четверг, 19 сентября 2024 г.

Стать лучшей версией самой себя?

 

19 сентября на экраны кинотеатров Санкт-Петербурга выходит фильм-участник основного конкурса 77-го Каннского международного кинофестиваля под названием «Субстанция».


Этот хоррор-триллер режиссера Корали Фаржа получил там приз за лучший сценарий, а также восторженные отзывы кинокритиков и зрителей. Чем же он так всех привлек?



Начальные кадры и правда завораживают – сначала сюжет с сырым яйцом, в которое вкалывают некое вещество, и оно делится на два одинаковых, намекая на извечный вопрос в некоей интерпретации.  А затем сюжет с тем, как на аллее звезд появляется звезда Элизабет Спаркл, сначала новенькая, потом потрескавшаяся и вот уже кто-то уронил на нее гамбургер с томатным соусом и вскоре чистильщик стирает все, не оставив следа. Отличный парафраз сюжета всего фильма, или скорее даже двойной эпиграф к нему.

Итак, по сюжету возрастную ведущую телевизионного фитнес-шоу Элизабет Спаркл в исполнении знаменитой Деми Мур несчастья настигают  в день ее юбилея -  развязный до карикатурности босс Харви (Деннис Куэйд) увольняет популярную диву за ненадобностью, несмотря даже на ее личную звезду на Аллее славы. Узнав, что канал уже ищет ей замену для новой аналогичной передачи, героиня впадает в депрессию, совершает ДТП и в больнице, куда она попала почти не пострадавшей, молодой медработник делает ей намек, как все можно исправить. Она получает номер 503, находит в определенном месте пакет с набором медицинских препаратов и инструментов, которые должны ей помочь явить миру «лучшую версию себя». На этом заканчивается реальная история гаснущей звезды, которая приключается почти со всеми актрисами и начинается настоящая фантасмагория.





И вот уже на экране две героини – под воздействием препарата и процедур из тела Элизабет вылезает молодая-прекрасная Сью (Маргарет Куолли).

Каждая из них активна по неделе, питаясь некоей субстанцией через инъекции, так что буквально подпитывающие друг друга «жизненной энергией», вышедшая в тираж Элизабет и цветущая Сью, должны сменяться на публике еженедельно.


И Сью активно завоевывает телевизионную аудиторию. Элизабет на экране теле-шоу уже не появляется, все больше накаляясь от вида своей, можно сказать, единоутробной молодой соперницы, но первой не выдерживает именно Сью.

Начиная злоупотреблять очередностью пользования жизненной энергией на фоне все растущего своего рейтинга на телевидении, она доводит свою возрастную соперницу почти до «аннигиляции», и та начинает активно защищаться всеми доступными ей способами.

Борьба не просто двух женщин, а двух версий самой себя приводит к душераздирающему результату – на новогоднем телевизионном шоу появляется вместо красавицы такое чудовище, настолько утрированное всеми доступными для больного сознания деталями, что становится не страшно, а местами уже почти смешно. Тут сценарист и режиссер явно перестарались. Реки крови не способны заделать прорехи в концовке, хотя моральный посыл, конечно, понятен.

 Итак, в этом фильме Деми Мур с определенным намеком на саму себя играет вышедшую в тираж артистку, в этой роли символизирующую популярное фитнес-шоу Джейми Ли Кертис из 1980-х.





Героиня Куолли — секс-символ новой, цифровой эпохи, жадно восхваляемый телекамерой с момента ее «рождения».




Надо сказать, что молодая старлетка при всем своем попадании в эпоху секс-символов современности настолько «барби» в полном смысле слова, что на ее фоне Деми Мур, играющая намек на фитнес-шоу 40-летней давности     выглядит по-настоящему живой во всех своих проявлениях.

Сама Деми Мур так высказалась о своей героине«Элизабет «подсела» на ощущение, что ее любят, обожают, принимают, в ней нуждаются, – прекратить это было бы равносильно смерти».



И надо отдать должное ее мужеству – роль архитрудная, она то корчится в муках на полу в ванной комнаты, то актерски точно передает состояние депрессии стареющей женщины, но и в своей ярости в конце фильма она тоже весьма органична.

Из всех этих перечисленных эмоций  Куолли  только в яростном нападении на свое второе «я», по настоящему проявила актерские способности. В других сценах она манерна, слащава и совершенно не натуральна. Но это, видимо, было так задумано создателями фильма. Ведь ее героиня Сью, в отличие от Элизабет, не прошла путь голливудской звезды на красной дорожке. Сью впрыгнула в теле-фитнес-шоу прямо сразу после инъекции субстанции.

В этом и посыл, знакомый до боли – сон разума рождает чудовищ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий