис Пиотровский, президент Курчатовского института, сын историка блокады
Валентина Ковальчука, Михаил Ковальчук, директор Фонда сохранения и
популяризации наследия Даниила Гранина, дочь писателя, Марина
Чернышева-Гранина.
Открывая выставку, генеральный директор
Государственного Русского музея Алла Манилова сказала: «Выставки,
посвященной блокаде, в Русском музее не было ровно 40 лет, и у нас нет, как в
краеведческих, военных, исторических музеях, тех документальных артефактов,
мемориальных предметов, которые воссоздают атмосферу военного времени. Но
Русский музей обладает самой большой в стране коллекцией произведений
ленинградских художников, написанных именно в годы блокады. А значит, мы не
имеем права не показать эти произведения, созданные в самых разных жанрах и
техниках – живописи, графики, скульптуры, представив эту, по сути, художественную
летопись блокады».
Первый зал экспозиции посвящен Ленинграду и его жителям военной поры в произведениях искусства – пейзажах, натюрмортах, композициях. Еще в довоенном Ленинграде существовала оригинальная, самостоятельная и талантливая живописная пейзажная школа. Ее основными авторами были Александр Русаков, Александр Ведерников, Георгий Траугот.
В те же дни, когда открывалась выставка, по каналу
«Культура» был показан цикл из 4-х фильмов «Дневник художника. Летопись
осажденного Ленинграда», где сын Георгия Траугота Александр рассказывает и о
своем отце, и о том, как он 10-летним мальчиком пережил самую сложную зиму
41-42 годов, и всю жизнь рисовал блокаду. Кстати, он там упоминает тот факт,
что однажды его, рисовавшего блокадные будни на улице, даже забрали
представители органов, но вскоре отпустили с пришедшей мамой. А в целом, не раз
говорилось, что фотографировать в блокадном городе было запрещено, видимо не
поощрялось и открытое рисование. И все же художники рисовали. Так, Вячеслав
Пакулин писал с натуры, и его закутанная фигура, сидящая перед мольбертом на
Невском проспекте, стала частью военной кинохроники. Александр Русаков и Георгий
Траугот, соседи по Петроградской стороне, свои впечатления переносили на холст
дома, в мастерских.
Повседневная жизнь блокадного Ленинграда запечатлена в рисунках и
акварелях Георгия Фитингофа, Татьяны Глебовой, Евгении Магарил, Соломона
Юдовина.
Ленинградские портреты сохранили облик разных,
незнакомых друг с другом людей. Их авторы – скульпторы и живописцы Вера Исаева,
Всеволод Лишев, Вера Гущина-Филимонова, Мария Бутрова. Художники блокадного
Ленинграда создавали автопортреты и портреты своих коллег (Ярослав Николаев,
Иван Астапов, Георгий Верейский, Владимир Серов).
Из названного выше цикла документальных фильмов «Культура»
показала и пронзительный фильм о Ярославе Николаева, как его спасла работа над
портретом любимой девушки, которая работала на Радио, позже они стали мужем и
женой.
Второй зал экспозиции раскрывает тему разрушения музеев, дворцов и памятников Ленинграда и его пригородов в годы войны.
Обличительным документом против фашистского варварства являются запечатленные ленинградскими художниками виды разрушенных дворцов Пушкина (Александр Ведерников), Павловска (Михаил Бобышов), Гатчины (Василий Власов). О жизни главных музеев города во время блокады рассказывают произведения Василия Кучумова («Ленинград. Русский музей») и Веры Милютиной («Государственный Эрмитаж в блокаду»).
Уникальным художественным памятником блокадного времени, хранящимся в Русском музее, является альбом «Блокадный трамвай» Веры Зенькович. Во время поездок она создала множество портретов своих сограждан.
Третий зал впервые столь широко представляет
подлинники плакатов военного времени.
Особая их форма – возникший в Ленинграде «Боевой карандаш», наследник
знаменитых «Окон РОСТА». Эти плакаты приобрели огромную известность. Лучшие из них
увеличивались до больших агитационных панно и устанавливались на улицах блокадного Ленинграда. На выставке
можно увидеть плакаты Валентина Курдова, Сергея Мочалова, Николая Тырсы.
Последний зал экспозиции носит название «Город – фронт». Здесь можно увидеть произведения, запечатлевшие Ленинград сражающийся и Ленинград победивший.
На масштабном полотне Владимира Серова, Иосифа Серебряного и Анатолия Казанцева «Прорыв блокады 18 января 1943 года» предстает кульминационный эпизод операции «Искра» – встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов. На портретах Георгия Верейского, Виктора Прошкина, Ивана Астапова – воины – моряки, артиллеристы, летчики, связисты, разведчики. Партизаны – герои большой серии Василия Власова.
Праздничные салюты в Ленинграде, каждый из которых означал приближение конца войны, запечатлели Алексей Пахомов и Анна Остроумова-Лебедева.
Наряду с работами блокадных лет на выставке можно
увидеть произведения монументальной пластики, созданные уже в послевоенное
время. Своего рода эпиграфом выставки является эскиз известной композиции Константина
Симуна «Разорванное кольцо».
Если уж дети застыли в таком разрывающем душу горе, то этого никогда не простить тем, кто в этот ужас их погрузил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий