В начале февраля 2025 года состоялась пресс-конференция, посвященная главным петербургским выставкам Государственного Эрмитажа в текущем году.
Как уже упоминалось в этом блоге ранее, в прошлом году в Эрмитаже было большое количество выставок, а в этом году их количество запланировано гораздо более скромное. На пресс-конференции сначала об одной из запланированных выставок - «”Упакованные грёзы”. Мода ар-деко из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева» в Манеже Малого Эрмитажа рассказала её куратор, заведующая Сектором прикладного искусства Отдела истории русской культуры Нина Тарасова: «В год столетия проведения выставки промышленных искусств в Париже Эрмитаж покажет свою выставку, связанную с одним из воплощений ар-деко — костюмом и модой. Мы вводим моду в контекст эпохи — эпохи контрастов. С одной стороны, “ревущие двадцатые” с джазом, вечеринками, девушками-флэпперами в коротких платьях и с возмутительно ярким макияжем, роскошные клубы, круизные пароходы, первые небоскрёбы; с другой — безработица и великая депрессия, шок после Первой мировой войны и неизбежно надвигающаяся Вторая мировая война».
Кроме того этот специалист Эрмитажа также анонсировала открытие постоянной экспозиции «Петербургский стиль. Модельеры Северной столицы. 1980-е — 2020-е годы» в Галерее костюма Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня», сказав: «Эрмитаж обладает прекрасной коллекцией петербургской моды этого периода. Мы покажем работы Светланы Челышевой, Татьяны Парфёновой, Яниса Чамалиди, Олега Бирюкова, Ларисы Погорецкой, Александра Арнгольдта и многих-многих других художников, которые представляют лицо нашего города в мире моды».
Русская дуэль — это замечательный феномен, уходящий корнями за 200 лет до знаменитой дуэли Пушкина и Дантеса и изобилующий множеством фантастических столкновений, трагических, а иногда и комических историй. В нашем рассказе мы дойдём до самой последней дуэли на свете, в которой участвовал известный русский “дуэлянт” Сергей Михайлович Лифарь, который в 1958 году дрался в Париже на шпагах с маркизом де Куэвасом»".
Он также упомянул о книгах, рассказывающих о таких понятиях, как последний довод чести и ритуализированная агрессия, что отражает агрессивную сущность дуэлей.
Организация такой выставки связана еще и с тайнами их проведения, так как все дуэлянты тщательно скрывали в них свое участие. Дошли о некоторых сведения не всегда точные. По его словам, о дуэли Лермонтова есть серьезные вопросы.
"Русская дуэль - это изумительный феномен. За 200 лет началась история дуэлей и первая русская произошла в 1753 году. С 1894 году узаконили в России дуэли - был издан указ императора о судах чести, но только между военными их узаконили, но не между гражданскими лицами и военными. Так что выставка будет весьма любопытной" - заключил он.
Гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский присоединился к участию в пресс-конференции чуть позже, так как в этот день состоялось вручение ему диплома и мантии Почетного доктора в Политехе.
«50 процентов выставок, которые сейчас делаются в музеях, искусственный интеллект сделает легко, — отметил он — Все эрмитажные выставки — не машинные, к тому же отдельных выставок мы не делаем, вход общий, нет отдельных билетов и каждая наша выставка отсылает к постоянной экспозиции. Это принципиально отличает Эрмитаж от других музеев.У музея 5 главных задач - собирать хранить, реставрировать, исследовать и представлять свои коллекции.
Выставка — тематическая и сборная — не входит в основные задачи музеев, она — дополнение. Иногда выставка — это источник дохода, иногда, обычно на Западе, — трофей (“смотрите, сколько мы набрали из других музеев и впервые показываем!”). В Эрмитаже ни первого, ни второго нет: все наши выставки научные, а не рекламные».
По его словам, выставки в Эрмитаже - это подарки посетителям. Есть категория людей, кто ходит на выставки, но не в музеи. В Эрмитаже, придя на выставку, посетители потом осматривают и постоянные экспозиции. У них большие цифры посещения выставок - так выставку Снейдерса посетили около 1 миллиона человек.
Михаил Пиотровский уточнил, что в Эрмитаже и его спутниках единая политика выставок. Первая задача - это имперская история России, вторая - диалог культур, третье направление - шедевры.
Он считает важными два фактора - доступность и понимание того, что показывают. Важны также демократия через иерархию, дифференциация зрителей, успех - признание публики, количество посетителей и доход. Но по его мнению, все же количество - не главный успех, сейчас почти главный критерий - упоминание в прессе. Процент бесплатных посетителей тоже очень важен.
Упомянул он и прошедших тандемных выставках с ГМИИ, они были разные и дополняющие друг друга, напомнил он и о недавней выставке Дуэли в Кремле.
После выставки «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря» в Николаевском зале начнёт работу ещё один масштабный проект — выставка «Искусство портрета. Личность и эпоха».
«Выставка будет посвящена всемирной истории портрета — от египетских статуй XX века до н. э. до 20-х годов нашего столетия, — рассказала куратор, заведующая Отделом Античного мира Анна Трофимова. — Экспозиция состоит из пяти разделов и строится по хронологическому принципу, показывая процесс исторического развития портрета на протяжении четырёх столетий. В общей сложности на выставке будет свыше 700 экспонатов — как всемирно известные шедевры, так и произведения, которые широкая публика ещё не видела. Главная тема этого утончённого жанра, сочетающего личность и эпоху, — человек. Поэтому портреты выражают ключевые вопросы бытия: место человека в обществе и мире, отношение к божественному, представление о прекрасном и безобразном. Такую выставку может сделать только Эрмитаж, из коллекции которого будут отобраны лучшие образцы портретного искусства».
Выставка "Искусство портрета. Личность и эпоха" должна открыться 7 декабря с портретами в историческом интерьере. Она будет состоять из 5 больших разделов. Отобраны экспонаты с древности - древнеримский, фаюмский, китайский, японский, западно-европейский и русский портрет, будет также интригующий раздел "Портрет и бессмертие". Свыше 700 экспонатов предоставят уникальную возможность увидеть людей разных эпох.14 декабря 2025 года отмечается 200 лет со дня восстания декабристов на Сенатской площади — попытки государственного переворота, организаторы которого ставили целью отменить в России самодержавие и упразднить крепостное право, а также не допустить прихода к власти Николая I. Совместная выставка Государственного Эрмитажа и Государственного архива Российской Федерации будет показана в исторических помещениях Зимнего дворца, откуда император Николай I, оставив на попечение гвардейцев малолетнего наследника, отправился на Сенатскую площадь.
«Выставка приурочена к 200-летнему юбилею одного из самых значительных эпизодов русской истории XIX века, — поделилась куратор выставки, главный хранитель Отдела истории русской культуры Ирина Захарова. — Она расположится в интерьерах и в Большом дворе Зимнего дворца, чьи стены хранят память о восстании декабристов и предшествовавших ему событий. Экспозиция в Большой церкви Зимнего дворца должна воссоздать день 27 ноября 1825 года, когда собравшиеся на молебен за здравие Александра I члены императорской фамилии и придворные получили известие о его смерти, а экспозиция в Пикетном зале — рассказывать о самом восстании 14 декабря на Сенатской площади».
Ирина Захарова о выставке Восстание декабристов: "115 будущих декабристов участвовали в войне 1812. Она будет размещена рядом с военной галерей, в том числе портрет Сергея Волконского, который сначала не был представлен в Галерее. Сам Зимний дворец будет одним из участников выставки.
Мундиры офицеров полков, участвовавших в событиях 14 декабря, разместятся в экспозиции. Мундир Милорадовича также будет представлен, а в церкви будет экспозиция, связанная со смертью Александра 1 и мундирами императорских персон. Кроме того там же выставят и траурные драгоценности.Экспозиция в Пикетном зале расскажет о восстании документами из Госархива РФ, там же группа предметов о Константине как императоре, будут представлены и другие материалы например, графические портреты декабристов и 105 предметов, им когда-то принадлежавших будут участвовать в выставке".
В дополнение к этой выставке будет составлен маршрут по всему Эрмитажу в уголки, также связанные с декабристами.
Отвечая на вопрос Анны Шуткиной - будут ли выездные выставки в Китай и оттуда к нам, Михаил Пиотровский ответил, что с Китаем будут совместные комплексы выставок, сейчас есть большой договор об обмене специалистами.
"Мы не спешим как и полагается по китайской культуре, так как есть проблема создания копий вещей из монастырей Великого пути. Главное для нас выставки - о Китае. Открыли громадную экспозицию по Китаю, и как инклюзивное дополнение к ней - тактильные копии китайских вещей" - уточнил гендиректор Эрмитажа.
Алексей Днепровой задал вопрос про искусственный интеллект и связанные с ним новые технологии в Эрмитаже, на что Михаил Пиотровский ответил, что его необязательно использовать, надо его помощью пользоваться: "Собрать выставку про цвет красного он может, а нынешние выставки, о которых мы рассказали, скорее нет. Использовать его можно для подбора материала и сравнивать. Все запланированные выставки пройдут в том числе и через идею искусственного интеллекта".
В заключение Михаил Пиотровский рассказал:" В филиалах делаем выставки, но все разные, это наши выставочные залы. В Эрмитаж все равно надо ехать, тут сплошная мозаика взаимодействия. По цифрам складывается так: 2 Эрмитажа в Петербурге, еще один Небесный, проводим ежегодно 15 дней Эрмитажа, у нас 6 спутников. Каждый год: 30 археологических экспедиций, по 30 книг и столько же фильмов. В среднем 30 выставок в год, а в 2024 году их было 46.
30 выставок - оптимальная цифра для Эрмитажа".
Он также уточнил, что для всех выставок разработаны экскурсии, а для особенно больших и виртуальные экскурсии на сайте Эрмитажа. Есть виртуальные туры - их около 20.
Каталоги готовятся к каждой выставке. Но появилась и новая система. Поскольку большие каталоги трудоемки, то выпускаются еще и короткие брошюрки по выставкам. Большие каталоги вовремя выпустить к открытию выставок трудно успеть, а брошюры будут выпускаться и помогут посетителям разобраться с экспонатами.
Анонсы этих и других выставок, которые в 2025 году откроются в Эрмитаже, приведены в специальном разделе на сайте музея.
Комментариев нет:
Отправить комментарий