суббота, 3 августа 2024 г.

Мирский замок и его легенды ( продолжение темы о поездке в Белоруссию)

 Ну а мы едем в замки. В один день было запланировано посетить Мирский и Несвижский.







Сделаю небольшое отступление.

Мой интерес к белорусским замкам родился в 1979 году, когда я посмотрела фильм Рубинчика "Дикая охота короля Стаха", снятый по книге Владимира Короткевича. Книгу прочла позже, но сначала запал в душу именно фильм, где в главной роли был Борис Плотников, другие роли исполняли Роман Филиппов, Борис Хмельницкий.

Тема старинного замка, история белорусского рода Яновских тогда очень запомнились. В интернете прочла, что только часть элементов этого загадочного сюжета можно считать историческими. Даже непонятно, в каком именно замке - или просто в декорациях снимался сам фильм. Как оказалось, точно не в названных, куда мы отправились в субботний день 15 июля.

Выехали рано утром и уже раньше 10 часов приехали в Мир, городок неподалеку от одноименного замка.
Мир расположен на реке Миранка между Минском и городом Барановичи. Был основан в 12 веке, хотя первые письменные упоминания о городе встречаются в литовских хрониках и датируются первой половиной 15 столетия. В 1486 году поселение стало частью владений рода Ильиничей, которые начали строительство знаменитого ныне замка. В 1569 году город перешёл под власть Радзивиллов, которые владели Мирским замком до 19 века.

По нему сделали просто круг на автобусе, но он запомнился своим приятным внешним видом и рассказом гида Михаила, что там живут представители самых разных конфессий, и тут же дома цыган.

Изображение

Изображение

Изображение

А храмов несколько.
Изображение
Николаевский костёл — старинная церковь в стиле архитектуры ренессанс, построенная в начале 17 века по проекту Дж. М. Бернардони

Изображение
Церковь Святой Троицы — небольшая старинная церковь, построенная в 16 веке. После перестройки в 19 веке имеет черты раннего барокко и русского стиля.

После этого и направились к вожделенному замку, о котором надо рассказывать хорошо подготовившись, поскольку с ним связаны истории даже нескольких родов - Ильиничей и Радзивиллов.

На сайте замка так описана предыстория их владения этим местом:

Впервые поселение Мир упоминается в 1434 г., когда становится частным имением господарского маршалка Сеньки Гедыгольдовича. По составленному им завещанию в 1451 г. Мир переходит к Анне Бутримовне, его приёмной дочери. В 1476 г. Анна передаёт Мир в пожизненное владение жене Сеньки Гедыгольдовича – Милохне, а после её смерти – двоюродному брату Юрию Ильиничу, при котором в 20-е гг. XVI вв. началось возведение замка

Наконец, направляемся к самому Мирскому замку. Автобус подвозит нас к ближним воротам, откуда идти всего метров 200.
Изображение

И время до начала экскурсии - а она у нас самая первая в этот субботний день - в 10 часов, еще есть, и гид Михаил немного успевает рассказать про его историю.

Изображение

Изображение

Юрий Ильинич, при котором в 20-е гг. XVI вв. началось возведение замка, имел веские причины для строительства такого мощного фортификационного сооружения. Ильиничи были в неприязненных отношениях с весьма могущественным и влиятельным в политических верхах ВКЛ кн. Михаилом Глинским. Существовала и еще одна немаловажная причина строительства замка. Юрий Ильинич стремился получить графский титул Священной Римской империи, а одним из необходимых условий для этого было наличие в собственности каменного замка.

На первом этапе строительства были возведены пять башен, соединенных стенами, толщина которых у основания достигала трех метров. Все башни были спланированы как самостоятельные узлы обороны. Они возводились с таким расчетом, чтобы было удобно вести фланговый огонь вдоль стен и поражать цель на подступах к ним. Каждая башня высотой около 25 метров имела по пять боевых ярусов с бойницами и сложную систему внутренних переходов

Изображение

Изображение
Пообещав после окончания экскурсии в самом замке подробнее рассказать о его стенах и башнях, гид повел нас во внутренний двор.
Изображение

Изображение
Вот он машет нам рукой, зазывая к входу внутрь, чтобы не опоздать к началу долгожданной экскурсии.

Итак, основатель Мирского замка Ю́рий Ива́нович Ильи́нич (ум. 1526) — государственный деятель Великого княжества Литовского, маршалок дворный и наместник лидский (1501), староста берестейский (1510), ковенский (1514), маршалок надворный литовский (1518).
Изображение

Представитель рода Ильиничей герба «Корчак», младший сын Ивашки Ильинича, наместника смоленского, он унаследовал от отца значительные имения, о которых упоминает в своем завещании. Наследство Мир было подтверждено дополнительным завещанием в 1486 году.

К 1522 году Юрий Ильинич владел 40 имениями с общим количеством около 2 000 дворов, получал значительные доходы с подчинëнных ему староств и замков. Все свои владения он оставил четырëм сыновьям Ивану, Николаю, Станиславу, Щасному (Феликсу) . Женой Юрия Ильинича была Ядвига, дочь Яна Юрьевича Заберезинского, воеводы трокского, маршалка великого литовского и наместника полоцкого. В браке родились и две очери - Анна и Ядвига.


Юрий Ильинич умер в 1526 году, похоронен в Вильно. Вслед за отцом умер его сын Николай, а старший сын Ян был лишён наследственных прав за то, что «отцу своему приносил большие горести и неприятности».

Третий сын Станислав (около 1500–1531) владел строящимся замком тоже недолго, так как умер в 1531 году молодым и неженатым. Он был отравлен женой своего слуги Новицкого. Суд присудил виновной сожжение, а приговор совершил брат покойного Щасный.

Затем в наследство и вступил видимо этот Щасный Юрьевич Ильинич (1505-1542) и уже его сын Юрий Щаснович Ильинич (ок. 1535 ок. 1569 ) видимо достраивал этот замок.

