суббота, 20 апреля 2024 г.

Дуэль-диалог Фрейда и автора «Хроник Нарнии»

 Премьера фильма «По Фрейду» состоялась в кинотеатре «Аврора» на этой неделе. Кинокартина рассказывает историю встречи основателя психоанализа Зигмунда Фрейда и автора цикла повестей «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса.

Точно ли состоялась их встреча в реальности до сих пор неизвестно, о чем извещает режиссер фильма Мэтт Браун  в конечных титрах фильма. Известно лишь, что такое приглашение было, и встреча ученого с одним из английских писателей состоялась в канун Второй мировой войны.

 В 2009 году американский драматург Марк Ст. Джермейн написал пьесу «Последний сеанс Фрейда». Фильм Мэттью Брауна является ее экранизацией. 

В самом фильме время действия обозначено как 3 сентября 1939 года и место встречи – дом в Лондоне, куда дочь Зигмунда Фрейда перевезла его из Вены.

Роль 83-летнего Зигмунда Фрейда исполняет двукратный лауреат премии «Оскар» Энтони Хопкинс («Отец», «Молчание ягнят»),

а роль писателя Клайва Льюиса – Мэттью Гуд («Игра в имитацию», «Аббатство Даунтон»).

Фактически на протяжении всего фильма мы наблюдаем за интеллектуальной дуэлью между атеистом Фрейдом с его  прогрессивным психоанализом и Льюисом с его верой, которую он обрел лишь после 1931 года. У каждого их них были свои корни отношения к Всевышнему. Фрейд с его научным подходом к вере, как он сам рассказывает собеседнику, после смерти дочери и внука окончательно потерял веру. Льюис напротив, после того, как остался в живых, поучаствовав в 1 мировой войне, в результате общения с кружком «Инклинги» и в частности с Джоном Р.Р.Толкином обрел успокоение в религиозном чувстве.

Встретились два профессора в любовно обустроенной дочерью Фрейда лондонской квартире знаменитого психоаналитика, в которой столько "богов", книг, разных фигурок - такое ощущение, что попадаешь в лавку с антиквариатом. Один из них сбежал из Вены, но на самом деле душой там остался, а другой, подвергаясь все время психоанализу, якобы "убегает" от своих страхов. Он невольно рассказывает опытному психоаналитику о том, что в детстве остался без матери, а отец отдал его в пансион. И Фрейд сходу ставит ему диагноз: вера в Бога – лишь суеверие или замена отсутствующего отца.

В начале встречи Льюис очень почтителен и боится перечить великому ученому, тем более, что тот очень физически страдает: у него рак ротовой полости и его мучают сильные боли. Вскоре звучит воздушная тревога – Лондон бомбят немцы, и собеседники в спешном порядке отправляются в бомбоубежище, которое расположено в крипте близлежащей церкви. И тут тоже каждая деталь имеет большое значение для раскрытия замысла режиссера, как и каждого слова Фрейда и Льиюса.

Очень впечатляет эпизод с молодым Клайвом Льюисом в окопах Первой мировой – это яркое воспоминание вызывает у него паническую атаку, свидетелем которой становится Фрейд. Узнав, что тот дал обещание позаботиться о матери погибшего руга и как потом с ней сложились отношения, вновь ставит свой диагноз.

Но не так прост и писатель, которому к этому времени уже чуть за 40. Только увидев дочь Фрейда Анну и став свидетелем ее гиперзаботы об отце, его эгоистического поступка , когда тот срывает ее лекцию, заставляя срочно добывать ему нужное лекарство, а она под дождем несется, чтобы помочь ему, хотя понимает, что тот не один дома, Льюис ставит свой диагноз – повышенная привязанность к отцу, тревожное поведение.

Судьба Анны Фрейд  (Лив Лиза Фриз), еще одна, хотя и несколько пунктирная линия этого фильма. Ее личная жизнь не устроена, отец полностью занимает все ее пространство, хотя она уже самостоятельный ученый с именем. И очень показателен эпизод из воспоминаний самого Фрейда – когда в Вене за ним пришли из гестапо, она упросила ее взять вместо него, а он снабдил ее коробочкой с ядом. Чудом ей удалось избежать гибели и выбраться вместе с отцом в Великобританию.

Итак, длящаяся весь фильм интеллектуальная дуэль двух профессоров – психоанализа и литературы, только вырывает как яркие лучи некоторые факты их биографий, оставляя в тени все другое, очень значащее. Каждый из них остается при своих убеждениях. Фрейд даже спрашивает: «Зачем Вы пришли, если не согласны с моими взглядами»?

 «Убедить, что Вы не правы» – отвечает Льюис.

Рождается ли в их споре истина? Это каждый решает сам.

Видимо, перед просмотром картины «По Фрейду», стоит прочесть краткую биографию каждого и познакомиться с циклом книг Льюиса «Хроники Нарнии», которые он писал уже после войны.

И обязательно стоит отметить игру главных героев картины. Энтони Хопкинс неподражаем в роли эксцентричного Фрейда. Время от времени он поддевает Льюиса, вытаскивая на поверхность его детские травмы. Недуг, приход Гитлера к власти, а также потеря одной из дочерей и внука двадцать лет назад отвратили его от Бога, и он всё чаще поглядывает на красную таблетку в маленьком сундучке. А через 20 дней Зигмунд Фрейд покончил жизнь самоубийством с помощью яда, который ему дал его доктор, о чем сообщают финальные титры фильма.

Льюис, прекрасно сыгранный Мэттью Гудом, показан как человек, поздно уверовавший в Бога. Как ветеран Первой мировой, он страдает от панических атак и приходит в ужас от грядущей новой войны, но именно в вере в Бога он находит спасение.

И наконец, стоит отметить отличную работу оператора фильма Бена Смитхарда, который вместе с режиссером  Мэтти Брауном создал очень точную грозовую атмосферу Великобритании 1939 года, когда за окнами уютной квартиры маршируют солдаты, детей отправляют в безопасные места, два профессора так и не находят ответ  на вечный вопрос: «Быть или не быть»…

Комментариев нет:

Отправить комментарий