Ассоциативная выставка в Русском музее
Эта тема
прозвучала впервые в истории музейного дела России и стала главной на
экспозиции, где сразу в двух выставочных пространствах на первом этаже
представлено около 300 произведений из музейных и частных коллекций от
древнерусского искусства до стрит- и сайнс-арта.
Генеральный директор Русского музея Алла Манилова на открытии выставки подчеркнула: «Абсолютная уникальность выставки “Весть” в том, что это первая комплексная, масштабная экспозиция, посвященная многовековой истории информации и коммуникации как цивилизационного феномена. “Весть” – всегда метафора, в этом древнем слове заложены понятия производства информации, ее распространения, восприятия человеком, влияния на повседневную жизнь и большую историю. Мы желаем всем посетителям Русского музея только хороших вестей».
С таким напутствием мы пошли на пресс-показе осматривать выставку и такое смешение разновременных произведений, стилей, направлений заранее даже трудно было вообразить.И так почти вся выставка. Только порадуется глаз на картине Ореста Кипренского «Читатели газет в Неаполе» или Александра Галактионова «Письмо с фронта» или Виктора Перельмана «Рабкор» в тематическом блоке «Письмо»,
как следующий зал переносит посетителей выставки в блоки «Газета. Радио. Телефон. Телевидение», и здесь уже то «горячие новости» в виде фото снеговиков с горящими газетами наперевес, то инсталляции в виде ветряной мельницы с лопастями, обернутыми в газетные полосы, то траурное платье журналистки с надписью «Правда», выполненное Татьяной Парфеновой и буквально рядом пронзительная картина Юрия Тулина «Ленинградка. 1942» как весть из блокадного города, о том, как женщина с ребенком слушают черную тарелку радио.
А вокруг полотна из всех этапов советского времени – с
Лениным-Сталиным, с передовиками производства. Говорящая сама на себя картина с
телефонистками Веры Кашутовой «Коммутаторный зал Центральной
телефонной станции в Петербурге в начале ХХ века»., а дальше уже инсталляции с копировальными
автоматами, факсами, старинными пишущими машинками.
Ну а в левом крыле экспозиция по темам «Вести из космоса. Вестники. Сигнал. Цифровой мир».
Но начинается все прекрасным зачином – иконой «Благовещение»
и напротив нее картиной на эту же тему.
А дальше да, нечто космическое в виде светящейся сферы и черной сферической горизонтальной вращающейся массы, но в этом же зале мчащийся с вестью красный всадник на картине Нестерова, колокол как в натуральном виде, так и на картине. Ассоциации могут быть самыми разными.
В соседних залах работы молодых художников, существующих в пространстве медиа-арта. Авторов нового поколения интересуют самые острые темы, среди них, как утверждают кураторы – визуальный язык для обмена информацией между человеком и цифровой вселенной. Впечатляющий пример – видеоинсталляция Rinatto L’bank, который исследует визуальные коммуникации и процессы мутации человеческого тела в киберпространстве. А эпатажный Покрас Лампас в игровой форме «подключается» к аналитике рынка финансов и ценных бумаг.
В завершении знакомства
с выставкой мне удалось задать несколько вопросов
Александру Боровскому, который рассказал: «Выставка была задумана давно и
готовили ее долго - 8 месяцев. В целом я доволен, за исключением того, что 2-3
работы мы не смогли показать, но в целом было полное содружество с художниками
и музейными институциями. Мне хотелось бы, чтобы она была и для массового зрителя,
и для интеллектуалов. Я надеюсь, что молодым подойдет ее игровой принцип. И в
целом, эта выставка, я бы сказал, питательная для простого зрителя. Кроме того,
у нас разработана большая программа сопровождающих мероприятий: экскурсии,
лекции и многое другое».
Специальная акция для посетителей выставки прошла в
день открытия экспозиции, 2 августа – гости корпуса Бенуа смогли отправить
тематические открытки, посвященные выставке «Весть», в любой уголок России.
Почта России, доставит их бесплатно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий