Ну а мы едем в замки. В один день было запланировано посетить Мирский и Несвижский.

Сделаю небольшое отступление.
Мой интерес к белорусским замкам родился в 1979 году, когда я посмотрела фильм Рубинчика "Дикая охота короля Стаха", снятый по книге Владимира Короткевича. Книгу прочла позже, но сначала запал в душу именно фильм, где в главной роли был Борис Плотников, другие роли исполняли Роман Филиппов, Борис Хмельницкий.
Тема старинного замка, история белорусского рода Яновских тогда очень запомнились. В интернете прочла, что только часть элементов этого загадочного сюжета можно считать историческими. Даже непонятно, в каком именно замке - или просто в декорациях снимался сам фильм. Как оказалось, точно не в названных, куда мы отправились в субботний день 15 июля.
Выехали рано утром и уже раньше 10 часов приехали в Мир, городок неподалеку от одноименного замка.
Мир расположен на реке Миранка между Минском и городом Барановичи. Был основан в 12 веке, хотя первые письменные упоминания о городе встречаются в литовских хрониках и датируются первой половиной 15 столетия. В 1486 году поселение стало частью владений рода Ильиничей, которые начали строительство знаменитого ныне замка. В 1569 году город перешёл под власть Радзивиллов, которые владели Мирским замком до 19 века.
По нему сделали просто круг на автобусе, но он запомнился своим приятным внешним видом и рассказом гида Михаила, что там живут представители самых разных конфессий, и тут же дома цыган.



А храмов несколько.

Николаевский костёл — старинная церковь в стиле архитектуры ренессанс, построенная в начале 17 века по проекту Дж. М. Бернардони

Церковь Святой Троицы — небольшая старинная церковь, построенная в 16 веке. После перестройки в 19 веке имеет черты раннего барокко и русского стиля.
После этого и направились к вожделенному замку, о котором надо рассказывать хорошо подготовившись, поскольку с ним связаны истории даже нескольких родов - Ильиничей и Радзивиллов.
На сайте замка так описана предыстория их владения этим местом:
Впервые поселение Мир упоминается в 1434 г., когда становится частным имением господарского маршалка Сеньки Гедыгольдовича. По составленному им завещанию в 1451 г. Мир переходит к Анне Бутримовне, его приёмной дочери. В 1476 г. Анна передаёт Мир в пожизненное владение жене Сеньки Гедыгольдовича – Милохне, а после её смерти – двоюродному брату Юрию Ильиничу, при котором в 20-е гг. XVI вв. началось возведение замка
Наконец, направляемся к самому Мирскому замку. Автобус подвозит нас к ближним воротам, откуда идти всего метров 200.

И время до начала экскурсии - а она у нас самая первая в этот субботний день - в 10 часов, еще есть, и гид Михаил немного успевает рассказать про его историю.


Юрий Ильинич, при котором в 20-е гг. XVI вв. началось возведение замка, имел веские причины для строительства такого мощного фортификационного сооружения. Ильиничи были в неприязненных отношениях с весьма могущественным и влиятельным в политических верхах ВКЛ кн. Михаилом Глинским. Существовала и еще одна немаловажная причина строительства замка. Юрий Ильинич стремился получить графский титул Священной Римской империи, а одним из необходимых условий для этого было наличие в собственности каменного замка.
На первом этапе строительства были возведены пять башен, соединенных стенами, толщина которых у основания достигала трех метров. Все башни были спланированы как самостоятельные узлы обороны. Они возводились с таким расчетом, чтобы было удобно вести фланговый огонь вдоль стен и поражать цель на подступах к ним. Каждая башня высотой около 25 метров имела по пять боевых ярусов с бойницами и сложную систему внутренних переходов


Пообещав после окончания экскурсии в самом замке подробнее рассказать о его стенах и башнях, гид повел нас во внутренний двор.


Вот он машет нам рукой, зазывая к входу внутрь, чтобы не опоздать к началу долгожданной экскурсии.

И время до начала экскурсии - а она у нас самая первая в этот субботний день - в 10 часов, еще есть, и гид Михаил немного успевает рассказать про его историю.


Юрий Ильинич, при котором в 20-е гг. XVI вв. началось возведение замка, имел веские причины для строительства такого мощного фортификационного сооружения. Ильиничи были в неприязненных отношениях с весьма могущественным и влиятельным в политических верхах ВКЛ кн. Михаилом Глинским. Существовала и еще одна немаловажная причина строительства замка. Юрий Ильинич стремился получить графский титул Священной Римской империи, а одним из необходимых условий для этого было наличие в собственности каменного замка.
На первом этапе строительства были возведены пять башен, соединенных стенами, толщина которых у основания достигала трех метров. Все башни были спланированы как самостоятельные узлы обороны. Они возводились с таким расчетом, чтобы было удобно вести фланговый огонь вдоль стен и поражать цель на подступах к ним. Каждая башня высотой около 25 метров имела по пять боевых ярусов с бойницами и сложную систему внутренних переходов


Пообещав после окончания экскурсии в самом замке подробнее рассказать о его стенах и башнях, гид повел нас во внутренний двор.


Вот он машет нам рукой, зазывая к входу внутрь, чтобы не опоздать к началу долгожданной экскурсии.
Итак, основатель Мирского замка Ю́рий Ива́нович Ильи́нич (ум. 1526) — государственный деятель Великого княжества Литовского, маршалок дворный и наместник лидский (1501), староста берестейский (1510), ковенский (1514), маршалок надворный литовский (1518).

Представитель рода Ильиничей герба «Корчак», младший сын Ивашки Ильинича, наместника смоленского, он унаследовал от отца значительные имения, о которых упоминает в своем завещании. Наследство Мир было подтверждено дополнительным завещанием в 1486 году.
К 1522 году Юрий Ильинич владел 40 имениями с общим количеством около 2 000 дворов, получал значительные доходы с подчинëнных ему староств и замков. Все свои владения он оставил четырëм сыновьям Ивану, Николаю, Станиславу, Щасному (Феликсу) . Женой Юрия Ильинича была Ядвига, дочь Яна Юрьевича Заберезинского, воеводы трокского, маршалка великого литовского и наместника полоцкого. В браке родились и две очери - Анна и Ядвига.
Юрий Ильинич умер в 1526 году, похоронен в Вильно. Вслед за отцом умер его сын Николай, а старший сын Ян был лишён наследственных прав за то, что «отцу своему приносил большие горести и неприятности».
Третий сын Станислав (около 1500–1531) владел строящимся замком тоже недолго, так как умер в 1531 году молодым и неженатым. Он был отравлен женой своего слуги Новицкого. Суд присудил виновной сожжение, а приговор совершил брат покойного Щасный.
Затем в наследство и вступил видимо этот Щасный Юрьевич Ильинич (1505-1542) и уже его сын Юрий Щаснович Ильинич (ок. 1535 ок. 1569 ) видимо достраивал этот замок.

А вот это печать Юрия Ильинича-младшего, графа на Мире, 1566 год.

О ходе строительства замка пишут так:
В первоначальном варианте замок не был достроен, оставались недостроенными оборонительные корпуса вдоль южной и восточной стен, а также северо-западная башня[30]. Тем не менее по мнению исследователей, в то время на всей территории Белоруссии как по размерам, так и по величию не было ничего, что могло сравниться с Мирским замком. Архитектура Мирского замка XVI века имела черты белорусской поздней готики. Замок был выполнен в виде квадратной в плане постройки с выступающими по краям мощными башнями. Многочисленные подземелья замка создавали сложную систему вспомогательных помещений, которые в целом по площади превосходили в несколько раз надземную часть постройки. Все башни замка сделаны одинаково: 4-гранная основа, 8-гранный купол, сужающийся кверху.


Строительство замка осуществлялось в несколько этапов. В первом десятилетии XVI века были возведены стены и башни, а в юго-западном участке двора построили кирпичное одноэтажное жилое помещение. От него к настоящему времени остались только отдельные участки фундаментов...На протяжении первого периода строительства возведение Мирского замка не было завершено. Недостроенными оставались верхние ярусы северо-западной башни, замковые стены... Второй этап строительства пришёлся на 1520—1530-е годы, когда к южной и восточной стенам пристроили одноэтажный корпус с широким подвалом, который занял почти половину площади двора
Когда мы вошли внутрь, то первое впечатление - как в старинном здании на ресепшен. Но когда нам предложили воспользоваться санузлом, то спускаться пришлось по витой каменной лестнице, дающей представление о некоторых особенностях такого вида строений.
Зато к началу показа экспозиции вела не только внушительная лестница, но и имелся нормальный лифт, в него мы вошли с супругами из Москвы, которые успели нам рассказать, что на верхних этажах замка размещен отель с прекрасными номерами и совсем не заоблачными ценами на проживание. Потом я уже увидела на сайте Мирского замка, ссылку на него.

Представитель рода Ильиничей герба «Корчак», младший сын Ивашки Ильинича, наместника смоленского, он унаследовал от отца значительные имения, о которых упоминает в своем завещании. Наследство Мир было подтверждено дополнительным завещанием в 1486 году.
К 1522 году Юрий Ильинич владел 40 имениями с общим количеством около 2 000 дворов, получал значительные доходы с подчинëнных ему староств и замков. Все свои владения он оставил четырëм сыновьям Ивану, Николаю, Станиславу, Щасному (Феликсу) . Женой Юрия Ильинича была Ядвига, дочь Яна Юрьевича Заберезинского, воеводы трокского, маршалка великого литовского и наместника полоцкого. В браке родились и две очери - Анна и Ядвига.
Юрий Ильинич умер в 1526 году, похоронен в Вильно. Вслед за отцом умер его сын Николай, а старший сын Ян был лишён наследственных прав за то, что «отцу своему приносил большие горести и неприятности».
Третий сын Станислав (около 1500–1531) владел строящимся замком тоже недолго, так как умер в 1531 году молодым и неженатым. Он был отравлен женой своего слуги Новицкого. Суд присудил виновной сожжение, а приговор совершил брат покойного Щасный.
Затем в наследство и вступил видимо этот Щасный Юрьевич Ильинич (1505-1542) и уже его сын Юрий Щаснович Ильинич (ок. 1535 ок. 1569 ) видимо достраивал этот замок.

А вот это печать Юрия Ильинича-младшего, графа на Мире, 1566 год.

О ходе строительства замка пишут так:
В первоначальном варианте замок не был достроен, оставались недостроенными оборонительные корпуса вдоль южной и восточной стен, а также северо-западная башня[30]. Тем не менее по мнению исследователей, в то время на всей территории Белоруссии как по размерам, так и по величию не было ничего, что могло сравниться с Мирским замком. Архитектура Мирского замка XVI века имела черты белорусской поздней готики. Замок был выполнен в виде квадратной в плане постройки с выступающими по краям мощными башнями. Многочисленные подземелья замка создавали сложную систему вспомогательных помещений, которые в целом по площади превосходили в несколько раз надземную часть постройки. Все башни замка сделаны одинаково: 4-гранная основа, 8-гранный купол, сужающийся кверху.


Строительство замка осуществлялось в несколько этапов. В первом десятилетии XVI века были возведены стены и башни, а в юго-западном участке двора построили кирпичное одноэтажное жилое помещение. От него к настоящему времени остались только отдельные участки фундаментов...На протяжении первого периода строительства возведение Мирского замка не было завершено. Недостроенными оставались верхние ярусы северо-западной башни, замковые стены... Второй этап строительства пришёлся на 1520—1530-е годы, когда к южной и восточной стенам пристроили одноэтажный корпус с широким подвалом, который занял почти половину площади двора
Когда мы вошли внутрь, то первое впечатление - как в старинном здании на ресепшен. Но когда нам предложили воспользоваться санузлом, то спускаться пришлось по витой каменной лестнице, дающей представление о некоторых особенностях такого вида строений.

Зато к началу показа экспозиции вела не только внушительная лестница, но и имелся нормальный лифт, в него мы вошли с супругами из Москвы, которые успели нам рассказать, что на верхних этажах замка размещен отель с прекрасными номерами и совсем не заоблачными ценами на проживание. Потом я уже увидела на сайте Мирского замка, ссылку на него.
фото экспонатов из других залов третьего этажа Мирского замка.



Тут, как и в других залах, много портретов.




Но меня больше впечатлили манекены в костюмах эпохи.
Особенно вот эта дама. Так и кажется, что ночью, она может отправиться на прогулку по залам замка. Как в фильме "Дикая охота короля Стаха" бегала по другому замку "Голубая женщина". А тут "женщина в коричневом платье".


Ну а нам пора на выход, экскурсия подходит к концу и члены нашей группы уже с интересом поглядывают в окна, за которыми другие строения замка. А на руках уже билеты для осмотра Башни и подвалов.





Тут, как и в других залах, много портретов.




Но меня больше впечатлили манекены в костюмах эпохи.
Особенно вот эта дама. Так и кажется, что ночью, она может отправиться на прогулку по залам замка. Как в фильме "Дикая охота короля Стаха" бегала по другому замку "Голубая женщина". А тут "женщина в коричневом платье".



Ну а нам пора на выход, экскурсия подходит к концу и члены нашей группы уже с интересом поглядывают в окна, за которыми другие строения замка. А на руках уже билеты для осмотра Башни и подвалов.


Для полноты картины про башню могу рассказать только пользуясь информацией и фото с сайта - сама я туда не поднималась.
Юго-западная башня
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕЧЕЙ И КАМИНОВ XVI - НАЧАЛО ХХ
В этих местах с холодным климатом изразцовые печи получили широкое распространение с первых десятилетий XVI в. Сначала изразцовые печи появились в жилье магнатов и в великокняжеских замках. С 1568 г. хозяевами замка стали князья Радзивиллы и в конце XVI – начале XVII в. они достраивали замок: возвели трехэтажный дворец и разные хозяйственные и служебные помещения... в том числе с такими вот печами.

ОРУЖЕЙНАЯ
Первая, а временами единственная примета воина – оружие, без которого человека нельзя было считать благородным; он считался простолюдином. На этом этаже башни демонстрируется собрание военной одежды и оборонительных приспособлений периода Великого княжества Литовского с XV по XVIII в. Оригинальных доспехов и оружия этого периода сохранилось очень мало. В экспозиции представлены копии древних кольчуг, доспехов и их деталей...



ИЗРАЗЦЫ ГРОДНЕНЩИНЫ
Искусство белорусских изразцов развивалось на протяжении XIV–XX вв. Можно выделить два главных этапа его развития: на первом, который охватывает XIV–XV вв., проходили поиски оптимального варианта формы изразца, которая бы обеспечила наибольший практический и эстетический эффект. Самый древний тип мирского изразца найден в археологическом слое поселения XV в., которое существовало на месте замка и было уничтожено сильным пожаром на рубеже XV–XVI вв.



СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МИРСКОГО ЗАМКА
Экспозиция размещена в оригинальном интерьере (кроме брусчатки пола и ступенек, воссозданных на примерах начала ХХ в.) подвалов начала XVI в. (до 1568 г.) В средневековье при строительстве основным материалом был кирпич. Из него делали буквально все – стены, подвалы, полы, декоративные детали и даже оконные переплеты. Кирпич был местный, его изготавливали рядом, в местечках на небольших заводах...





Надеюсь, что это все там выставлено
. Но я там сама не была и своими глазами не видела 
Юго-западная башня
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕЧЕЙ И КАМИНОВ XVI - НАЧАЛО ХХ
В этих местах с холодным климатом изразцовые печи получили широкое распространение с первых десятилетий XVI в. Сначала изразцовые печи появились в жилье магнатов и в великокняжеских замках. С 1568 г. хозяевами замка стали князья Радзивиллы и в конце XVI – начале XVII в. они достраивали замок: возвели трехэтажный дворец и разные хозяйственные и служебные помещения... в том числе с такими вот печами.

ОРУЖЕЙНАЯ
Первая, а временами единственная примета воина – оружие, без которого человека нельзя было считать благородным; он считался простолюдином. На этом этаже башни демонстрируется собрание военной одежды и оборонительных приспособлений периода Великого княжества Литовского с XV по XVIII в. Оригинальных доспехов и оружия этого периода сохранилось очень мало. В экспозиции представлены копии древних кольчуг, доспехов и их деталей...



ИЗРАЗЦЫ ГРОДНЕНЩИНЫ
Искусство белорусских изразцов развивалось на протяжении XIV–XX вв. Можно выделить два главных этапа его развития: на первом, который охватывает XIV–XV вв., проходили поиски оптимального варианта формы изразца, которая бы обеспечила наибольший практический и эстетический эффект. Самый древний тип мирского изразца найден в археологическом слое поселения XV в., которое существовало на месте замка и было уничтожено сильным пожаром на рубеже XV–XVI вв.



СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МИРСКОГО ЗАМКА
Экспозиция размещена в оригинальном интерьере (кроме брусчатки пола и ступенек, воссозданных на примерах начала ХХ в.) подвалов начала XVI в. (до 1568 г.) В средневековье при строительстве основным материалом был кирпич. Из него делали буквально все – стены, подвалы, полы, декоративные детали и даже оконные переплеты. Кирпич был местный, его изготавливали рядом, в местечках на небольших заводах...





Надеюсь, что это все там выставлено


На моих фото видна лестница, по которой, видимо, и надо было пониматься на башню. То, что там выставлено, я ниже опишу, но в принципе, не жалею, что не увидела. А вот походить по стенам, как видно на этих фото, мне было бы интересно. Жаль, что так и не поднялась туда.


В состав оплаченных билетов, но без экскурсии, входил и осмотр подвала. Я туда по понятным причинам не спускалась, но для общего представления о Мирском замке и том, что там получается посмотреть, рассказать все же стоит с помощью их сайта.
Подвал
«ПИВНИЦА». РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОМЕЩЕНИЯ XVII–XVIII вв.
В подземелье за надежными замками хранились алкогольные напитки, достойные княжеского стола. Здесь всегда царил полумрак. Рядами вдоль стен на специальном помосте лежали тяжелые бочки, в мерцающем свете подвесных фонарей матово поблескивали бутылки. Грубо сколоченный массивный стол не всегда пустовал. Случалось, его застилали кружевной скатертью, изысканно сервировали...

КЛАДОВАЯ. ВЕСОВАЯ. РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОМЕЩЕНИЯ XVII–XVIII вв.
В годы военных потрясений численность жителей Мирского замка увеличивалась. К хозяевам и их слугам присоединялся значительный воинский гарнизон. Лишь сытые и здоровые солдаты могли эффективно отражать вражеские атаки, поэтому в трудные времена безопасность замка напрямую зависела от заготовленных здесь запасов продовольствия. Для европейских замков в XVII веке «стандартным» считался запас продуктов, рассчитанный на три года непрерывной осады...

Вот точно такой ларь, как в левом углу фото, был у моей бабушки в деревне Новоселебное у Тульской области. Стоял он в просторных сенях, помню, что видела в нем даже летом куски сала. Видимо, он использовался и как место хранения, и как холодильник.


ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПРОДУКТОВ
Грандиозные балы и пышные приемы, соколиные охоты и рыцарские поединки, фейерверки… Жизнь в средневековом замке спустя сотни лет кажется яркой и захватывающей. Представление это не совсем верно. Многие исторические романы и фильмы обходят стороной важную часть ушедшей реальности – повседневный быт «обычного человека». В каждой феодальной усадьбе, в каждом замке были помещения, предназначенные для хозяйственных нужд...


КУХОННАЯ ИЗБА. РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОМЕЩЕНИЯ XVII–XVIII вв.
В инвентаре Мирского замка 1688 года упомянута «изба белая кухонная каменная». Так называлась столовая для тех, кто работал в замке. На бал, на пир или на охоту в Мир съезжались многочисленные гости со своими слугами. В такие времена кухонная изба была полна народу; в ней постоянно кто-то завтракал, обедал или ужинал...



Думается, что это и есть вход в подвал, но я провела это время в сувенирном киоске, где купила замечательные брошюры о замке и сувениры на подарки.


В состав оплаченных билетов, но без экскурсии, входил и осмотр подвала. Я туда по понятным причинам не спускалась, но для общего представления о Мирском замке и том, что там получается посмотреть, рассказать все же стоит с помощью их сайта.
Подвал
«ПИВНИЦА». РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОМЕЩЕНИЯ XVII–XVIII вв.
В подземелье за надежными замками хранились алкогольные напитки, достойные княжеского стола. Здесь всегда царил полумрак. Рядами вдоль стен на специальном помосте лежали тяжелые бочки, в мерцающем свете подвесных фонарей матово поблескивали бутылки. Грубо сколоченный массивный стол не всегда пустовал. Случалось, его застилали кружевной скатертью, изысканно сервировали...

КЛАДОВАЯ. ВЕСОВАЯ. РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОМЕЩЕНИЯ XVII–XVIII вв.
В годы военных потрясений численность жителей Мирского замка увеличивалась. К хозяевам и их слугам присоединялся значительный воинский гарнизон. Лишь сытые и здоровые солдаты могли эффективно отражать вражеские атаки, поэтому в трудные времена безопасность замка напрямую зависела от заготовленных здесь запасов продовольствия. Для европейских замков в XVII веке «стандартным» считался запас продуктов, рассчитанный на три года непрерывной осады...

Вот точно такой ларь, как в левом углу фото, был у моей бабушки в деревне Новоселебное у Тульской области. Стоял он в просторных сенях, помню, что видела в нем даже летом куски сала. Видимо, он использовался и как место хранения, и как холодильник.


ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПРОДУКТОВ
Грандиозные балы и пышные приемы, соколиные охоты и рыцарские поединки, фейерверки… Жизнь в средневековом замке спустя сотни лет кажется яркой и захватывающей. Представление это не совсем верно. Многие исторические романы и фильмы обходят стороной важную часть ушедшей реальности – повседневный быт «обычного человека». В каждой феодальной усадьбе, в каждом замке были помещения, предназначенные для хозяйственных нужд...


КУХОННАЯ ИЗБА. РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОМЕЩЕНИЯ XVII–XVIII вв.
В инвентаре Мирского замка 1688 года упомянута «изба белая кухонная каменная». Так называлась столовая для тех, кто работал в замке. На бал, на пир или на охоту в Мир съезжались многочисленные гости со своими слугами. В такие времена кухонная изба была полна народу; в ней постоянно кто-то завтракал, обедал или ужинал...



Думается, что это и есть вход в подвал, но я провела это время в сувенирном киоске, где купила замечательные брошюры о замке и сувениры на подарки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий