Вы любите тайны? Тогда отправляйтесь прямиком в Эрмитаж, где в Пикетном зале открылась выставка под названием «Новые загадки картин Леонардо да Винчи».
По
его словам, сейчас в мире идёт некий прилив "возвращения" атрибуции
Леонардо и более тщательного изучения всего культурного явления, носящего его
имя. На очереди анализ еще нескольких произведений из собрания Эрмитажа.
Он также сослался на мнение Луки Томио, историка искусства, эксперта Министерства культуры Италии, чье приветствие к собравшимся прозвучало с экрана с субтитрами, который считает, что эта выставка важна «для всего международного сообщества и прежде всего для углубления исследований по взаимодействию Леонардо и его учеников, внутренней динамики, так называемой, Академии Леонардо да Винчи». Он уточнил, что занимается изучением материалов по картине «Ангел», которого скорее считает Ангелом Воскресения, а не Благовещения, что картина может преподнести немало сюрпризов. Как скрупулезный и строгий леонардист он считает, что количество и качество картин самого Леонардо ла Винчи и его последователей в Санкт-Петербурге сделают в ближайшие годы наш город мировой столицей исследований в данной области.
Елена Маклакова, научный
консультант Музея христианской культуры коротко рассказав журналистам о самом
музее, уточнила, что надеется - это не последний их совместный проект с Эрмитажем.
«Картина не была закончена, создавалась спонтанно, но есть детали, которые выдают руку Леонардо – сказал он. - Ясно видим разницу в высоте красочного слоя, интересно, что автор ее не закончил, а кто-то из учеников дописал щиты и мечи, что доказывает более поздний красочный слой. Это письмо Леонардо и его учеников нашим современникам».
Куратор выставки — старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Зоя Купцова, напомнив о прошлой выставке Леонардо и его школы и об истории с атрибуцией картины «Мадонны Бенуа», по которой были в свое время получены все доказательства, коротко рассказала о разнообразных исследованиях по картине «Ангел» из коллекции Эрмитажа. «Здесь много исследований со школой Леонардо, представленный «Ангел» тоже входит в эту дискуссионную выставку – сказала она. - Много разных атрибуций. Когда картину покупал князь М. Голицын во Флоренции, он был уверен, что приобретает картину именно Леонардо да Винчи и ему показали все подтверждения того. Впоследствии это сняли, состояние картины, реставрационные вмешательства, когда в Эрмитаже ее еще переносили на холст, привели к тому, что это произведение до сих пор дискуссионное. Кто-то за мастерскую гения, кто-то за самого Леонардо - с 1930-х годов ее исследовали многократно и сейчас по-прежнему специалисты к ней присматриваются, но большой слой лака при реставрациях, скрывавший утраты, затрудняет атрибуцию. Полотно близко к последнему произведению Леонардо французского периода и можно добавить, что во всех произведениях с подозрением на руку Леонардо, они воспроизводят Иоанна Крестителя и только в Эрмитажном «Ангеле» нет креста и нет шкуры на теле юноши. А поскольку в описании у Джорджо Вазари есть сведения о том, что в коллекции Козимо 1 Медичи «есть полуфигура Ангела», которую писал Леонардо, то эрмитажный «Ангел» - единственная работа, которая совпадает с описанием Вазари».
И наконец, Евгений Силивонец, эксперт VR и мультимедийным технологиям из МХК продемонстрировал фильм, в котором «сам» Леонардо да Винчи заговорил с экрана.
Таким образом, получив представление о том, что всех ждет на выставке-дискуссии, журналисты переместились к Пикетному залу, где в торжественной обстановке с перерезанием ленточки Михаил Пиотровский со всеми указанными лицами открывал выставку, на которой был настоящий аншлаг.Сначала все устремились к полотну
большого формата «Мадонна в скалах». Оно прекрасно смотрится после проведенной
реставрации. Напомним, что картину «Мадонна в скалах» Леонардо написал в
1483–1484 годах как алтарный образ для капеллы Непорочного зачатия в церкви Сан
Франческо Гранде в Милане, куда она так и не попала, а вскоре оказалась во
Франции. Сейчас она в числе главных шедевров Лувра.
А вот ее третий вариант,
принадлежащий МХК, представлен сегодня в Эрмитаже на выставке-дискуссии. Почему
о ней практически никто не слышал ранее? Специалисты утверждают, что документы,
свидетельствующие о работе Леонардо вместе с учениками над третьей версией
«Мадонны в скалах», были обнаружены только в 1980-х годах. Из них следует, что
мастер вместе с учениками в течение как минимум четырёх месяцев делал копию с
оригинальной картины в церкви Сан Франческо Гранде (то есть со второй ее версии).
Согласно одной из гипотез, Леонардо работал над изображениями архангела
Гавриила и Младенца Христа, а также вносил художественные правки в облики
Богородицы и Иоанна Крестителя, написанные учениками.
Поток зрителей был в день
открытия выставки и у эрмитажного «Ангела». В императорскую коллекцию эта картина
поступила в 1886 году как работа Леонардо, но с 1899 года она уже считалась
копией, потом написанной последователем.
И наконец, «Битва при Ангиари» - это центральная сцена исчезнувшей фрески во Флоренции, над которой Леонардо работал в 1503-1506 годах. Из-за проблем со штукатуркой, которая отвергала краски, роспись не была закончена. Среди всех известных вариантов «Битвы при Ангиари» доска из собрания Музея христианской культуры занимает особое место, так как основой ее панели является тополь, который использовался живописцами эпохи Возрождения, а подготовительный рисунок выполнен левой рукой без предварительного эскиза - как известно, да Винчи был левшой. Итальянский профессор Лука Томио предполагает, что перед нами — «экспериментальная панель», о которой писали современники и на которой мастер делал наброски будущей росписи.
Итак, все три картины активно обсуждаются
специалистами и посетителями Эрмитажа, но на выставке есть еще два момента,
которые удивят людей старшего поколения и, безусловно, порадуют молодежь. Во-первых,
посетителей сопровождает голос «самого» Леонардо – тот самый фильм с его движущимся
изображением, демонстрируется в режиме нон-стоп прямо на стене между полотнами.
А в одном из уголков Пикетного
зала постоянно толпится молодежь. Картин там нет и больших пояснительных
полотен тоже. Но … люди там сидят в наушниках и специальном шлеме. Там можно
увидеть всю выставку и информацию о ней с помощью мультимедийной технологии. Автор этих строк и ее подруга сподобились на себе это испытать - очень интересное и запоминающее зрелище в 3Д формате.
Ну а тайны трех картин, в том
числе степень их связи с великим Леонардо да Винчи, ещё только предстоит
раскрыть. А целью совместного проекта Эрмитажа и Музея христианской культуры
является создание основы для дальнейших научных исследований и публичных
обсуждений наследия гения Леонардо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий