воскресенье, 26 мая 2024 г.

Михаил Пиотровский: "Это мировая выставка из российских коллекций"

 В Международный день музеев в Государственном Эрмитаже состоялось очень торжественное открытие масштабной и может быть самой главной выставки музея в 2024 году ‒ «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века».



Ее открывал генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский прямо на ступенях Иорданской лестницы, хотя сама экспозиция представлена в Аванзале и Николаевском зале Зимнего дворца. А приглашенные на пред-показ этой грандиозной выставки многочисленные друзья Эрмитажа заполнили весь нижний вестибюль.


"Сегодня мы представляем одну из главных наших выставок - выставку очень важную как для эрмитажной жизни, так и сегодняшней музейной жизни в целом, посвященную фламандскому натюрморту, Франсу Снейдерсу. Она основана на коллекциях Эрмитажа, но включает и другие российские коллекции, а также в очередной раз, как и наши все последние выставки, доказывает, как много можно показать и рассказать, пользуясь фондами российских музеев. Это мировая выставка из российских коллекций", - сказал на церемонии открытия   Михаил Пиотровский. Из новшеств он назвал монументальный дизайн, открывающий достоинства Николаевского зала,  богатейшую линейку сувениров на тему выставки и как сам выразился, «исторические рассуждения о том, чем Фландрия отличается от Голландии».

 Двумя часами ранее куратор этой великолепной выставки,  заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Михаил Дединкин, открывавший ее пресс-показ для журналистов, сказал: «Ключом к выставке является картина молодого Рубенса  после его возвращения из Италии «Статуя Цереры». Это время совпало с завершением долгих религиозных войн и со сравнительно благополучным существованием. Наступила эпоха процветания и началась золотая пора фламандской живописи. Но она продолжалась очень недолго, всего один век - весь XVII век, и это мы хотим показать». 

Известно, что мастерская Рубенса была огромной «фабрикой» сотворчества, где трудилась плеяда первоклассных художников, которые работали в том или ином жанре живописи. И в картине «Статуя Цереры», показано сотрудничество Рубенса с Франсом Снейдерсом, который в его мастерской писал натюрморты и анималистические детали композиций.

 Символично, что их совместная работа «Статуя Цереры» открывает выставку. Она практически полностью написана Рубенсом, кроме двух гирлянд из плодов и фруктов, которые создал Франс Снейдерс.


В центре внимания всего проекта живописные произведения Франса Снейдерса (1579‒1657) крупнейшего фламандского мастера натюрморта и анималистической живописи, который жил и творил в Антверпене, городе, являющемся главным центром фламандского искусства XVII столетия, родине его великого современника ‒ Питера Пауля Рубенса (1577‒1640).

 В творчестве Франса Снейдерса камерный жанр, каким был натюрморт на рубеже XVI‒XVII веков, обрел подлинную монументальность, что особенно подчеркивает знаменитая эрмитажная серия «Лавок» Снейдерса с серией его грандиозных полотен,  исполненных в конце 1610-х годов, где во всем великолепии изображены «дары природы».

Постоянная экспозиция в зале Фламандской живописи XVII века Нового Эрмитажа – зале Снейдерса вступает в своеобразный диалог с произведениями живописца, представленными сейчас на экспозиции в Николаевском зале Зимнего дворца. Здесь выставлено более 70 картин фламандских мастеров натюрморта и анималистической живописи эпохи расцвета искусства Фландрии в XVII веке. Из них сорок пять картин из собрания Эрмитажа и пятнадцать ‒ из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Кроме того, представлены полотна из Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого, филиала Архива Российской Академии наук (Санкт-Петербург), Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, «Центра искусств. Москва», частного собрания В. и К. Мауергауз.

Довольно необычно и прекрасно структурировано пространство масштабной выставки. Над решением этой задачи трудились два известных театральных специалиста - художники-дизайнеры Эмиль Капелюш и Юрий Сучков. Главное своеобразие оформления – создание как будто театрализованного пространства, состоящего из трех частей.


По словам Эмиля Капелюша, давшего мне небольшое интервью, это их вторая работа в Эрмитаже вместе с Юрием Сучковым. Предыдущая выставка «Думай о времени», месяц назад переведена в зал Снейдерса.

 «В Николаевском зале тканевая основа для фона картин, это ткань с фотопечатью, так она становится похожа на выцветший гобелен,  а цветовой подбор связан с эпохой» - рассказал он. – Выделены  три пространства – самое первое в Аванзале в золотых тонах, затем павильон с коричневой отделкой и самое большое пространство Николаевского зала с синеватыми оттенками старинных гобеленов. Наполнение –  сокровища, принадлежащие всему миру».



По его словам, музыкальный подбор они осуществляли вместе со звукорежиссером Павлом Ховрачевым как соавтором оформления и отвечали за всю концепцию. «Это похоже на Триумфальные ворота. Помните в средневековых городах шли процессии через них» - уточнил он и показал на картине Рубенса, где она изображена. Это были временные постройки, вот  их и воссоздавали художники. «Это улица с такими старинными триумфальными воротами, созданная в перспективе» - пояснил Эмиль Капелюш. 


У некоторых посетителей все же возникали ассоциации со сводами храмов, так как с потолка великолепного зала свешиваются массивные люстры с мигающими светильниками и звучит прекрасная органная музыка. Но по задумке оформителей это все же улица, на которой то тут, то там встречаются лавки с прекрасной снедью, или с товарами, например в виде выставленных с витринах старинных кружев, серебряной посуды и многого другого из атрибутов ХV11 века.


На выставке показаны кабинетные произведения Снейдерса, находящиеся в отечественных собраниях, анималистические картины и натюрморты с накрытыми столами, где ярко  читается не только сила фламандского барокко и значение  традиции Питера Пауля Рубенса, но и влияние итальянской живописи, появившееся после путешествия Снейдерса в Италию в 1608‒1609 годах. Среди представленных произведений: «Фрукты в чаше на красной скатерти», «Фрукты в чаше и разрезанная дыня», «Повар у стола с дичью», «Птичий концерт» из коллекции Эрмитажа, а также «Натюрморт с лебедем», «Рыбная лавка», принадлежащие ГМИИ им. А.С. Пушкина и другие полотна.






Испытываешь погружение в тот самый золотой век фламандского искусства с развитием импульса, приданного жанру натюрморта искусством Франса Снейдерса и его влияние на творчество современников, учеников и последователей. В зале экспонируются картины Пауля де Воса (ок. 1596‒1678), ученика и самого верного последователя Снейдерса. Изысканными произведениями представлен и другой его ученик, один из крупнейший мастеров натюрморта середины XVII века ‒ Ян Фейт (1611‒1661). В состав экспозиции также вошли работы Адриана ван Утрехта (1599‒1652), Франса Эйкенса (1601‒1693) и других известных мастеров декоративной живописи Фландрии XVII столетия.

 

Кроме того, значительная роль на выставке отведена жанру цветочного натюрморта. Два грандиозных полотна, демонстрирующие сад, наполненный тюльпанами, розами, анемонами и другими цветами, принадлежат кисти Абрахама Брейгеля (1631–1697) и Давида де Конинка (1644–после 1701). Эти парные картины ‒ «Цветы среди архитектуры (Весна)» и «Цветы и фрукты (Лето)» стали своеобразной доминантой экспозиции.

А в конце Николаевского зала красуются полотна Яна Брейгеля старшего и Яна Брейгеля младшего из частной коллекции В. и К.  Мауергауз, которые уже знакомы поклонникам фламандской живописи по выставке в Меншиковском дворце несколько лет назад. Кстати,  Франс Снейдерс начинал профессиональное обучение живописи, поступив в мастерскую Питера Брейгеля Младшего (Адского). И  с юности Снейдерс дружил с его младшим братом – Яном Брейгелем Старшим (Бархатным), и видимо, именно его влиянию молодой живописец был обязан выбором своего творческого пути. При содействии Брейгеля Бархатного он в 1608–1609 годах отправился в Италию.





Пристального внимания требуют и предметы прикладного искусства, исполненные западноевропейскими мастерами – шпалеры, роскошные серебряные кубки, резная кость, тисненые кожи, а также китайский фарфор и изысканные изделия восточных мастеров.  Представлены даже брамандские кружева ХV11 века и все это великолепие является неотъемлемой частью такой комплексной экспозиции. Это явно побуждает посетителей выставки еще неоднократно вернуться на эту многогранную выставку для более детального осмотра экспонатов.

Как и две включенные в общий состав небольшие экспозиции, подготовленные, как уточняют сотрудники Эрмитажа, их  Молодежным консультативным советом по проекту «Символика натюрморта. Все ли знают, что означает в натюрмортах изображение лимона или бокала, граната или определенного цветка. Эта символика очень интересна и многогранна, а знакомство с таким богатым материалом в составе самой выставки поможет увлеченным посетителям дополнить свои впечатления от великолепных мировых шедевров.

Выставка продлится до 8 сентября 2024 года.






Комментариев нет:

Отправить комментарий