суббота, 14 сентября 2024 г.

Несвижский замок Радзивиллов

 Продолжение темы "Мирский замок и его легенды"

До Несвижа мы добрались гораздо быстрее вживую, чем в моем отчете. 

По дороге наш гид Михаил рассказывал про историю замка и его владельцев примерно следующее:

К середине XVI в. в руках потомков канцлера и виленского воеводы Николая Радзивилла Чёрного (1515–1565) сосредоточились огромные земельные владения. Чтобы предотвратить их дальнейшее дробление и раздел, три брата — Николай Христофор, Альбрехт и Станислав — в 1586 г. заключили соглашение о создании трёх ординаций — Несвижской, Клецкой и Олыкской.

Ординацией (от лат. ordinatio — порядок) называлось неделимое владение, которое передавалось по наследству по особым правилам — только потомкам по мужской линии (женщины не считались наследницами), а в случае их отсутствия — представителям других линий рода...

Линия олыкских ординатов (детей Станислава) угасла в 1656 г., клецких (сыновей Альбрехта) — в 1690 г. Постепенно все владения оказались в руках потомков Николая Христофора Радзивилла Сиротки


Напомним, что Николай Христофор Радзивилл Сиротка (1549–1616), несвижский ординат в 1586–1616 гг. Один из наиболее выдающихся деятелей конца XVI — начала XVII вв, при котором Несвиж из небольшого поселения превратился в образцовый европейский город. На средства Н. Х. Радзивилла была издана первая точная карта этих мест.

Инициатива возведения каменного замка и принадлежала первому несвижскому ординату Николаю Христофору Радзивиллу «Сиротке», хотя странно, что при этом на самом сайте замка пишут:
Начало строительства относится к 1583 г. К началу XVIІ в. строительные работы были в основном завершены. Вал высотой до 20 метров был укреплён камнем.

В ХVII в. по углам бастионов были возведены 4 оборонительные башни. Подход к замку с запада был укреплён треугольным шанцем, к которому вели две подъездные дороги.

Вдоль главной оси находилась каменная брама с подъёмным мостом и 3-х этажный дворец с 8-мигранными угловыми башенками.

Изображение
Слева от брамы (ворот) стоял 2-х этажный хозяйственный корпус, справа — 3-х этажная казарма с большой дозорной башней. Кроме того, в комплекс замковых построек входили: дом городничего, пекарня, конюшня, литейная мастерская.


Но как только мы приехали в Несвиж, Михаил нас повел прямо-таки бегом в Костел, построенный Радзивиллами - так называемый Фарный костел.
Изображение

Костел Божьего Тела построен в 1587 — 1593 гг. по проекту итальянского архитектора Джованни Мария Бернардони по распоряжению Николая Христофора Радзивилла «Сиротки». Первая служба состоялась 14 сентября 1593 г., а в 1601 году храм освятил Папский нунций Клаудио Рангони.
Изображение

Изображение
По непонятной мне причине на сайте Несвижского замка очень мало информации об этом великолепном костеле. Наш гид Михаил до того спешил, что бегая по нему, впопыхах рассказывал очень хаотично. Дело в том, что ему кто-то сказал, что после 14 часов он закроется и будет недоступен туристам. Кроме того, в это время мы должны были обедать в заказанном кафе.

Приехали мы к костелу около 13.30, потому гид так и спешил, и как оказалось, совершенно зря, так как из-за этого полетела кувырком и вся логика нашего посещения Несвижа в целом, но об этом мы узнали позже.

А пока минут 15 было у нас на осмотр убранства костела, а оно великолепное. Куцые сведения с сайта музея и мои скомканные фото не дают полного представления об этом, но пока то, что есть

Построенный храм был передан ордену иезуитов и стал первым сооружением в стиле барокко на территории Речи Посполитой.

В главном алтаре — картина К.Д. Геского «Тайная вечеря» (1752). Также в интерьере костела множество скульптурных образов — барельефы и бюсты надгробий XVII — XIX вв., мраморные алтари и памятники. Над входом в храм — хоры с органом.

Изображение

Изображение
Храм богато декорирован росписью не только внутри, но и снаружи, что стало известно после последней реставрации. Большинство фресок выполнено в 1750-60-ые гг. радзивилловскими художниками, среди которых выделяется фигура К. Д. Геского. В 1900 — 1902 гг. фрески были отреставрированы во время проведения ремонтных работ в храме.

А дальше он отдельно купил билеты для группы в крипту, куда я не стала спускаться. А там
В полуподвальном помещении костела располагается родовая крипта, — усыпальница Радзивиллов, в которой находится около семидесяти захоронений династии.

По фото из интернета они увидели там следующее:
Изображение
С этим фото связана такая легенда
Плачущая сова
В усыпальнице в одном из отделений расположены два взрослых гроба и двенадцать детских. Легенда гласит, что одна из княгинь родила двенадцать детей, но все они умерли в юном возрасте, и несчастная женщина постоянно носила траур, оплакивая своих чад. Когда княгиня умерла, её душа не смогла найти покоя. Женщина превратилась в сову, которая прилетает к усыпальнице и каждую ночь оплакивает своих детей. Печальная, но очень красивая легенда
.

Легенда 2.
Изображение

По поводу так называемого горбатого гроба на втором фото.

По легенде когда-то давно молодая княгиня полюбила простого крестьянина. Однако родителями девушки уже было давно решено, что она выйдет замуж за богатого и знатного вельможу. И тогда молодые решили бежать и тайно обвенчаться.

Они договорились, что побег совершат прямо во время бала, который вскоре должен был пройти в замке. Но об этом узнали родители девушки, по приказу которых юноша был схвачен. Сама же княгиня, не зная об этом, сбежала прямо с бала в лёгком платье. Всю ночь она просидела, согнувшись, на скамейке, ожидая возлюбленного, но он таки и не пришел. А девушка замерзла и для того, чтобы похоронить её скрюченную фигурку, и был изготовлен необычный гроб.

Белорусским исследователям даже пришлось вскрыть гроб, чтобы проверить истину. Оказалось, что причина необычной формы более чем прозаическая. В гробу находятся останки знатной дамы и… ваза с цветами, поставленная родственниками. Чтобы цветы не сломались и была изготовлена горбатая крышка для гроба.


Расскажем заодно и третью легенду, которая связана связана с замком.

Николай Радзивилл Чёрный был очень могущественным вельможей. Настолько, что стал мечтать о получении короны Великого Княжества Литовского (входившего в состав Речи Посполитой на правах конфедерации).

Но для этого было нужно вначале породниться с будущим королем Речи Посполитой Сигизмундом Августом Сильным. И здесь судьба подарила магнату шанс – его двоюродная сестра Барбара, жившая в Вильно (современный Вильнюс), покорила Сигизмунда своей красотой настолько, что король влюбился.

Тайные встречи вскоре стали известны и Николаю Радзивиллу, который потребовал от короля либо не порочить честь князей, либо жениться на Барбаре. Более того, вскоре Николаю удалось поймать влюбленных «на месте преступления», поэтому Сигизмунд дал клятву жениться на Барбаре...

Но против брака категорически выступила мать короля и сейм Польши, который после смерти Августа Первого и восхождения на трон Августа Сильного отказался признать Барбару королевой. Но молодой король, всегда отличавшийся покладистым характером, неожиданно твердо стал на своем.

В течение двух лет споры о коронации Барбары продолжались, но всё-таки в в декабре 1550 года Барбара Радзивилл была признана королевой.
Изображение


К сожалению, финал оказался не таким счастливым. Мать короля, происходившая из рода Медичи, известных отравителей, в знак протеста уехала в Италию, откуда отправила в Польшу своего аптекаря Монти. Тот, выполняя приказ госпожи, подсунул Барбаре яд. Молодая королева умерла в страшных мучениях через полгода после коронации.

Август был с любимой до последнего вздоха, а когда она умерла, приказал её похоронить не в королевской усыпальнице в Кракове, а в Вильно. Причем до города король за гробом прошел весь путь пешком.

После смерти жены король однажды приехал в Несвижский замок, к братьям возлюбленной. И так совпало, что в замке гостили два черных мага и алхимика, которые предложили королю вызвать дух усопшей. Но только при одном условии - ни в коем случает к духу Барбары нельзя было прикоснуться.

Но только увидев призрак возлюбленной, король бросился к нему, пытаясь обнять. Чары были разрушены, и душа Барбары не смогла вернуться обратно. Так появился призрак Чёрной панны, которая в знак скорби ходит в траурных одеждах.

Изображение

Пока не ушла далеко от легенды о Черной даме поставлю сюда еще фото из интернета - портрет молоденькой красавицы Барбары Радзивилл
Изображение

Она приходилось двоюродной сестрой Николаю Радзивиллу Черному, который и замыслил сделать ее Польской королевой, и она ею стала в декабре 1550 года. Но всего через 6 месяцев после коронации она умерла от страшной болезни.

Легенда описывает такие мучительные подробности:

Умирала она в тяжких муках. вся покрытая язвами, источающими зловонный запах, который сложно было выносить. Однако, несмотря на все это, король оставался с любимой женой до последнего вздоха, ухаживал и поддерживал в ней жизнь.
По традиции, Польских королей хоронили в Кракове. Но Август настоял на том, чтобы перевезти тело Барбары на родину - в Вильно: «Не приняли ее тут при жизни, не оставлю ее здесь и после смерти». Весь путь от Кракова до Вильно он прошел пешком, следуя за черной каретой. Похоронили Барбару в Кафедральном соборе в Вильно, её саркофаг и сейчас находится там.


Такие вот мучения этой красавице и ее мужу королю Августу выпали по причине их взаимной любви, а также из-за интриг Радзивиллов, которые привели ее на престол из-за своих амбиций.

А причем тут Несвижский замок все-таки - задавала я себе вопрос. Барбара в нем не жила, может быть только до замужества бывала в нем в гостях у кузенов. А вот сам король почему-то в этот замок часто приезжал после ее смерти. Не знал об интригах? Легенда об это умалчивает. Сообщает только, что здесь все напоминало ему о любимой Басеньке. И дальше все как описано выше по поводу этой легенды. В другом ее изложении есть такое дополнение:

душа несчастной женщины не смогла вернуться в свой мир, и вынуждена была скитаться по Несвижскому замку.

По одной из версий, она смогла бы приобрести покой, если бы любимый после смерти оказался рядом с ней. Август пообещал любимой, что почувствовав близкую кончину, приедет умирать именно сюда, в Несвижский замок. Однако и на этот раз судьба оказалась слишком жестокой ко влюбленным. Смерть пришла к королю слишком быстро, и он так и не смог выполнить свое обещание. Так и остался призрак Барбары на этой земле и вынужден вечно бродить среди живых.

Считается, что Чёрная Дама предупреждает жителей Несвижского замка об опасности.


Кстати, только сейчас сообразила, что если Барбара умерла в 1551 году( раз написано, что через полгода после коронации в 1550-м), а Несвижский замок начал строиться в 1583-м, то куда приезжал к ее братьям Август и где именно проводил обряд по вызову духа умершей? Так что легенды почти как байки - то ли было это, то ли не было, и есть ли сейчас?

И чтобы завершить с легендами этих мест, изложу еще одну, тем более, что попался портрет, связанного с нею одного из Радзивиллов.

Легенда Несвижского замка про дорогу из соли


Изображение

Кароль Станислав Радзивилл по прозвищу Пане Коханку (1734–1790), несвижский ординат в 1762–1790 гг., который, как пишут, прославился шумными застольями для шляхты и многочисленными небылицами о своих приключениях, стал главным участником этой легенды.

В пылу кутежа когда в Несвижском замке было много гостей, а дело было летом, Пане Коханку пообещал что утром все гости поедут на службу в костел на санях, естественно никто не принял это всерьез, но утром всех начали приглашать выйти во двор, и каково было удивление высокой знати, когда весь проезд от ворот замка, до костела был усыпан солью. В те времена соль стоила наравне с золотом и ее количество, высыпанное на дорогу, приравнивалось целому состоянию.

Гости отправились на службу, по дороге они увидели как два шляхтича наполняют солью свою бричку, и тут Пане Коханку не сплоховал, приказал наполнить брички доверху и впрячь вместо лошадей шляхтичей, если доедут до дома, то пусть забирают соль, а если нет, то казнить за воровство.

После того как все оценили его изобретательность, он позволил забрать всю высыпанную соль местным жителям совершенно бесплатно, говорили что как минимум 5 лет торговцы не могли продать в Несвиже и его окрестностях ни грамма соли.


По этой дороге, но уже без соли, конечно, но пойдем чуть позже к замку, а пока покинув красивейший Фарный костел,
Изображение

Отправились в сторону Ратуши, напротив которой как раз и было кафе, для для нашей группы был заказан обед. На этот раз я его тоже заказывала заранее, так как искать в поездке по замкам, где мне поесть, было просто некогда.

Обед был нормальный: салат, куриный супчик, свинина с гарниром и вместо компота березовый сок. Фотографировать было некогда, хотя кафе несколько затейливое. Еще был чай в огромном самоваре на столе и что-то из выпечки. В принципе сытно, но за 900 российских или 30 белорусских рублей можно было накупить продуктов на несколько завтраков и ужинов. ;)

А мы вышли сытые прямо напротив Ратуши и тут гид как-то вяло спросил группу - хотим ли мы пойти ее осматривать внутри? Лучше бы не задавая этого вопроса туда повел.

Но почти все наши попутчики закричали - не надо, давайте нам замок. :? Если бы он уточнил, что до заказанной туда экскурсии еще почти 2 часа - ее начало планировалось на 16 часов, мы бы настроились и на Ратушу. А тут всем хотелось в автобус, куда нас загрузили и повезли в сторону еще одной достопримечательности.

А Ратушу посмотреть все же стоило и послушать о ней рассказ тоже.

Изображение

Несвижская ратуша является древнейшей среди построек городского самоуправления, сохранившихся на территории Беларуси. Привилей на Магдебургское право Несвижу подписал в Гродно 23 апреля 1586 г. король Речи Посполитой и великий князь литовский Стефан Баторий. Это давало городу полноправное самоуправление, налоговые льготы, судебный иммунитет, выгодные условия для работы ремесленников и торговцев. Одновременно Несвиж получил и свой герб.


владелец Несвижа Николай Христофор Радзивилл «Сиротка», согласно условию которого, городское руководство было обязано построить «каменную ратушу». Спустя 10 лет после получения Магдебургского права в 1596 г., ратуша была построена.
Изображение

Изображение,

В «магдебургский период» (конец ХVІ в. — 1836 г.) на первом этаже Несвижской ратуши находились торговые лавки, городская весовая, сторожевая, склад оружия для горожан на случай опасности, специальное помещение для хранения пожарных инструментов. Второй этаж отводился под учреждения магистрата. Здесь размещались зал рады, судебный зал, зал заседаний, архив, сокровищница, кабинеты войта и бурмистров, а также хранился городской архив с административными книгами и привилегиями, данными городу королями и Радзивиллами.

Во время Северной войны ратуша горела, её отстроили в 1752 г. Большой пожар 1836 г. нанёс непоправимый урон постройке, особенно пострадали помещения второго этажа. Башня уменьшилась с шести до четырёх ярусов. Именно с этого времени и до конца XIX в. ратуша находилась в запущенном состоянии. Ремонтные работы велись с разной степенью интенсивности почти до заката существования Российской империи. С конца XIX в. и до 1939 г. здесь находились городская Дума, уездный староста, полицейская и городская управы.

С 1997 по 2004 гг. на памятнике архитектуры XVI - XVIII вв. Городской ратуше проводились реставрационные работы. В результате фасады здания приобрели свой первоначальный облик, восстановлены верхние ярусы башни, вновь (как и в XVI в.) башню украсили городские часы, интерьеры 2-го этажа реконструированы под музейную экспозицию «Городское самоуправление Несвижа XVIII — первой половины XIX вв.».


Но наша сытая группа всего этого увидеть не захотела, то, что у нас впереди большой запас времени до экскурсии в замок, гид не озвучил, и получилось так, что Несвижа самого мы как следует так и не увидели. :( А город интересный, мне даже захотелось в него когда-нибудь еще вернуться. :oops:

А так, не выходя из автобуса, нас провезли вокруг еще одной достопримечательности

Городская Слуцкая брама (ворота) является уникальным памятником барокко
Изображение

Это единственные ворота из пяти существовавших в городе, построенных в системе городских укреплений в конце XVI — начале XVII вв.

Согласно гравюре Томаша Маковского начала XVII в. первоначально Слуцкая брама имела вид небольшой башни с четырёхскатной крышей. От дамбы она отделялась подъёмным мостом. Во время войны 1654–1667 гг. городские укрепления, в том числе и городские ворота, были значительно повреждены. В 1700 г. (по некоторым источникам в 1760 г.) Слуцкая брама перестроена в стиле барокко.

Согласно инвентарям, на первом этаже брамы находилась каморка для стражи и чиновника, собирающего пошлину. Каждый, кто входил или въезжал в город, должен был заплатить таможенный сбор. На втором этаже размещалась часовня Божьей Матери.

В 70-е гг. ХХ века на Слуцкой браме были проведены реставрационные работы: восстановлены фасады и крыша, дубовые двери, окна, лестница на второй этаж, балкон на фасаде со стороны города.

В 2006-2007 годах проведен капитальный ремонт памятника архитектуры XVI-XVIII веков Городской Слуцкой брамы, благоустроена территория вокруг памятника.


Ну а мы, совершив несколько кругов вокруг нее на автобусе, из окон которого даже рассмотреть ее было не очень удобно, не то, что фотографировать :? , поехали, наконец в сторону самого Несвижского замка.

Изображение

Изображение
Причем, как сейчас я понимаю, все это находится почти рядом, но тогда порадовалась, не зная расстояний, что не надо далеко идти. :)

Но радовалась рано, нас привезли снова к Фарному костелу, куда вход был совершено открыт, что вызвало недоумение у нашего гида и он нас туда уже не повел. А именно в это время мы могли бы осмотреть его с чувством, с толком, с расстановкой.

Теперь же прождав его, пока он покупал билеты в сам замок, мы наконец вошли на его территорию, очень красивую и очень пространную, и тут только Михаил нам заявил, что до самой экскурсии в замок у нас еще почти 2 (!!!) часа. :shock: :evil:

Но пригласил всех идти за ним к замку, чтобы показать, где вход в него. Сам замок было уже хорошо видно, и люди из группы стали откалываться, строя свои планы на эти непонятно зачем сэкономленные гидом 2 часа :?

У меня снова разболелись ноги, и я тоже покинула поредевшую группу и осталась посиживать на скамейке с прекрасными видами.

И вот тут я допустила одну досадную тактическую ошибку. Как только мы вошли на территорию Несвижского замка и увидели справа большой и красивый Замковый пруд,
Изображение

я почти сразу обнаружила на нем пристань. Мелькнула мысль о кораблике, но тогда гид еще не обозначил конкретное время начало экскурсии.

Но на моих глазах две участницы группы, сестры, с которыми я немного общалась в ходе поездки, не дождавшись ответа от гида о наших планах в этом месте, направились в сторону пристани. На мой вопрос куда это они, ответили, что попробуют покататься на кораблике. Мне бы пойти за ними, но я пошла вместе с гидом дальше и только метров через 300 на наши настойчивые вопросы о тайминге, он нехотя уточнил, что еще много времени до самой экскурсии по замку.

Тут уже не выдержала и я, направилась к скамейке и дав ногам отдых, стала любоваться водными гладями. С другой стороны насыпной дороги к замку еще размещается и Бернардинский пруд. Жаль, что не копируется карта с сайта, там все наглядно видно.

Я стала посматривать в сторону пристани, до которой было метров 300, люди там стояли, но кораблика видно не было. И я, решив, что если он ходит очень редко, а с первой группой на него не попасть, то можно опоздать на экскурсию в замок, решила туда не ходить, боясь, что пока прохожу туда и обратно, то сильно устану, а силы нужны еще на прогулку, экскурсию по замку и дорогу назад к автобусу. :oops:

Как же я потом об этом пожалела :cry: Прогулка по Замковому пруду на кораблике не только бы дала дополнительный отдых ногам и сняла бы уже накопившуюся за день усталость, в том числе от обилия впечатлений, но и стала бы отрадой для глаз. Мои попутчики отлично поплавали всего за 20 белорусских рублей(600 российских) с такими вот видами.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Потом рассказали, что длилась водная прогулка 30-40 минут и еще им хватило времени на прогулки по парку.

Ну а я посиживая на скамейках с видами на Бернардинский пруд и его дальний берег
Изображение

Изображение
постепенно дошла до самого замка.
Изображение

Увидев решившихся сфотографироваться в исторических костюмах (или приближенных к ним, запечатлела.
Изображение

Остановилась и перед мостом через ров, ведущим в воротам замка.
Изображение

А тут пора снова вернуться к истории его строительства.

Возникновение в Несвиже каменного замка связано с деятельностью Николая Христофора Радзивилла Сиротки. Он решил, что княжеская резиденция должна быть мощной крепостью, соответствовать современным требованиям фортификации и наглядно демонстрировать величие радзивилловского рода. Поэтому, вместо того чтобы перестраивать старый деревянный замок, князь начал строить новый на полуострове, образованном двумя искусственными озёрами на р. Уша.

Работы начались в 1582–1583 гг. и, в основном, были окончены к 1600 г. Нет единого мнения насчёт того, кто был автором проекта. Ранее считалось, что работами руководил итальянский архитектор Ян Мария Бернардони, однако современные исследователи говорят только о его участии в строительстве на некоторых этапах. Не исключено, что разработкой проекта занимался сам Н. Х. Радзивилл, который серьёзно интересовался архитектурой.


Если коротко с сайта замка:
Строительство и перестройка дворцово-замкового ансамбля велась в ХVI—ХIХ вв., поэтому в нём сочетаются приёмы средневекового зодчества со стилями позднего ренессанса, барокко, классицизма и самобытное искусство местных мастеров.

За время своего существования, замок выдержал осады русских войск в 1655 и 1660 гг., но в 1706 г. был взят шведами, которые разрушили замковые постройки и бастионные укрепления.

Во второй половине ХVIII — первой половине ХIХ вв. замок неоднократно осаждали русские войска (1764, 1768, 1772, 1773, 1812 гг.).


Попались такие красочные картинки в интернете:
Изображение


Изображение


Но это видимо уже позже таких вот событий в Несвижском замке:

Во время Северной войны, в 1706 г., к замку подошло шведское войско во главе с Карлом ХІІ. Комендант, под командованием которого находился только небольшой отряд профессиональных военных, принял ультиматум короля и открыл ворота. Шведы разграбили замок и целиком уничтожили его укрепления: валы были срыты, бастионы взорваны, здания сожжены.

Восстановительные работы начались в 1720-е гг. во времена Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки. Отстроенный дворец, корпуса арсенала и каменицы были соединены галереями в единое целое. При этом оборонительная функция отступила на второй план, теперь княжеская резиденция стала прежде всего центром культурной жизни. Во дворце был создан специальный Театральный зал, часовня иконы Лоретанской Божьей Матери, некоторое время действовала типография. Здесь находились богатая библиотека, портретная галерея, коллекции оружия и доспехов, монет и медалей. В замке работали архитекторы Казимир Жданович, Маурицио Педетти и др. В 1784 г., специально к приезду короля Станислава Августа Понятовского, был создан Королевский зал, украшен ряд помещений.


Но потом были еще события 1812 года, когда замок снова сильно пострадал :

После событий 1812 г. замок находился в запущенном состоянии до 1875 г. Масштабные реставрационные работы начали проводить только в последней четверти ХIХ — начале ХХ вв. под руководством Марии Дороты де Кастелян Радзивилл.

Первая мировая война большого урона замку не нанесла и до 1939 года он был центром общественной жизни.

В годы немецкой оккупации в замке действовал военный госпиталь. После освобождения в 1944 г. — принято решение об организации санатория, который действовал до 2001 г.

И только после этого наступил музейный этап в жизни Несвижского замка.

15 июля 2005 г. архитектурный, жилой и культурный комплекс Радзивиллов был внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, как «выдающийся пример архитектурного ансамбля, который иллюстрирует значительный период истории человечества». В 2004-2011 годах проведена реставрация Дворцово-паркового ансамбля XVI-XIX веков. в 2012 г. завершены реставрационные работы и для посетителей открылись экспозиционные залы.

И вот такая теперь красота открывается при подходе к замку со стороны парка.
Изображение

Как я ни пыталась потянуть время на скамейках с видами, все равно оставался час до экскурсии Решила все-таки пойти во внутренний двор замка и сориентироваться там. Полюбовавшись туристами в исторически костюмах, отправилась по мосту вслед за другими туристами.

Изображение

Изображение

В соответствии с планом, надеялась увидеть вот это
Изображение

Изображение

На самом деле почти весь внутренний двор занимали сцена и зрительный зал Большого театра Белоруссии, где явно готовились к вечернему представлению.
Изображение

Изображение

Изображение

Разыскала туалеты, закупила сувенирную продукцию и отличную брошюру о Несвижском замке и все равно времени оставалась много. Даже удивительно, что им так нерационально распорядился наш гид.

Решила подкрепиться, так как было понятно, что после экскурсии надо будет бегом отправляться к автобусу, а там еще предстоит дорога в Минск. Взяла свою любимую корзиночку с малиной и на пробу белорусское мороженое. Ни то, ни другое особо не порадовали. Малина была настолько переморожена, что даже в теплый летний день никак не хотела оттаивать. А мороженое было среднестатистического вкуса, явно не лепельское, которое нам до этого хвалили.

Изображение

Но и перекус ненадолго сократил время ожидания. Вышла снова за ворота , перешла опять мост и погуляла рядом в парке, где была еще небольшая выставка, вернее были выставлены на обозрение костюмы, сдаваемые напрокат желающим в них сфотографироваться.
Изображение

Наконец еще раз перешла мост, посидела у той стены замка, где стояли скамьи и начали собираться члены нашей группы.

Изображение

Итак, мы наконец дождались начала экскурсии и по красивой лестнице поднялись на второй этаж правого крыла замка.

Первым нам показали красивый Белый бальный зал.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Это Антоний Вильгельм Фридрих Радзивилл (1833-1904)

Как ни странное на сайте музея я не нашла подробного описания интерьеров и в целом коллекции замка. Потому пояснений будет мало, в основном фото.

Вторым местом показа был Малый столовый зал с портретами Радзивиллов на стенах.

Изображение

Изображение

А вот далее был великолепный удлиненной формы парадный Большой каминный зал, который чуть ли не единственный на 2 этаже напоминал, что мы находимся не просто в каком дворце, а именно в замке.

Изображение

Изображение

Изображение

В центре — камин, оформленный в виде внушительного шатра с богатым резным декором. Здесь и фигуры львов, и герб с орлом, и символы рода Радзивиллов — круглые щиты с охотничьими рогами, образующими звезду с тремя закручивающимися лучами.

Кабинет князя представлен в в таком виде
Изображение


И довольно необычна конфигурация Звездного зала. Сам зал своим названием обязан геометрии потолочного рисунка, который представляет из себя золотую восьмиконечную звезду.

Изображение

Изображение

Этим залом завершается так называемая мужская половина, и здесь представлены портреты двух представителей рода - того самого Николая Радзивилла "Сиротки" и его более старшего родственника Яна Радзивилла Бородатого (1472-1522).
Изображение

Изображение

[url=https://ibb.co/WkxYjmJ]Изображение

А мы на втором этаже пришли вот к такой красивой лестнице, но зря тешили себя надеждой подняться по ней на 3 этаж, где судя по всему нас ждало бы много интересного. Но нас повели на так называемую женскую половину дворца.
Изображение

Изображение

Кто именно изображен на данном портрете точно сказать не могу, но далее представлены такие интерьеры.
Изображение

Изображение

Изображение
К одному из них в интернете попалось такое описание:
В женских комнатах можно увидеть подлинный мебельный гарнитур княгини Марии-Антуанетты Радзивилл (изготовленный в конце 19 века), насчитывающий 15 предметов. Это подлинная мебель, она великолепно сохранилась, так как до последнего времени оставалась в собственности одного из представителей фамилии – князя Константина.

И в зале рядом еще такой портрет красивой дамы
Изображение

А вот далее ожидание красивых интерьеров не увенчалось успехом. Они неожиданно закончились и дальше были просто выставки определенных экспонатов.

Изображение

Изображение

Длинный коридор вывел в небольшой зал с такими вот рекламными плакатами
Изображение

Изображение

Изображение
Рядом сидела кассир, недвусмысленно показывающая своим видом, что туда надо обязательно попасть.

Вынуждена была немного с ней пообщаться, пока ждала свою группу, застрявшую в одном из залов. Рядом со столом кассира стоял единственный стул, куда можно было присесть и я решила спросить разрешение. Очень недоброжелательно посмотрев на меня, кассирша милостиво разрешила это сделать, уточнив, что это ненадолго. :?

Увидев поблизости лестницу на 3 этаж, я все е спросила: "Продолжение экскурсии на 3 этаже"? На что услышала отповедь: "Никакого подъема на 3 этаж. Будете спускаться на 1 - там Арсенал, и только потом вас поведут на 3". :shock:

А почему в такой последовательности, решила все же уточнить я, сразу прикинув, что спуститься с моими больными ногами на 1-й, потом подняться на 3, а потом снова спускаться на 1, чтобы покинуть уже замок, для меня непросто.

"А вот пойдете только так и не иначе"- уже совсем раздраженным тоном заявила кассир. Выглядело это как в известном фильме - Ходят тут, и ходят... Да еще спрашивают как я. И все же попыталась добиться вразумительного ответа на свой вполне логичный вопрос. Нехотя кассирша буркнула, что мол надо же где-то размещать артистов театра, чье представление должно было состояться вечером во внутреннем дворе.

Но я так и не поняла - то ли нам просто не повезло в этот день с размещением артистов, повлиявшим на маршрут нашей экскурсии по музею, то ли это уже длилось какое-то значительное время, так как конструкции театральные явно были установлены не на один вечер. :?

Тут подошла наша группа, и экскурсовод, вообще ничего не объясняя, повела всех на ... правильно, 1 этаж, где располагался Арсенал.

А я, проводив тоскливым взглядом марш лестницы на вожделенный 3-й, пошла вслед за всеми, в душе уже прощаясь с возможностью осмотреть то, что я могла бы там увидеть. :cry:

Арсенал меня не поразил, я вообще не любительница осмотра оружия. Но фото я сделала, конечно

В помещении арсенала представлены пушки, инструменты для их чистки и заряжания, холодное оружие, оружие огнестрельное.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

как изменить формат фото в jpg

Увидев, что уже начало шестого часа, а в 6 мы должны были встретиться около автобуса в районе Фарного костела, я поняла, что после осмотра 3 этажа у членов нашей группы вряд ли останется много времен на дорогу к нему. Мне тогда надо бежать бегом, что я делать не могу. И скрепя сердце решила покинуть замок. :cry:

Но конечно, я не могу оставить тех, кто читает этот отзыв без фото с третьего этажа замка, пусть из интернета. Вот что там находится, и что я НЕ увидела.
;)
Банкетный зал
Изображение

Коллекционный кабинет «Слуцкие пояса»
Изображение

Изображение

Рыцарский (Золотой) зал

Изображение

Изображение

Коллекционный кабинет «Минералы». Люстра

Изображение

Охотничий зал
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Из мебели интерес представляет мемориальный бильярд рода Радзивиллов.
Изображение

Одним из развлечений Радзивиллов был бильярд. В замке было четыре бильярдных стола. Три из них были вывезены немцами, но самый ценный стол они вывезти не смогли. Причина в том, что стол очень тяжелый и очень сложной конструкции - чтобы вынести, его пришлось бы разобрать на 497 частей.


Михаил Казимир (Рыбонька) страстно любил праздничные богослужения, торжественные приемы, банкеты, игры на свежем воздухе и даже ... пышные похороны, обставленные, как сложные костюмированные действа. А его первая жена - Франтишка Урсула (Уршуля), урожденная княжна Вишневецкая - была наделена незаурядными музыкальными и литературными способностями. Она привнесла в Несвиж атмосферу утонченности, изящества и любви к искусству. Её наследие - 16 трагедий, комедий и оперных либретто, написанных по-польски. В год ставилось по 8-12 спектаклей, роли в которых исполняли члены княжеской семьи, гости, придворные учителя пения и танцев, кадеты Рыцарской школы.


Изображение

Изображение
Попалась в интернете такая фраза:
Театральный зал
Надо отдать должное нашему экскурсоводу, который отпустил нас на театрализованное представление с участием Рыбоньки


Показали ли его нашей группе, мне неведомо. Как и то, побывали ли они в Часовне замка
Изображение

Все это по указанным причинам прошло мимо меня, к сожалению. А я в это время шла назад к автобусу. :(

Скажу, что моим медленным шагом с присаживаем по пути на скамейки - идти там думаю метров 700 я дошла до бокового фасада костела, успела только мельком посмотреть сувенирные лавки, купила себе дополнительно питьевую воду и меня уже стали догонять члены нашей группы. У некоторых вид был довольно усталый и мы присели на скамьи в разных концах сквера.

Появился и наш гид в точно назначенное время, но он сообщил, что автобус ... придется подождать некоторое время. :wall: То есть группа собралась, за исключением двух любителей пива, остальные пошли осматривать кто что.

Комментариев нет:

Отправить комментарий