Изображение

А вот это печать Юрия Ильинича-младшего, графа на Мире, 1566 год.
Изображение

О ходе строительства замка пишут так:
В первоначальном варианте замок не был достроен, оставались недостроенными оборонительные корпуса вдоль южной и восточной стен, а также северо-западная башня[30]. Тем не менее по мнению исследователей, в то время на всей территории Белоруссии как по размерам, так и по величию не было ничего, что могло сравниться с Мирским замком. Архитектура Мирского замка XVI века имела черты белорусской поздней готики. Замок был выполнен в виде квадратной в плане постройки с выступающими по краям мощными башнями. Многочисленные подземелья замка создавали сложную систему вспомогательных помещений, которые в целом по площади превосходили в несколько раз надземную часть постройки. Все башни замка сделаны одинаково: 4-гранная основа, 8-гранный купол, сужающийся кверху.
Изображение

Изображение
Строительство замка осуществлялось в несколько этапов. В первом десятилетии XVI века были возведены стены и башни, а в юго-западном участке двора построили кирпичное одноэтажное жилое помещение. От него к настоящему времени остались только отдельные участки фундаментов...На протяжении первого периода строительства возведение Мирского замка не было завершено. Недостроенными оставались верхние ярусы северо-западной башни, замковые стены... Второй этап строительства пришёлся на 1520—1530-е годы, когда к южной и восточной стенам пристроили одноэтажный корпус с широким подвалом, который занял почти половину площади двора


Когда мы вошли внутрь, то первое впечатление - как в старинном здании на ресепшен. Но когда нам предложили воспользоваться санузлом, то спускаться пришлось по витой каменной лестнице, дающей представление о некоторых особенностях такого вида строений. :ku:

Зато к началу показа экспозиции вела не только внушительная лестница, но и имелся нормальный лифт, в него мы вошли с супругами из Москвы, которые успели нам рассказать, что на верхних этажах замка размещен отель с прекрасными номерами и совсем не заоблачными ценами на проживание. Потом я уже увидела на сайте Мирского замка, ссылку на него.

Итак, экскурсия в Мирском замке начинается на втором этаже, где уже в холле выставлен макет этого замка.
Изображение
Рассматривать его не очень удобно, так как со всех стороне не подойти, к сожалению. Но все 5 башен видны хорошо.

Далее группы переходят в большой зал, где по всей видимости, задумка была такая: рассказать об истории формирования замков в Белоруссии.

Есть, кстати, на сайте Мирского замка неплохой виртуальный тур, где это помещение и некоторые другие можно рассмотреть в деталях.
https://mirzamak.by/tour.html

А на мои фото попали подробности архитектурного облика двух прекрасных замков: Лидского

Изображение

Изображение

Изображение

И Гродненского. Вот их детали очень удобно рассматривать со всем сторон.
Изображение


Изображение

Изображение


Изображение

Как и детали убранства некоторых замков в 16-18 веках.
Изображение

Изображение

Затем гид провела нас в так называемые сени. К виртуальном туру по ним есть пояснение, что помещение это использовалось для отдыха прибывших гостей, слуг и хранения вещей. Красивая печь с зелеными изразцами, лавки и шкафы, стены украшены охотничьими трофеями. Я там фото не делала, отдохнула на лавке с видом на несколько лестниц. Одна из них идет вниз и сказано, что в сени раньше можно было попасть со двора. Еще одна лестница ведет вверх, и как гласит текст к виртуальному туру, она приводит в архитектурный зондаж - разрез через все этажи сооружения, где показана кладка разного времени трех веков этого замка. Но эти фото я покажу позже.

Неожиданно попались фото на сайте музея, где видны эти лестницы.
Изображение

Изображение
И есть такое описание:
Это помещение, которое объединяло остальные части здания с выходом. Сени отделяли жилую часть дворца от парадной и давали начало анфиладе покоев. Как правило, в них выводились дымоходы и топки из всех соседних помещений, что делало сени одним из самых теплых мест здания. Сами печи могли быть соединены с каминами

Нас же гид из сеней привела в небольшой зал, не знаю его точного названия.

По моим фото этот зал, посвящен роду Ильиничей. Кстати, очень жаль, что на сайте музея нет карты расположения помещений в замке, или я ее просто не нашла. :?

Так что пишу условно про зал Ильничей, так как именно там выставлено их родословное древо, где удобно посмотреть все их родовые связи.
Изображение

url=https://ibb.co/hKjPQWw]Изображение[/url]

Изображение

Здесь же картина с изображением основоположника Мирского замка Юрия Ильинича старшего, а также, видимо интерактив печаткой.
Изображение

Изображение

И также здесь начинается рассказ об истории пересечения рода Ильиничей с Радзивилами.

Изображение
Видимо это и есть та самая Софья Радзивилл, жена Шасного(Феликса) Ильинича, а их сын Юрий-младший и был последним представителем этого рода. Детей у него не было и на нем род Ильиничей фактически пресекся.

Но был у Юрия-младшего дядя по матери князь Никола́й Радзиви́лл по прозвищу Чёрный,
Изображение
с его помощью последний в роду Юрий как владелец громадного каменного замка, получил графский титул.

После смерти Николая Чёрного в 1564 году Юрий Ильинич сделался опекуном его детей. Предчувствуя раннюю смерть, он 25 августа 1568 года усыновляет сына своего дяди тоже Николая Радзивилла по прозвищу Сиротка ( его портрет на 1-м фото над макетом Мирского замка), составляет завещание в его пользу и умирает ровно через год после того, как ему приснился пророческий сон, — в 1569 году. Вскоре после смерти последнего из угасшего рода Ильиничей Николай Радзивилл Сиротка был официально записан владельцем Мира
Изображение

Далее с 1569 года и на протяжении трёх столетий Мирский замок принадлежал Радзивиллам.

Далее гид повела нас, игнорируя лесенки в архитектурный зондаж, в так называемый, Рыцарский зал.
Изображение

На одном из сайтов нашла такое его описание:
Здесь представлены реконструкции доспехов 16-17 веков, к сожалению, оригинальных доспехов этого периода сохранилось немного.

В зале также представлена реконструкция детского полудоспеха. С 6-8-летного возраста мальчиков приучали носить обмундирование, обучая военному искусству. Кроме того, от будущего рыцаря требовали быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета и владеть «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьём, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.


Изображение

Изображение
Примерно это нам и рассказала гид в данном зале, пока мы фотографировали экспонаты.
Изображение

Изображение

Изображение

И вот тут я должна сказать, что при всей моей радости встречи с Мирским замком, я невольно сравнивала музейные интерьеры в нем с теми, что видела в других замках, которые успела посетить к этому времени.

Это были Чешский Крумлов и замок Фонтебло. Всего два, но какие.

Замок в Чехии меня поразил еще на фото, особенно внешне. А при посещении внутри в 2015 году с экскурсией вызвал чувство истинной подлинности. Потом во внутреннем дворе мне показалось, что изображения на стенах начинают даже двигаться. :oops:

В Фонтебло попала в 2010 году и там впечатлил не только внешний вид замка, но до сих пор стоит перед глазами низенький трон Наполеона. Понимаю, что это другое время, но все же...

Здесь же, в Мирском замке все вещи были только хорошо подобраны и это немного расхолаживало интерес. Не к месту вспомнился Рыцарский корпус в Мадриде в комплексе Королевского дворца и даже наша коллекция в Эрмитаже.

Ну а мне пора переходить к периоду владения Мирским замком Радзивиллами.

Итак, как я уже писала, усыновленный Николай Радзивилл Сиротка в 1569 году был официально записан владельцем Мира вместе с замком.


Николай Христофор Радзивилл «Сиротка» (1549-1616)
Изображение

Изображение

آپلود عکس

Выдающийся государственный и общественный деятель. Учился в Страсбурге и Тюбингене, путешествовал по многим странам, в 1583 г. совершил паломничество в Иерусалим, которое описал в книге. Участник осады Полоцка (1579) и Пскова (1581).По его инициативе в Мирском замке был построен трёхэтажный дворец вдоль северной и восточной стен. Был женат на Эльжбете (Елизавете) Вишневецкой (1569–1596), родившей шестеро сыновей и трёх дочерей.

В этом зале есть портреты и его сыновей, но не всех. А на сайте самого замка кажется должны быть все портреты этой династии, но они не открываются - на их месте стоят крошечные квадратики. Поэтому фото герба и еще раз макета самого замка
Изображение

Изображение

На сайтеhttps://niasvizh.by/history/istoriya_roda_radzivillov/ есть несколько таких схем родословной Радзивиллов, но в ней и вовсе не разобраться.
Изображение

Изображение


Но вернемся к описанию Радзивиллов, имевших то или иное отношение именно к Мирскому замку:

Ян Юрий Радзивилл (1588-1625)

Старший сын Николая Христофора Радзивилла «Сиротки». Учился в иезуитских коллегиумах Несвижа и Аугсбурга. Путешествовал по Германии и Италии. Был женат на Элеоноре Острожской. В последний год его жизни в ВКЛ распространилась чума («моравае паветра»), которая не миновала и Мир. Через год, в память о той беде, на Рыночной площади в местечке была поставлена часовня, разрушенная в 1940 г. Возможно, от чумы умер и сам Ян Юрий, поскольку в то время ему было только 37 лет.


Сигизмунд Кароль Радзивилл (1591-1642)

Сын Николая Христофора Радзивилла «Сиротки». Учился в Болонье. В 1612 г. вступил в Мальтийский рыцарский орден. В 1614 г. возглавил Столовичскую командорию, основанную для него отцом. Многократно являлся послом на сеймах. В Мире был последний раз в феврале 1635 г. В 1636 г. уехал лечиться за границу. Умер и похоронен в Ассизи (Италия).

Александр Людвиг Радзивилл (1594-1654)

Младший сын Николая Христофора Радзивилла «Сиротки». Образование получил в Несвиже и Германии. Занимал должности брестского воеводы и великого маршалка...
Из 13 детей, которых ему родили три жены, в живых остались пятеро: три дочери и сыновья Михаил Казимир и Доминик Николай. Умер Александр Людвиг в 59-летнем возрасте в Болонье, где находился на лечении.


Это второе после Сиротки поколение Радзивиллов, которое имело отношение к Мирскому замку.

В 1655 г. Мирский замок был опустошён казаками Ивана Золотаренко и российскими солдатами под руководством воеводы Алексея Трубецкого.

Третье поколение:
Михаил Казимир Радзивилл (1635-1680)

Сын Александра Людвига Радзивилла. Начальное образование получил в Несвиже. С 1648 г. участвовал в политической жизни Речи Посполитой.Михаил Казимир был католиком, изучал догматы религии, имел склонность к наукам. Его женой в 1658 г. стала Катажина (Екатерина) Собесская, сестра короля Яна Собеского. В браке родилось семеро детей.

Около 30 лет замок простоял в запустении. И только в 1680 г. Катажина (Екатерина) Радзивилл из рода Собеских после смерти мужа Михаила Казимира приступила к восстановительным работам. Однако Северная война 1700–1721 гг. остановила на долгие годы её начинания. В апреле 1706 г. в Мир ворвались войска шведского короля Карла XII. Было разрушено всё, что недавно успели восстановить.

Кароль Станислав Радзивилл (1669-1719)

Изображение
Сын Михаила Казимира Радзивилла. Учился в Люблине, путешествовал по Австрии, Италии, Франции, Англии и Португалии. Поддерживал униатскую церковь, основал несколько приходских церквей, а также монастырь базилиан в Мире. Был женат на Анне Катажине из рода Сангушек. В браке родилось 16 детей.
Изображение

Михаил Казимир Радзивилл (1702-1762)

Изображение


Сын Кароля Станислава Радзивилла. При нём в Мирском замке на новый лад были переделаны покои третьего этажа дворца. Появились Парадный и Портретный залы, зал для танцев.
Михал Казимир был женат дважды: первый раз – на Франтишке Уршуле Вишневецкой (1705–1753), второй раз – на Анне Мытельской (1729–1771).


В начале XVIII в. былую роскошь замку возвратил его новый владелец – князь Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу «Рыбонька». Были переделаны покои третьего княжеского этажа. Вместо однотипных, главным образом квадратных в плане, помещений появилась анфилада из залов разных размеров. Для этого переделывались внутренние перегородки, менялось направление лестниц. Парадный, Портретный и Танцевальный залы украшались дубовыми паркетными полами, золочеными расписными и резными потолками, превосходной мебелью работы местных мастеров, шпалерами, картинами, фарфоровыми и фаянсовыми изделиями.

Один из сыновей «Рыбоньки», князь Кароль Станислав по прозвищу «Пане Коханку», с 1754 по 1762 гг. жил в Мирском замке, устраивая здесь шикарные балы и созывая многочисленных гостей на охоту. После его смерти в 1790 г. все наследственные владения перешли к племяннику – князю Доминику Иерониму Радзивиллу, который во время войны 1812 г. выступил на стороне Наполеона. Смертельно раненный в бою Доминик умер в 1813 г. Его имения императорским распоряжением от 17 марта 1814 г. разделили на две части. Одну часть вместе с Миром и Несвижем получил троюродный брат Доминика, князь Антоний Радзивилл, другую – дочь Доминика – Стефания, которая в 1828 г. вышла замуж за царского адъютанта графа Льва Петровича Витгенштейна, сына героя войны 1812 г.

Доминик Иероним Радзивилл (1786-1813)

Сын младшего брата «Пане Коханку» Иеронима Радзивилла (1759–1786) и княгини Софьи фон Турн-и-Таксис (1758–1808). К моменту его совершеннолетия владения Радзивиллов вошли в состав Российской империи, и князь принес присягу Александру I. Был женат дважды: на Изабелле Мнишек (1790–1852) и Теофилии Моравской (1791–1828), от которой имел сына Александра (1808–1859) и дочь Стефанию (1809–1932). Умер от ран, полученных в битве при Ганау (1813).

Вот эта самая Стефания, заключив брак с Львом Петровичем Витгенштейном (1799-1866) и станет следующей владелицей Мирского замка.

На этом портрете его отец - герой Отечественной войны 1812 г. Петр Христианович Витгенштейн.
Изображение

А это еще один портрет представителя рода Радзивиллов в 19 веке.
Изображение

Более упорядочена и проиллюстрирована информация о Витгенштейнах.
Изображение

Лев Петрович Витгенштейн (1799-1866)
Изображение


Лев Витгенштейн, сын героя Отечественной войны 1812 г. Петра Христиановича Витгенштейна, в 1828 г. женился на княжне Стефании Радзивилл (1809–1832), дочери кн. Доминика и Теофилии Радзивилл. Приданным невесты стали огромные земельные владения. Между Витгенштейнами и Радзивиллами начались судебные разбирательства по поводу раздела имений. Первая договорённость была достигнута в течение года, но только значительно позже Мирское графство было выделено из состава Несвижской ординации и в 1840-х гг. перешло к Витгенштейнам.

От брака со Стефанией у Льва было двое детей – сын Петр (1831–1887) и дочь Мария (1829–1898).
Изображение

Изображение

Изображение
После смерти Стефании Радзивилл граф вскоре женился на Леонилле Барятинской (1816–1918). Большую часть времени супруги проводили за границей, в Германии, где Лев Витгенштейн занялся возрождением древнего родового имения своих предков.


А еще у Витгенштейнов было имение в Петербургской губернии - Дружноселье. И вот наша гид, рассказывая об этом семействе, сказала, что видимо никто из группы не знает кто такие Витгенштейны. Возразили сращу трое - пара педагогов из Петербурга и я. Причем, добавив, что бывала в имении Дружноселье и даже была на месте их дома и в разрушающейся семейной усыпальнице, заслужила особую похвалу гида. Когда надо было потом подниматься по очень крутым ступеням на 111 этаж, меня она милостиво повела служебным ходом по широкой пологой лестнице. ;)

Но это отступление, а на сайте Мирского замка есть сведения и о продолжении этого рода.

Пётр Львович Витгенштейн (1831-1887)
Изображение

Пётр Львович Витгенштейн, сын Льва Петровича Витгенштейна и Стефании Радзивилл, родился во Флоренции 10 мая 1831 г.
В 1854 г. получил от отца все материнские имения в управление, в том числе и мирские земли. После смерти отца в 1866 г. ему как старшему сыну достались и две ординации: Дружноселье (Петербургская губ.) и Каменка (Подольская губ.). Петру Львовичу принадлежал почти 1 миллион десятин земли.
Есть сведения, что кн. Витгенштейн был женат на французской актрисе Розалии Леон, которая скончалась за год до его смерти и поэтому не могла участвовать в процессе раздела наследства.
Пётр Львович Витгенштейн умер во Франции в августе 1887 г. и был похоронен в семейной усыпальнице в Дружноселье рядом со своей матерью Стефанией. Вот в ней я и была с экскурсией!
Наследниками майоратных земель и прочих обширных имений являлись его родная сестра кн. Мария Гогенлоэ и его единокровные братья, сыновья отца от второго брака с кн. Л.И. Барятинской.


Мария Львовна Гогенлоэ-Шиллингсфюрст (1829-1897)
Изображение
Мария Львовна Гогенлоэ-Шиллинсфюрст, дочь Льва Петровича Витгенштейна и Стефании Радзивилл, после смерти брата, Петра, получила значительное наследство, состоявшее из 171 имения в Минской, Виленской, Ковенской и Витебской губерниях. Кн. Мария вместе с семьёй постоянно проживала за границей. Её муж, Хлодвиг Гогенлоэ, в 1874–1885 гг. был послом в Париже, затем заместителем Эльзаса и Лотарингии, а с 1894 г. – канцлером Германии.
По российскому закону от 14 марта 1887 г. иностранцы, имевшие владения в пределах Российской империи, должны были либо принять российское подданство, либо продать владения в течение трех лет от принятия закона. Эти обстоятельства заставили семейство Гогенлоэ-Шиллингфюрст, отказаться от российских владений. Мирские земли были проданы Святополк-Мирским.

Изображение

Изображение
litmenu писал(а): Лев Витгенштейн, сын героя Отечественной войны 1812 г. Петра Христиановича Витгенштейна, в 1828 г. женился на княжне Стефании Радзивилл (1809–1832),
Вернулась к этой цитате, так как решила немного уточнить тему по Витгенштейнам. Нашла здесь в своем блоге рассказ о поездке в бывшее их имение Дружноселье, у нас в Ленинградской области.
https://vagantelatero.blogspot.com/2021 ... .html#more
Правда в этом большом материале речь сначала идет об имении Демидовых Тайцы, а во второй части уже о нужных нам персонах и есть фото усыпальницы их родовой, вернее того, что от нее осталось. :cry:

Как видите, от темы усадеб мне никак не уйти. Это в Белоруссии замки, а у нас бывшие усадьбы, так до сих пор и не восстановленные. :(
Еще дополнила знакомая:
Отечественную войну 1812 года Петр Витгенштейн встретил в должности командира одного из пехотных корпусов, прикрывавших петербургское направление. Именно на этом этапе он и получил народный титул «спасителя Петербурга».

Корпус Витгенштейна, ставший фактически отдельной армией, обороняющей север, двинулся против наполеоновского маршала Удино. Русский командир отказался от оборонительной позиции в пользу наступательной стратегии. Трехдневное сражение у Клястиц закончилось разгромом передовых отрядов маршала Удино.
Эта победа имела огромное значение, и стратегическое, и психологическое, – наступление на Петербург было сорвано, а страх из российский столицы, готовящейся к эвакуации и встрече с французами, стал постепенно уходить.

И вишенка на торте - причём здесь Белоруссия

6 октября русские войска во главе со «спасителем Петербурга» взяли штурмом Полоцк. Эта победа для российской армии была крайне важна: потеря города лишила французов оборонительного рубежа на реке Двине, а все войска противника были оттеснены с ее берегов. После неудачных попыток вернуть Полоцк, когда граф Витгенштейн выдержал шесть мощнейших французских атак, Наполеон распорядился отказаться от наступления.

Изображение

Была идея назвать его именем одну из новых улиц/набережных Санкт-Петербурга, но топонимисеская комиссия отвергла это предложение - тяжело выговаривается его имя :D

В 1891 г. Мирские земли и замок купил наказной казачий атаман Войска Донского Николай Иванович Святополк-Мирский.

Николай Иванович Святополк-Мирский (1833-1898)

Изображение

В 1891 г. кн. Николай Иванович Святополк-Мирский, наказной атаман Войска Донского, приобрел у кн. Марии Львовны Гогенлоэ-Шиллингфюрст имение Замирье с руинами замка XVI в. Одним из мотивов приобретения Святополк-Мирскими этого наследия Радзивиллов было совпадение названия местечка со второй частью фамилии.

Приехав в Мир, князь взялся за дело с большим энтузиазмом...Николай Иванович умер 15 июля 1898 г. в своем имении Мир. Земельная собственность и все имения перешли к наследнице – вдове генерала – кн. Клеопатре Михайловне, с которой князь прожил 30 лет.


Жаль, что на сайте не открываются портреты Святополк-Мирских и в залах я их как-то не засняла, правда не могу утверждать, что они там точно были. Подустала уже к этому времени и народу в залах становилось все больше. Зато я нашла их портреты во всеведующей Википедии. :irinka:

Изображение
Клеопатра Михайловна Святополк-Мирская (1845-1910) После смерти мужа в 1898 г. в пожизненном её владении находились земли в Минской, Подольской, Кутаисской, Новгородской губерниях, а также каменный дом в Санкт-Петербурге. Клеопатра Михайловна предпочла жить в имении Замирье. По её распоряжению в 1904 г. началось возведение родовой церкви-усыпальницы на территории английского пейзажного парка, которое было завершено в 1910 г. За шесть лет до смерти ею в Санкт-Петербургской Нотариальной конторе было составлено завещание, согласно которому владельцем имения Замирье после её смерти становился старший сын Михаил.

Михаил Николаевич Святополк-Мирский (1870-1938). Родился в 1870 г. в Царском Селе. С 1897 по 1916 гг. посвятил жизнь дипломатической карьере, находясь на службе при посольствах в Константинополе, Пекине, Стокгольме, Мюнхене, Софии, Лондоне. В 1920–1930 гг. занимался восстановлением Мирского замка – в 1922 г. начались работы по восстановлению и приспособлению Мирского замка. Они продолжались 16 лет. За это время была отремонтирована часть восточного корпуса дворца и две башни. Вёл уединённый образ жизни, не был женат.
Изображение
Князь Михаил Святополк-Мирский прожил в замке до 1938 г., до своей смерти. Он был похоронен в церкви-усыпальнице, возведённой в начале XX вв. в пейзажном парке, по распоряжению матери – княгини Клеопатры Михайловны Святополк-Мирской.


Александр Дмитриевич Святополк-Мирский (1899-1984). Его герб выглядит так:

Изображение
После смерти князя Михаила Николаевича в июле 1938 г. замок в наследство получил его племянник – князь Александр Дмитриевич Святополк-Мирский, который был усыновлён дядей 9 июня 1937 г. Он приехал в Мир со своей женой Катажиной Бнин-Бнинской. Однако владеть землями Александру Святополк-Мирскому пришлось недолго. 15 октября 1939 г. он был арестован, как социально опасный элемент, и был заключён в исправительно-трудовой лагерь сроком на 8 лет. Сын Александра, Андрей, умер в 2001 г. Он и его родители похоронены в Польше.


Этому семейству посвящены последующие залы дворца.

Хорошо сохранились потолки.

Изображение

ГОСТИНАЯ КНЯЗЕЙ СВЯТОПОЛК-МИРСКИХ

Изображение

Изображение
Князь Михаил Николаевич Святополк-Мирский приспособил для проживания четыре башни и часть Северного корпуса, которая выходила окнами на искусственный пруд. Комнаты замка сохраняли свой естественный вид. Интерьеры, известные по изображениям, спроектировал варшавский архитектор Теодор Бурше. Сохранились фотографии интерьеров замковых комнат при Святополк-Мирских. Комнаты поражают простотой и скромностью – князь хотел максимально сохранить атмосферу древнего замка и одновременно иметь новинки ХХ века – электричество, котельную, телефонную связь.

БИБЛИОТЕКА КНЯЗЯ МИХАИЛА СВЯТОПОЛК-МИРСКОГО

Изображение

Изображение

Библиотека – неотъемлемая часть дворца или замка. В библиотеке хранились не только книги нескольких поколений предков, но и семейные архивные материалы, старинные гравюры и карты, современные журналы и газеты. Имеется единственный документальный источник – фотография 1930-х годов, на которой князь М.Н. Святополк-Мирский изображен за чтением за круглым столом с лампой, возможно, в интерьере библиотеки. В экспозиции реконструирован интерьер замковой библиотеки 1930-х годов.


КАБИНЕТ ВЛАДЕЛЬЦА ЗАМКА КНЯЗЯ МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА СВЯТОПОЛК-МИРСКОГО
Кабинет находился в Восточном корпусе замка. Обстановка известна по воспоминаниям современников и нескольким фотографиям. Князя Михаила Николаевича родственники считали «самым блестящим» из всех пяти сыновей Николая Ивановича Святополк-Мирского. В молодости блестящий денди, военный и дипломат, знакомый с деятелями мировой политики, атеист и полиглот (он знал арабский и китайский, французский и английский языки, а вообще читал на более чем на десяти иностранных языках), в зрелые годы...

Изображение

А это неудачное фото воспроизводит уголок кабинета с восковой фигурой его владельца
Изображение

А вот дальше, всем пришлось подниматься по крутейшей винтовой лестнице, а меня гид пригласила попасть на третий этаж замка по более пологой деревянной и там открылись такие интерьеры.
Изображение

Изображение

Впрочем, оставим обзор третьего этажа Мирского замка на отдельный пост.
Итак, третий этаж Мирского замка знакомит посетителей как с рядом интерьеров, так и с отдельными экспонатами в старинных залах.

СТОЛОВАЯ ИЗБА
Изображение

Изображение

Основное парадное помещение дворца эпохи Ренессанса. Зал был реконструирован на период конца XVI – середины XVII в. Согласно с документальными источниками и аналогами того времени. Столовая изба занимала центральное место в планировке дворца и часто имела отдельный вход. Отличалась значительными размерами, наличием большой кафельной печи с гербовой символикой, верхним освещением (люстрой)...
Изображение

Изображение

ПОРТРЕТНЫЙ ЗАЛ
Изображение

Изображение

Изображение

Портретный зал выполнял репрезентативные (парадно-представительские) функции в Мирском замке. Изображения предков и самих владельцев замка отражали историю семьи «в лицах», свидетельствовали о древности рода Радзивиллов, его рыцарской и военной славе, участии в государственном строительстве, подчеркивали высокое аристократическое достоинство магнатов.
Изображение

Изображение

Куда же в портретном зале без портретов и их тут немало
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
фото экспонатов из других залов третьего этажа Мирского замка.

Изображение

Изображение

Изображение

Тут, как и в других залах, много портретов.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Но меня больше впечатлили манекены в костюмах эпохи.

Особенно вот эта дама. Так и кажется, что ночью, она может отправиться на прогулку по залам замка. Как в фильме "Дикая охота короля Стаха" бегала по другому замку "Голубая женщина". А тут "женщина в коричневом платье". ;)
Изображение

Изображение

Ну а нам пора на выход, экскурсия подходит к концу и члены нашей группы уже с интересом поглядывают в окна, за которыми другие строения замка. А на руках уже билеты для осмотра Башни и подвалов.
Изображение

Изображение
Для полноты картины про башню могу рассказать только пользуясь информацией и фото с сайта - сама я туда не поднималась.

Юго-западная башня

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕЧЕЙ И КАМИНОВ XVI - НАЧАЛО ХХ

В этих местах с холодным климатом изразцовые печи получили широкое распространение с первых десятилетий XVI в. Сначала изразцовые печи появились в жилье магнатов и в великокняжеских замках. С 1568 г. хозяевами замка стали князья Радзивиллы и в конце XVI – начале XVII в. они достраивали замок: возвели трехэтажный дворец и разные хозяйственные и служебные помещения... в том числе с такими вот печами.
Изображение

ОРУЖЕЙНАЯ

Первая, а временами единственная примета воина – оружие, без которого человека нельзя было считать благородным; он считался простолюдином. На этом этаже башни демонстрируется собрание военной одежды и оборонительных приспособлений периода Великого княжества Литовского с XV по XVIII в. Оригинальных доспехов и оружия этого периода сохранилось очень мало. В экспозиции представлены копии древних кольчуг, доспехов и их деталей...
Изображение

Изображение

Изображение

ИЗРАЗЦЫ ГРОДНЕНЩИНЫ
Искусство белорусских изразцов развивалось на протяжении XIV–XX вв. Можно выделить два главных этапа его развития: на первом, который охватывает XIV–XV вв., проходили поиски оптимального варианта формы изразца, которая бы обеспечила наибольший практический и эстетический эффект. Самый древний тип мирского изразца найден в археологическом слое поселения XV в., которое существовало на месте замка и было уничтожено сильным пожаром на рубеже XV–XVI вв.
Изображение

Изображение

Изображение


СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МИРСКОГО ЗАМКА

Экспозиция размещена в оригинальном интерьере (кроме брусчатки пола и ступенек, воссозданных на примерах начала ХХ в.) подвалов начала XVI в. (до 1568 г.) В средневековье при строительстве основным материалом был кирпич. Из него делали буквально все – стены, подвалы, полы, декоративные детали и даже оконные переплеты. Кирпич был местный, его изготавливали рядом, в местечках на небольших заводах...
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Надеюсь, что это все там выставлено ;) . Но я там сама не была и своими глазами не видела :oops:
На моих фото видна лестница, по которой, видимо, и надо было пониматься на башню. То, что там выставлено, я ниже опишу, но в принципе, не жалею, что не увидела. А вот походить по стенам, как видно на этих фото, мне было бы интересно. Жаль, что так и не поднялась туда.
Изображение

Изображение

В состав оплаченных билетов, но без экскурсии, входил и осмотр подвала. Я туда по понятным причинам не спускалась, но для общего представления о Мирском замке и том, что там получается посмотреть, рассказать все же стоит с помощью их сайта.

Подвал

«ПИВНИЦА». РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОМЕЩЕНИЯ XVII–XVIII вв.
В подземелье за надежными замками хранились алкогольные напитки, достойные княжеского стола. Здесь всегда царил полумрак. Рядами вдоль стен на специальном помосте лежали тяжелые бочки, в мерцающем свете подвесных фонарей матово поблескивали бутылки. Грубо сколоченный массивный стол не всегда пустовал. Случалось, его застилали кружевной скатертью, изысканно сервировали...
Изображение

КЛАДОВАЯ. ВЕСОВАЯ. РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОМЕЩЕНИЯ XVII–XVIII вв.
В годы военных потрясений численность жителей Мирского замка увеличивалась. К хозяевам и их слугам присоединялся значительный воинский гарнизон. Лишь сытые и здоровые солдаты могли эффективно отражать вражеские атаки, поэтому в трудные времена безопасность замка напрямую зависела от заготовленных здесь запасов продовольствия. Для европейских замков в XVII веке «стандартным» считался запас продуктов, рассчитанный на три года непрерывной осады...
Изображение
Вот точно такой ларь, как в левом углу фото, был у моей бабушки в деревне Новоселебное у Тульской области. Стоял он в просторных сенях, помню, что видела в нем даже летом куски сала. Видимо, он использовался и как место хранения, и как холодильник.

Изображение

Изображение

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПРОДУКТОВ
Грандиозные балы и пышные приемы, соколиные охоты и рыцарские поединки, фейерверки… Жизнь в средневековом замке спустя сотни лет кажется яркой и захватывающей. Представление это не совсем верно. Многие исторические романы и фильмы обходят стороной важную часть ушедшей реальности – повседневный быт «обычного человека». В каждой феодальной усадьбе, в каждом замке были помещения, предназначенные для хозяйственных нужд...
Изображение

Изображение

КУХОННАЯ ИЗБА. РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОМЕЩЕНИЯ XVII–XVIII вв.
В инвентаре Мирского замка 1688 года упомянута «изба белая кухонная каменная». Так называлась столовая для тех, кто работал в замке. На бал, на пир или на охоту в Мир съезжались многочисленные гости со своими слугами. В такие времена кухонная изба была полна народу; в ней постоянно кто-то завтракал, обедал или ужинал...
Изображение

Изображение


Изображение
Думается, что это и есть вход в подвал, но я провела это время в сувенирном киоске, где купила замечательные брошюры о замке и сувениры на подарки.
А наш гид Михаил уже ждет нас, чтобы повести на экскурсию вокруг замка и по парку.
Изображение

Изображение

Очень интересно он рассказывал об истории строительства замка, его башнях. Решила все же дополнить этот пост информацией из Википедии:

Замок по строению похож на квадрат со стороной около 75 метров, по углам расположены пятиэтажные башни высотой 25—27 м, которые выходят за пределы стен. Пятая башня — шестиэтажная с въездными воротами...Все башни имеют одинаковую объёмную композицию — нижняя четырёхгранная часть, на которой размещается восьмигранное завершение. Башни замка конструктивно и стилистически близки между собой и, в то же время, каждая из них имеет свой индивидуальный архитектурный облик. Художественное совершенство фасада замка особенно подчёркивается продуманностью и слитностью орнаментальных поясов башен. Они возведены с таким расчётом, чтобы было удобно вести фланговый огонь вдоль прясел стен. В башнях для целей фортификации имелись камины. Большинство башенных бойниц предназначались для стрельбы из пушек. Все башни спланированы как самостоятельные узлы обороны.

Фундаменты башен сложены из камней, дальше идёт смешанная каменно-кирпичная и кирпичная кладка. Толщина стен около основы составляет около 3 м, вверху 2,2 м


Въездная башня
Из всех башен Мирского замка въездная является наиболее интересной, яркой и совершенной. Она имеет высоту 25 метров, стоит на фундаменте размерами 12×12 м. Башня украшена орнаментальными поясами и декоративными нишами разного размера и формы, соединяющими в себе традиционные приёмы и средства оформления местного каменного зодчества: древнерусский поребрик и аркатурные фризы, а также ниши. На втором этаже размещалась часовня. Снизу начинались каменные лестницы, шедшие в толще стены до четвёртого этажа, открывая выход на каждый ярус боя.

На третьем этаже башни имелись большие часы с боем, циферблат часов со стрелкой размещался на внешней стене башни. Согласно данным инвентаря замка 1688 г., около воротной башни стояли три железные пушки



Изображение

Остальные башни отличаются объёмами помещений и некоторыми деталями. Все они очень похожи между собой внутренней планировкой, объёмно-пространственным решением и назначением помещений
Изображение

Изображение
Из всех угловых башен, построенных в XVI в., почти целиком сохранилась юго-западная, позволяющая изучить систему планировки и организацию боя всех этажей. Фундамент башни представляет собой несколько перекошенный квадрат размером 10×10 м с глубиной заложения 4 м, сложенный из валунов длиной до 1,5 м. Высота башни 23 м.

Каменная лестница башни
В середине башня разделена на пять ярусов. На первом этаже размещались семь пушечных бойниц, фланкировавших огнём замковые ворота, западную и южную стены. На второй этаж, где стояли шесть пушек, вела крутая узкая каменная лестница. В XX веке на месте некоторых бойниц сделали большие окна. Перекрытие второго этажа башни сводчатое, а остальных трёх — на балках. На верхних этажах были бойницы, рассчитанные на огонь, ведущийся из пушек и ручного огнестрельного оружия. На уровне четвёртого этажа стены башни переходят в «восьмерик». На самом верху башенной стены местами сохранились полузаложенные кирпичом «варовые окна».

Для удобства подъёма наверх военных припасов и амуниции в башне был спроектирован так называемый «замковый лифт». С самого верха башни из центра вниз к каменному перекрытию третьего яруса опускался переброшенный через балку или железный каток шнур-верёвка. В деревянных перекрытиях были сделаны отверстия, закрывавшиеся откидными дверцами. Из замкового двора в свою очередь имелось приспособление для доставки грузов на третий ярус. «Замковый лифт» сохранился до нашего времени и экспонируется в башне


Изображение

Но вот почему-то не помню его рассказ по поводу красивого моста.
Изображение

Изображение

А дальше он всех повел к усыпальнице Святополк-Мирских, а я отправилась посидеть на скамейках рядом с прекрасными, но уже отцветающими розами.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Оказывается ранее на этом месте был Итальянский сад. Викиделия об этом рассказывает так:

Итальянский сад был заложен в XVII в. к югу от замковых валов как регулярный парк итальянского типа с системой аллей и баскетов, оранжереями и водоёма. В 1654 году итальянский сад был уничтожен, в Инвентаре за 1686 году упоминаются только 8 прудов... В 1805 году Итальянский сад занимал площадь около 4,62 га. Улицы-аллеи были оформлены с двух сторон рядами лип, отдельные из которых сохранились до нашего времени.В конце XIX в. был создан пейзажный парк площадью около 25 га, в композицию которого вошли остатки регулярного парка в западной части. В парке находился искусственный водоём на месте сада, заложенного бывшим арендатором имения Антоном Путятой

Изображение

Изображение
Но такая умиротворяющая картина не исключает довольно мрачной легенды, связанной с Мирским озером.

Легенда о саде. В конце XIX века на месте Мирского озера был яблоневый сад. Князь Николай Святополк-Мирский распорядился его вырубить и на этом месте выкопать озеро. Время было весеннее, все яблони стояли в цвету. Жители Мира отказались рубить деревья. По народному поверью, рубить цветущее дерево — большой грех, люди, которые губят молодую жизнь, будут прокляты, а их род будут преследовать несчастья. Но князь не хотел отказываться от своей задумки и терять время и собственноручно срубил несколько цветущих яблонь, после чего ему ночью во сне явилась незнакомка и прокляла его род. По другой версии к князю пришла мать одного из лесорубов, погибшего во время вырубки сада, и прокляла эти места, сказав, что с этого времени каждый год в пруду будет тонуть по одному человеку за каждое вырубленное дерево. Причём, сколько именно деревьев срубили не известно, и тонут в пруду только мужчины. Так или иначе, но до нашего времени в пруду каждый год тонул человек… А сам князь Михаил был найден на его берегу мёртвым в 1898 году.

Таковы легенды, которых еще немало в истории этого замка.

А пока немного о часовне-усыпальнице.

Изображение
Часовня-усыпальница была построена как родовая усыпальница князей Святополк-Мирских в стиле ампир. Находится она в полукилометре на восток от Мирского Замка и хорошо просматривалась из усадебного дома.

Проект церкви-усыпальницы был разработан петербургским архитектором Марфельдом по заказу Клеопатры Михайловны Святополк-Мирской. Строительство могильного склепа началось в 1904 году и продолжалось до 1910 года (по другим сведениям до 1911 года), была освящена в честь Святого Николая — в память о муже княгини Клеопатры — Николая Ивановича.


Главный фасад имеет асимметрично-динамическую объёмно-пространственную композицию, доминантой которой является башня-звонница (3-ярусная, 4-гранная, завершена куполом). Главный фасад украшен большим многоцветным (синий, охристый, золотистый) панно — «Христос Вседержитель» и объёмным чеканным гербом-картушем князей Святополк-Мирских с гербами двух городов: Киева и Москвы. Церковь состояла из нартекса, храма и алтарной части. Крипта храма была рассчитана на двадцать захоронений.

В настоящее время в могильном склепе пять захоронений: могилы князя Николая Святополк-Мирского, первоначально похороненного у стен Свято-Троицкой церкви, княгини Клеопатры Михайловны, их внучки Сонечки (дочери сына Ивана), двух сыновей Ивана и Михаила.

В 1939 году церковь была разграблена, оставшееся церковное имущество было вывезено в Свято-Георгиевскую церковь, а помещения церкви были переданы под зернохранилище спиртового завода. 1 декабря 2008 года церковь-усыпальница открыла свои двери для посетителей.


Видимо с названной Сонечкой связана такая легенда:
Легенда о призраке Белой Девы, Софье Святополк-Мирской, которую местные жители ласково называют Сонечкой. Считается, что она не так охотно показывается людям, как её «коллега» из Несвижа — знаменитая Чёрная Дева, но музейные работники говорят, что Софья часто уходит по подземному ходу к своей подруге в Несвиж.

Публикует Википедия и легенду о поземном ходе:
Существует расхожее мнение, что Мирский и Несвижский замки соединяет тоннель длиной свыше 30 км, по которому некогда мог свободно проехать запряжённый тройкой экипаж. Когда российские войска в 1812 году захватили Несвиж, преданные радзивиловские слуги успели спрятать несвижские сокровища в подземный тоннель и взорвать вход. Эти сокровища до сегодняшнего дня не найдены, а среди них, как считается, находятся золотые фигуры двенадцати апостолов. Но исследования и даже облёт на вертолёте предполагаемой линии, соединяющей замки, не дали положительного результата.

Я не поленилась и открыла сайт первоисточника о легендах
https://www.sauko.by/sights/175

Там легенда о Сонечке изложена подробно:
Самым любимым и почитаемым экскурсоводами, реставраторами и работниками музея привидением Мирского замка можно смело назвать призрак Белой Девы. Хотя «Девой» его называют скорее из вежливости или для красоты, ведь общепризнанно, что это неупокоенный дух первой жертвы проклятого озера – юной княгини Софьи Святополк-Мирской. Она утонула в возрасте 12 лет, и тогда ее куда чаще звали просто Сонечка. Так многие ласково называют привидение и сейчас.

Призрак ведет себя скромно и никому не докучает, движется бесшумно и старается не попадаться людям на глаза. Так что видят ее не очень часто. Очевидцы утверждают, что выглядит она или как небольшое вертикально вытянутое белое облачко, или – если подойти поближе и вглядеться – как молодая полупрозрачная девушка, одетая в длинные белые одежды. Впрочем, рассмотреть ее во всех деталях никогда не удается – это привидение весьма застенчиво и, заметив людей, сразу же исчезает. Появляется Сонечка чаще всего или в надвратной башне, которую, к слову, тоже называют «белой», или рядом с фамильной усыпальницей, где была похоронена Софья Святополк-Мирская. Причем видят Белую Деву чаще всего весной или ранним летом, когда княжеские могилы затапливает талой водой. Может быть, в этом и причина ее беспокойства?

Говорят также, что музейные работники много раз видели Сонечку уходящей по подземному ходу к Несвижскому замку. Считается, что Белая Дева может состоять в приятельских отношениях с другим известным привидением – Черной Панной Несвижской, так что неудивительно, что эти призраки ходят друг к другу в гости, а старинный тоннель используют, чтобы не шокировать людей своим поведением.


Изображение

Так что и усыпальница хранит свои тайны.

А надо всем этим было такое бездонное, необыкновенной красоты небо
Изображение

А ведь эти небеса помнят реальные трагические события в этих местах. Та же Википедия бесстрастно сообщает, что
В годы Второй мировой войны в глубине Итальянского сада было расстреляно несколько тысяч евреев. В послевоенное время на этом месте был установлен мемориальный знак

Но в день нашего посещения, было яркое солнце и необыкновенно красивые облака проплывали над замком и его парком.
Изображение

А гид нас повел довольно протяженной дорогой через луговую часть парка к автостоянке, где продавали различные сувениры и фрукты. Торговали даже земляникой в красивых пакетиках, но я не рискнула купить в дорогу, несмотря на привлекательную стоимость в 250 российских рублей.

И наша группа отправилась в другой замок - Несвижский. Правда не мифическим подземным ходом, а по обычной асфальтированной дороге. ;)
           Решила Несвижский замок вынести в отдельный пост, а то получается очень много здесь подробностей о Мирском замке. Так что, продолжение следует'

Комментариев нет:

Отправить комментарий