воскресенье, 28 января 2024 г.

«Хотелось бы всех поименно назвать…»

                               К 80-летию полного освобождения Ленинграда

от фашистской блокады

 

26 января в корпусе Бенуа Русского музея состоялось торжественное открытие выставки «Помним!», посвященной 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Масштабная и жанрово разнообразная выставка включает в себя более 270 произведений живописи, графики, скульптуры из собрания Русского музея.


Причем уникальность этой выставки среди множества других, развернутых в эти дни в Санкт-Петербурге, в том, что эти произведения созданы в Ленинграде именно в годы войны, и многие из них показаны впервые.

 

 Как рассказал в ходе пресс-показа выставки один из старейших сотрудников Русского музея Григорий Голдовский, особенность этой выставки в обращении к эмоциональной сфере - о блокаде языком живописи говорят сами пережившие ее художники.

 

«Состоит она из 4 разделов: первый зал - сама блокада глазами художников. Второй – пострадавшие и расхищенные фашистами художественные ценности, опустевшие музейные залы, третий зал – плакаты, связанные с войной и блокадой. И 4-й зал – произведения, созданные после прорыва блокады и торжество победы» - рассказал он журналистам, напутствуя их перед осмотром экспозиции.

 

На открытии выставки присутствовали вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский, президент Курчатовского института, сын историка блокады Валентина Ковальчука, Михаил Ковальчук, директор Фонда сохранения и популяризации наследия Даниила Гранина, дочь писателя, Марина Чернышева-Гранина.

 

Открывая выставку, генеральный директор Государственного Русского музея Алла Манилова сказала: «Выставки, посвященной блокаде, в Русском музее не было ровно 40 лет, и у нас нет, как в краеведческих, военных, исторических музеях, тех документальных артефактов, мемориальных предметов, которые воссоздают атмосферу военного времени. Но Русский музей обладает самой большой в стране коллекцией произведений ленинградских художников, написанных именно в годы блокады. А значит, мы не имеем права не показать эти произведения, созданные в самых разных жанрах и техниках – живописи, графики, скульптуры, представив эту, по сути, художественную летопись блокады».

Первый зал экспозиции посвящен Ленинграду и его жителям военной поры в произведениях искусства – пейзажах, натюрмортах, композициях. Еще в довоенном Ленинграде существовала оригинальная, самостоятельная и талантливая живописная пейзажная школа. Ее основными авторами были Александр Русаков, Александр Ведерников, Георгий Траугот.




В те же дни, когда открывалась выставка, по каналу «Культура» был показан цикл из 4-х фильмов «Дневник художника. Летопись осажденного Ленинграда», где сын Георгия Траугота Александр рассказывает и о своем отце, и о том, как он 10-летним мальчиком пережил самую сложную зиму 41-42 годов, и всю жизнь рисовал блокаду. Кстати, он там упоминает тот факт, что однажды его, рисовавшего блокадные будни на улице, даже забрали представители органов, но вскоре отпустили с пришедшей мамой. А в целом, не раз говорилось, что фотографировать в блокадном городе было запрещено, видимо не поощрялось и открытое рисование. И все же художники рисовали. Так, Вячеслав Пакулин писал с натуры, и его закутанная фигура, сидящая перед мольбертом на Невском проспекте, стала частью военной кинохроники. Александр Русаков и Георгий Траугот, соседи по Петроградской стороне, свои впечатления переносили на холст дома, в мастерских.




 

Повседневная жизнь блокадного Ленинграда запечатлена в рисунках и акварелях Георгия Фитингофа, Татьяны Глебовой, Евгении Магарил, Соломона Юдовина.

 

Ленинградские портреты сохранили облик разных, незнакомых друг с другом людей. Их авторы – скульпторы и живописцы Вера Исаева, Всеволод Лишев, Вера Гущина-Филимонова, Мария Бутрова. Художники блокадного Ленинграда создавали автопортреты и портреты своих коллег (Ярослав Николаев, Иван Астапов, Георгий Верейский, Владимир Серов).


Из названного выше цикла документальных фильмов «Культура» показала и пронзительный фильм о Ярославе Николаева, как его спасла работа над портретом любимой девушки, которая работала на Радио, позже они стали мужем и женой.


Второй зал экспозиции раскрывает тему разрушения музеев, дворцов и памятников Ленинграда и его пригородов в годы войны. 


 Обличительным документом против фашистского варварства являются запечатленные ленинградскими художниками виды разрушенных дворцов Пушкина (Александр Ведерников), Павловска (Михаил Бобышов), Гатчины (Василий Власов). О жизни главных музеев города во время блокады рассказывают произведения Василия Кучумова («Ленинград. Русский музей») и Веры Милютиной («Государственный Эрмитаж в блокаду»).


Уникальным художественным памятником блокадного времени, хранящимся в Русском музее, является альбом «Блокадный трамвай» Веры Зенькович. Во время поездок она создала множество портретов своих сограждан.

 

Третий зал впервые столь широко представляет подлинники плакатов военного времени. Особая их форма – возникший в Ленинграде «Боевой карандаш», наследник знаменитых «Окон РОСТА». Эти плакаты приобрели огромную известность. Лучшие из них увеличивались до больших агитационных панно и устанавливались на улицах блокадного Ленинграда. На выставке можно увидеть плакаты Валентина Курдова, Сергея Мочалова, Николая Тырсы.

Последний зал экспозиции носит название «Город – фронт». Здесь можно увидеть произведения, запечатлевшие Ленинград сражающийся и Ленинград победивший.

На масштабном полотне Владимира Серова, Иосифа Серебряного и Анатолия Казанцева «Прорыв блокады 18 января 1943 года» предстает кульминационный эпизод операции «Искра» – встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов. На портретах Георгия Верейского, Виктора Прошкина, Ивана Астапова – воины – моряки, артиллеристы, летчики, связисты, разведчики. Партизаны – герои большой серии Василия Власова.



Праздничные салюты в Ленинграде, каждый из которых означал приближение конца войны, запечатлели Алексей Пахомов и Анна Остроумова-Лебедева.

 

Наряду с работами блокадных лет на выставке можно увидеть произведения монументальной пластики, созданные уже в послевоенное время. Своего рода эпиграфом выставки является эскиз известной композиции Константина Симуна «Разорванное кольцо».

 Но самыми пронзительными мне лично показались три экспоната. Рисунок Александра Хоршака «Раненый мальчик», который потом стал офортом и для многих символом, крохотная скульптура «Похороны» Всеволода Лишева, подаренная Русскому музею автором в 1947 году и скульптура девочки с куклой Валентины Рыбалко, которые невыразимо точно передают весь ужас не только блокады, но и войны в целом.





Если уж дети застыли в таком разрывающем душу горе, то этого никогда не простить тем, кто в этот ужас их погрузил.






Комментариев нет:

Отправить комментарий