Италия, Сицилия, начало 2000-х годов. Полиция
долго и безуспешно разыскивает последнего главаря группировки «Коза ностра»
Маттео Мессина Денаро. Это реальная завязка нового художественного итальянского
фильма «Босс», который вышел на экраны Санкт-Петербурга.
Все еще помнят комиссара Катанья в фильме «Спрут»,
но тут история совсем иная. Режиссеры Фабио
Грассадония, Антонио Пьяцца взяли за основу реальную переписку бывшего
мафиози с его помощниками и родственниками. Фильм сначала планировали назвать «Сицилийские письма».
Почему название трансформировалось в почти безликое «Босс» неизвестно, хотя в
1973 году выходил еще один итальянский фильм с таким же названием.
Но есть тому и оправдание. Главного героя
фильма Кателло Палумбо в блестящем исполнении любимца итальянской публики Тони
Сервилло все в картине называют «директоре». В самом начале фильма непонятно
кто он такой: в первых кадрах показывают, как довольно пожилой и несколько
потрепанный на вид мужчина выходит из стен тюрьмы и на его одежду капает помет
пролетевшей птицы. Охранник расценивает это как благоприятный знак, сам же он в
некоторой растерянности, особенно когда видит, что приехали за ним не на его
бывшем мерседесе, а на ломаной старой машине. Но замашки у него явно с претензией
и начинаешь гадать – не он ли бывший глава мафии, но тогда почему неуловимый,
он ведь отсидел в тюрьме 6 лет.
.webp)
Еще больше этот директоре раздосадован, когда возвращается,
как он думает, в свою бывшую фешенебельную квартиру, но находит вместо нее небольшую
комнату на верхнем этаже, где ютятся его жена и беременная от уборщика дочь. А
ему все еще невдомек, что за годы его отсидки в тюрьме многое изменилось в
жизни его семьи.
В этом месте понимаешь только одно – он бывший… И только
когда его хватают прямо на улице и привозят к специалистам секретной службы,
понимаешь, что это чиновник, некогда облеченный властью и посаженный за
коррупцию, связи с мафией. Бывший мэр.
Параллельно этому идет другой сюжет. Еще более ранние годы,
друг Кателло Палумбо всесильный глава мафии тех лет Денаро ведет своих трех детей-подростков
в заброшенное место за мостом (потом это же место покажут через много лет во
время встречи главных героев) и принуждает кого-то из детей зарезать ягненка. Старший
в страхе открещивается, дочь – средняя по возрасту, соглашается, но главный
мафиози предлагает это сделать младшему сыну и тот, не рассуждая, убивает
агнца, получая струю крови в лицо. Жестокая и все объясняющая сцена.
Именно этот мальчик, которому в то время лет
12-13 и становится потом неуловимым главой мафии Маттео. Именно ему отец передает
с рук на руки реликвию семьи - античную скульптуру, именно его в 17 лет он заставит
убить первого человека. Именно Маттео
принимает последний вздох отца, который умирает в загоне для овец, что дает возможность
его сыну-преемнику сказать: «Ты умер в окружении
овец, а я, твой сын, живу как мышь».
Преемник, кроме того, еще и крестник того
самого «директоре», на которого насели спецслужбы с приказом помочь выследить
неуловимого в течение последних 30 лет главу мафии. Тот поначалу вроде
сопротивляется, но его лишили не только возможности вернуться в политику, но и
просто жить достойно. А у него есть мечта – достроить отель в заповеднике на берегу
моря, до ареста за коррупцию он успел возвести только его остов. И это еще один
символ фильма.
Большую часть двухчасовой картины занимает сам
механизм раскрутки общения в письмах этих двух главных героев. «Крестный отец» мафии, еще достаточно молодой по возрасту
Маттео (Элио Джермано) живет в абсолютном уединении, снимая квартиру
у Лючии (Барбора Бобулова), которая, стенографирует его бесконечные письма, в
том числе и к директоре, который, кстати, в прямом смысле является его крестным
отцом – крестил его маленьким в церкви. И это следующий символ картины. Кто для
кого и какой крестный отец…
Но если письма Маттео к Палумбо секретная служба
в лице ненавидящей мафию сотрудницы Риты
(Даниэла Марра) и ее непостижимого по характеру начальника, читает, то само место,
где мафиози скрывается им вроде бы неизвестно, а главная цель – все же, видимо,
поймать его. Но все далеко не так однозначно, как потом выясняется в конце фильма.
Кстати, эта картина 2024 года на 81-м Венецианском
кинофестивале (основной конкурс), где состоялась ее премьера, была награждена
премией Пазинетти (Лучший фильм), премией Фонда имени Миммо Ротеллы и премией
Лиццани (Лучший фильм на итальянском языке).
Если вернуться к прототипам главного мафиози, то
известно, что Маттео Мессина Денаро родился 26 апреля 1962 года на Сицилии, в семье сицилийского мафиози Франческо
Мессина Денаро. По разным данным, Денаро убил не менее 50 человек. Новая
драма Антонио Пьяцца и Фабио
Грассадониа охватывает 30-летний период, который Денаро
провёл в бегах, скрываясь от итальянской полиции. Режиссеры рассказали,
что «достоверных данных было очень мало.
Всё, что находили – придуманные истории, «мифы». Поэтому пришлось потратить
много времени на то, чтобы отделить действительность от выдумки. В этом очень
помогли «пиццини» -
короткие записки, которые итальянская мафия использовала для обмена информацией».
Создатели фильма уверяют, что их главный герой сильно
отличался от известных деятелей мафии. И действительно на экране он предстает
на вид интеллигентным человеком, начитанным, любимая его игра в заточении – собирать
огромные трудные картины-пазлы. И тут следующий символ – именно 1 пазл в его
большой картине-географической карте, вдруг теряется, и главный мафиози рвет и
мечет, но ничего не может сделать – картина так и остается незаконченной. И с
ним закономерно происходит то, что и должно произойти… Только вот в конце это
недостающий пазл вкладывает на место его тихая послушная помощница Лючия,
которая пьет потом на балконе кофе с главой секретной службы…
Но как же все же смогли поймать этого неуловимого
и коварного Маттео? Крючок для его поимки все же придумал бывший мэр – ловить на
живца, его незаконнорожденного сына. Но все в этом эпизоде встречи или невстречи главных героев загадочно.
Особенно
когда в яме, в том же заросшем
тростником месте, рядом с которым оказывается теперь сын Маттео, обнаруживается
совсем не статуя-реликвия, а овца. А глаза мальчика прикрывают очки именно с лица
Матео…
Загадочны и кадры в каком-то музее, где статуя-реликвия
появляется в витрине рядом с статуей самого улыбающегося Маттео.
Более понятны эпизоды, где показывают, как идет на
слом остов так и недостроенного отеля- мечты Палумбо , а он сам пытается с
обломком от снесенного отеля прыгнуть в море. Но не прыгает. А на дне моря
оказывается его зять, который просто помог втянуть в интригу брата и сестру
Маттео, и они оказались повинны в снятии действующего мэра.
Родственные связи на Сицилии - это сверх ценность,
и то, как на этом играют, еще одна ведущая тема фильма. Так что он достаточно
интересный, с элементами философии и размышлений о жизни, очень тонко прописаны
в сценарии диалоги Маттео с Лючией, полные цитат из Библии.
Так что фильм хочется пересмотреть, чтобы понять
все символы и акценты, задуманные режиссерами. А желание тут же повторить
просмотр все же возникает крайне редко и говорит о многом…
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий