В Международный день музеев в Государственном Эрмитаже состоялось очень торжественное открытие масштабной и может быть самой главной выставки музея в 2024 году ‒ «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века».
Ее открывал генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский прямо на ступенях Иорданской лестницы, хотя сама экспозиция представлена в Аванзале и Николаевском зале Зимнего дворца. А приглашенные на пред-показ этой грандиозной выставки многочисленные друзья Эрмитажа заполнили весь нижний вестибюль.
"Сегодня мы
представляем одну из главных наших выставок - выставку очень важную как для
эрмитажной жизни, так и сегодняшней музейной жизни в целом, посвященную
фламандскому натюрморту, Франсу Снейдерсу. Она основана на коллекциях Эрмитажа,
но включает и другие российские коллекции, а также в очередной раз, как и наши
все последние выставки, доказывает, как много можно показать и рассказать,
пользуясь фондами российских музеев. Это мировая
выставка из российских коллекций", - сказал на церемонии открытия Михаил Пиотровский. Из новшеств он назвал монументальный
дизайн, открывающий достоинства Николаевского зала, богатейшую линейку сувениров на тему выставки
и как сам выразился, «исторические рассуждения о
том, чем Фландрия отличается от Голландии».
Двумя часами ранее куратор этой великолепной выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Михаил Дединкин, открывавший ее пресс-показ для журналистов, сказал: «Ключом к выставке является картина молодого Рубенса после его возвращения из Италии «Статуя Цереры». Это время совпало с завершением долгих религиозных войн и со сравнительно благополучным существованием. Наступила эпоха процветания и началась золотая пора фламандской живописи. Но она продолжалась очень недолго, всего один век - весь XVII век, и это мы хотим показать».
Известно, что мастерская Рубенса была огромной «фабрикой» сотворчества, где трудилась плеяда первоклассных художников, которые работали в том или ином жанре живописи. И в картине «Статуя Цереры», показано сотрудничество Рубенса с Франсом Снейдерсом, который в его мастерской писал натюрморты и анималистические детали композиций.
В центре внимания всего проекта живописные произведения Франса Снейдерса (1579‒1657) ‒ крупнейшего фламандского мастера натюрморта и анималистической живописи, который жил и творил в Антверпене, городе, являющемся главным центром фламандского искусства XVII столетия, родине его великого современника ‒ Питера Пауля Рубенса (1577‒1640).
Постоянная
экспозиция в зале Фламандской живописи XVII века Нового Эрмитажа – зале
Снейдерса вступает в своеобразный диалог с произведениями живописца,
представленными сейчас на экспозиции в Николаевском зале Зимнего дворца. Здесь
выставлено более 70 картин фламандских мастеров натюрморта и анималистической
живописи эпохи расцвета искусства Фландрии в XVII веке. Из них сорок пять
картин из собрания Эрмитажа и пятнадцать ‒ из Музея изобразительных искусств
имени А. С. Пушкина. Кроме того, представлены полотна из Центрального
военно-морского музея имени императора Петра Великого, филиала Архива
Российской Академии наук (Санкт-Петербург), Научно-исследовательского музея при
Российской академии художеств, «Центра искусств. Москва», частного собрания В. и К. Мауергауз.
Довольно
необычно и прекрасно структурировано пространство масштабной выставки. Над
решением этой задачи трудились два известных театральных специалиста - художники-дизайнеры Эмиль
Капелюш и Юрий Сучков. Главное своеобразие оформления – создание как будто театрализованного
пространства, состоящего из трех частей.
По словам Эмиля Капелюша, давшего мне небольшое интервью, это их вторая работа в Эрмитаже вместе с Юрием Сучковым. Предыдущая выставка «Думай о времени», месяц назад переведена в зал Снейдерса.
По его словам, музыкальный подбор они осуществляли вместе со звукорежиссером Павлом Ховрачевым как соавтором оформления и отвечали за всю концепцию. «Это похоже на Триумфальные ворота. Помните в средневековых городах шли процессии через них» - уточнил он и показал на картине Рубенса, где она изображена. Это были временные постройки, вот их и воссоздавали художники. «Это улица с такими старинными триумфальными воротами, созданная в перспективе» - пояснил Эмиль Капелюш.
У некоторых посетителей все же возникали ассоциации со сводами храмов, так как с потолка великолепного зала свешиваются массивные люстры с мигающими светильниками и звучит прекрасная органная музыка. Но по задумке оформителей это все же улица, на которой то тут, то там встречаются лавки с прекрасной снедью, или с товарами, например в виде выставленных с витринах старинных кружев, серебряной посуды и многого другого из атрибутов ХV11 века.
Кроме того, значительная роль на выставке отведена жанру цветочного натюрморта. Два грандиозных полотна, демонстрирующие сад, наполненный тюльпанами, розами, анемонами и другими цветами, принадлежат кисти Абрахама Брейгеля (1631–1697) и Давида де Конинка (1644–после 1701). Эти парные картины ‒ «Цветы среди архитектуры (Весна)» и «Цветы и фрукты (Лето)» стали своеобразной доминантой экспозиции.
А в конце Николаевского зала красуются полотна Яна Брейгеля старшего и Яна Брейгеля младшего из частной коллекции В. и К. Мауергауз, которые уже знакомы поклонникам фламандской живописи по выставке в Меншиковском дворце несколько лет назад. Кстати, Франс Снейдерс начинал профессиональное обучение живописи, поступив в мастерскую Питера Брейгеля Младшего (Адского). И с юности Снейдерс дружил с его младшим братом – Яном Брейгелем Старшим (Бархатным), и видимо, именно его влиянию молодой живописец был обязан выбором своего творческого пути. При содействии Брейгеля Бархатного он в 1608–1609 годах отправился в Италию.
Пристального
внимания требуют и предметы прикладного искусства, исполненные
западноевропейскими мастерами – шпалеры, роскошные серебряные кубки, резная
кость, тисненые кожи, а также китайский фарфор и изысканные изделия восточных
мастеров. Представлены даже брамандские
кружева ХV11
века и все это великолепие является неотъемлемой частью такой комплексной
экспозиции. Это явно побуждает посетителей выставки еще неоднократно вернуться на
эту многогранную выставку для более детального осмотра экспонатов.
Как и две включенные в общий состав небольшие экспозиции, подготовленные, как уточняют сотрудники Эрмитажа, их Молодежным консультативным советом по проекту «Символика натюрморта. Все ли знают, что означает в натюрмортах изображение лимона или бокала, граната или определенного цветка. Эта символика очень интересна и многогранна, а знакомство с таким богатым материалом в составе самой выставки поможет увлеченным посетителям дополнить свои впечатления от великолепных мировых шедевров.
Выставка
продлится до 8 сентября 2024 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий