Изумруды разных
веков и стран представлены на выставке в Эрмитаже
В этом году Дни
Эрмитажа проходят с особенным размахом: во-первых, отмечается 260 лет со дня
основания этого великолепного музея, во-вторых, в эти же дни отмечается
80-летие Михаила Пиотровского, который уже более 30 лет его возглавляет.
Подробно описать
все приуроченные к юбилею музея мероприятия довольно трудно, решено
остановиться на одном из них – презентации выставки под названием «Безмерно
обожая изумруд».
Новый выставочный проект
Эрмитажа представляет изумрудные изделия, выполненные мастерами разных стран на
протяжении нескольких тысячелетий. В витринах представлены разнообразные
украшения, миниатюрные скульптуры, геммы, табакерки, образцы парадного оружия.
Построенная по хронологическому принципу экспозиция повествует об особенностях
отношения к изумруду и о методах обработки этого прекрасного минерала в разное
время.
Но известны изумруды были еще в античности
жителям Древнего Востока, Греции и Египта, правда, тогда под этим названием упоминались
все камни зеленых оттенков: хризопраз, берилл, празер, зеленый агат, изумрудная
плазма.
Поражает воображение витрина, где
представлены древние геммы, которые в дальнейшем получили
новую жизнь ‒ их вмонтировали в новые
оправы. Как, например, вырезанный из античного празера портрет Фаустины
Младшей (супруга римского императора Марка Аврелия),
отличающийся таинственной красотой и утонченностью. Сама гемма 11 века ,
а ее оправа выполнена в Италии в 16 веке.
А рядом размещены чрезвычайно редкие произведения
Средневековья, где особенно выделяются драгоценности, найденные в селе Малая
Перещепина Полтавской губернии ‒ предметы из так называемого знаменитого Перещепинского
клада: Гривна с
прямоугольным щитком, украшенная изумрудами, Накладка с изумрудной вставкой,
Парные браслеты с прямоугольным щитком, украшенным изумрудной вставкой.
Илья Ахмедов, эрмитажный
хранитель этих предметов, рассказал корреспонденту «Конкретно.ру»: «Предметы из
этого клада хранятся у нас в нескольких отделах, в том числе отделе Восточной Европы и Сибири.
Данный клад, один из крупнейших этого времени, датируется в рамках 7
века нашей эры. Нашли его 2 мальчика в 1912 году. Клад состоит из вещей разных
групп как византийских, так и кочевнических. Гривна скорее всего центрально-азиатского
типа изготовления».
Продолжают экспозицию памятники Византии и Древней Руси. В
витрине представлен уникальный памятник, точно датированный и связанный с
конкретным историческим лицом ‒ панагия с камеей Преображение, изготовленная для царевны Феодосии (дочери Фёдора Иоанновича и Ирины Годуновой,
единственной внучки Ивана Грозного).
А рядом богато украшенное
изумрудами Евангелие 1702 года. Многие произведения церковного искусства
отличаются использованием крупных изумрудов, например, литургические
приборы, выполненные в 1677 году для Московского Кремля.
На выставке представлены также 2 иконы в драгоценных окладах. Одна из них - «Богоматерь Владимирская», 17 века, для её украшения использовались сапфиры, розоватая шпинель, два прямоугольных изумруда, весом 2,5 карата, отличающиеся насыщенным и глубоким цветом.
Как рассказала Ольга Костюк, известны и камни
из так называемых копий царицы Клеопатры.
Восточные драгоценности - это подарки российским царям. Одна и самых ранних - из коллекции Надир шаха, была подарена Елизавете Петровне и Иоанну Антоновичу.
Вот и непревзойденный по красоте замечательный букет, выставленный в центральной витрине на выставке. Великолепен этот букет цветов из драгоценных и поделочных камней в вазе (Россия, Санкт-Петербург 1740-е годы), автором которого является самый значительный петербургский ювелир середины XVIII столетия ‒ Иеремия Позье.
В 1831 году на Урале были обнаружены изумрудные копи, и добыча изумруда стала монополией Кабинета Его Императорского Величества. Уральские изумруды уступали в цене колумбийским, но были доступнее, что способствовало расцвету изумрудной моды.
А его главный хранитель – Михаил Пиотровский, так точно сказавший в своих многочисленных интервью к собственному юбилею: «Эрмитаж как лекарство, он излечивает, а искусство в целом помогает выживать, исправлять настроение и думать, смотря на красоту», пусть здравствует на радость всем нам.
Выставка «Безмерно обожая изумруд» будет открыта в Синей спальне Зимнего дворца (Зал № 307) до 8 июня 2025 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий