четверг, 15 февраля 2024 г.

В Галерее графики открылась выставка «Мастера старонидерландской гравюры»

 Эрмитаж вновь решил порадовать любителей графики. На днях на третьем этаже Зимнего дворца открылась уже новая  выставка, на сей раз из коллекции старонидерландской гравюры.



 Это уже третья по счету временная экспозиция в специально созданных прошлым летом залах № 324 – 328 Галереи графики с целью познакомить посетителей музея с богатейшим собранием западноевропейских гравюр и рисунков XV–XX веков. Говорят, что в целом в запасниках Эрмитажа порядка сорока тысяч рисунков и более полумиллиона гравюр.

 

Напомним, что первая выставка была посвящена взаимосвязи гравюры и рисунка, вторая – раннему нидерландскому рисунку.  И вот теперь можно познакомиться с 500-летними шедеврами, которые представляют ключевые этапы развития старонидерландской гравюры на металле.

 Хронологически экспозиция выставки «Мастера старонидерландской гравюры» охватывает чуть меньше столетия - до середины 1580-х годов.

 В первом зале представлены ранние эстампы выдающегося гравёра Лукаса ван Лейдена.  Его называют «нидерландским Дюрером» и считают виртуозом гравюры XVI века.  На протяжении всей своей жизни он экспериментировал со стилями и манерами гравирования.

«Мы начинаем с гравюр Лукаса Ван Лейдена, с которого в Нидерландах, собственно, стартовала полноценная гравюрная жизнь. Это человек, который впервые прославил нидерландскую гравюру», – рассказал куратор выставки Александр Конев, научный сотрудник отделения гравюр Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Отобранные для выставки листы Лукаса Ван Лейдена позволяют познакомиться с его гравюрным творчеством, в котором мастер обращался к самым разным жанрам и темам. На данной выставке представлены его работы «Изгнание из рая», «Танец Марии Магдалины», «Марс, Венера и Амур», «Зубной врач», «Вергилий в коробе». 



По словам куратора выставки в целом ее структура достаточно проста – в самом большом зале показаны произведения романистов: так называли художников второй трети XVI века, которые взяли для себя ориентиром классическое искусство Италии.

 Основное внимание в этом разделе, посвящённом гравюре 1540 – 1560-х годов, уделено деятельности Иеронима Кока, художника и гравёра, который основал в Антверпене издательский дом «На четырёх ветрах» и специализировался на издании высококачественной художественной гравюры. Он уделял особое внимание работе с художниками Ламбертом Ломбардом, Мартином ван Хемскерком, Франсом Флорисом.

Но самым значимым стало его сотрудничество с великим Питером Брейгелем Старшим. В Галерее графики можно увидеть сейчас как фантасмагории Брейгеля из серии «Семь смертных грехов», так и листы из серии «Больших пейзажей».




«Третий зал показывает произведения того периода, когда нидерландская гравюра окрепла и приобрела репутацию: тогда авторы всё больше обращают внимание на национальные черты искусства, и здесь ключевую роль играет знаменитый Питер Брейгель Старший. Гениальный художник, который создавал рисунки специально для воспроизведения в гравюре, и персональные граверы потом их делали. Там были и сатира, и различные фантасмагории, и пейзаж – последний стал для Нидерландов фактически национальным жанром в изобразительном искусстве» – уточнил Александр Конев в ходе пресс-показа выставки.

 

Значительным акцентом выставки стал фриз «Обычаи и образ жизни турок» длиной четыре с половиной метра, созданный Питером Куком ван Альстом после путешествия в Константинополь в 1533 году. Эта ксилография, дополняющая рассказ о старонидерландской гравюре на металле - грандиозное произведение, составленное из семи композиций на тему Турции.



Завершает экспозицию антверпенская гравюра 1570 – первой половины 1580-х годов. Здесь представлены работы  Яна ван дер Страта, создававшего композиции батального жанра, анималистику,  а также цикл на религиозные сюжеты.


Однако, в то время самыми популярными и востребованными стали «истории в картинках» – циклы на сюжеты из Ветхого и Нового заветов, апокрифов, жизни апостолов и святых. Позже издатель Клас Янсзон Висхер собрал их в одну из самых знаменитых «иллюстрированных библий» – «Theatrum biblicum», экземпляр которой тоже представлен на выставке.


Всего сейчас в Галерее графики демонстрируется более 100 раритетов, которым по 500 и более лет. Они очень хрупкие, так как для бумаги  вреден яркий свет - она желтеет и становится ломкой, поэтому выставка ограничена по времени - 3-3,5 месяца.



О значении этой выставки так сказал на ее открытии генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: «Начав на днях выставочный марафон, музей старается показать максимальное количество предметов мирового искусства, хранящееся в коллекциях Государственного Эрмитажа. Экспозиция должна не только познакомить посетителей с лучшими образцами нидерландского эстампа того времени, но и заложить основу его комплексного изучения».

Работа выставки продлится до 2 июня 2024 года.






 

Комментариев нет:

Отправить комментарий