среда, 16 января 2019 г.

Семейная сага о русской интеллигенции в дневниках и письмах


Семейная сага о русской интеллигенции в дневниках и письмах
 
«Марина-Цветаева - Борис Бессарабов. Хроника 1921 года в документах.
Дневники (1915-1925) Ольги Бессарабовой»,
Москва, Эллиас Лак, 2010

Очень интересные дневники и письма Ольги Бессарабовой и ее близких о самом сложном времени – предреволюционной и послереволюционной России с точки зрения молодой девушки из провинции, попавшей в прекрасную семью московской интеллигенции.

Семья Добровых, на мой взгляд, символ России того времени – добрейшие порядочные люди, приютившие у себя не одного человека, попавшего в трудные обстоятельства.
Сначала это племянник жены главы семейства Даниил Андреев, мать которого умерла при родах, а отец – писатель Леонид Андреев, находился в жесточайшей депрессии. Он очень любил свою жену из рода Велигорских Александру Михайловну (1881-1906), сестру Елизаветы Михайловны, в замужестве Доброву, которая вместе с мужем и была главным хранителем всего уклада гостеприимного московского дома.
Дневники Ольги Бессарабовой – простой девушки из воронежской семьи, поначалу очень бесхитростны, но общение с кругом великолепных знакомых Добровых - Андреевыми, Цветаевой, Маяковским, своей главной попечительницей Варварой Мирович, которая была знакома с большим кругом писателей, художников, музыкантов, многое сделало для развития Ольги, ее самосовершенствования.




Очень ценны в книге многочисленные подробные примечания и ссылки, в которых даются краткие биографии всех упоминаемых в дневниках и письмах лиц. Иногда эти подробности, например, в отношении Марины Цветаевой, несколько нелицеприятны, но это было и слов из песни не выкинуть.

Ольга Бессарабова в 1915 году оказавшись в Москве в доме Добровых, сначала не понимает, какой подарок ей сделала судьба, затем начинает осознавать какого уровня люди находятся рядом с ней и очень это ценит. Но по семейным обстоятельствам ей приходится уехать в Воронеж – помогать матери воспитывать трех младших братьев – Всеву, Борю и Володю. Еще один брат в то голодное время находится уже в Америке, а мать, борясь с тифом, которым заболели ее дочь и сыновья, их спасет, а сама умирает от тифа на руках детей и это остается их болью и ужасом на всю оставшуюся жизнь. Психика у членов этой семьи слабая, видимо от природы – Володя, работавший одно время в органах, сходит с ума. Борис, так нежно опекавший в голодном 1921 году Марину Цветаеву и ее дочь Алю, становится художником. Как-то непонятно складывается судьба Всевы – кажется он становится крупным ученым. Сама Ольга, после смерти матери вернувшись в Москву, опять у Добровых, а затем по настоянию своей старшей подруги Мирович, переезжает в Сергиев Посад и заканчивает там учительский институт. Она педагог дошкольного воспитания и вроде бы все складывается неплохо, но тут любовь к женатому мужчине – художнику Ефимову, не безответная, но ввиду своих моральных качеств эта девушка так и не решается на серьезные отношения с ним.

 Параллельно идет ее общение и знакомство с Павлом Флоренским и его семьей, с другими значительными людьми из московского окружения. И опять испытания: была хорошая работа - то в детском саду ЦК, затем в противотуберкулезном санатории в Долгом, но куда-то эта работа уходит, а сама Ольга попадает с тяжелейшим системным заболеванием суставов надолго в больницу. Сцены там жуткие, хотя это уже 1925 год. На этом и заканчивается ее дневник, но в примечаниях есть сведения, что в 1927 году она выходит замуж за профессора Веселовского, рождается дочь Анна, которая и сохранила ее многолетние дневники, которые, попав в музей Марины Цветаевой, были изданы, в основном благодаря содержащимся в них сведениям о Марине Цветаевой, Леониде Андрееве, Андрее Белом и других известных людях той сложнейшей эпохи.

Но в целом дневники Ольги Бессарабовой - это летопись страшных лет нашей интеллигенции, которая в 1930-е годы была и вовсе уничтожена. Все окружение дома Добровых было арестовано за то, что они слушали книгу Даниила Андреева «Странники ночи». Книга, как и большинство людей, слушавших ее, сгинула в недрах НКВД. Вышли на свободу сам Даниил Андреев и его жена Алла, а также муж Шурочки Добровой. Вот надо же, закованный в корсет из-за туберкулеза позвоночника, он пережил лагеря. Старики Добровы умерли своей смертью в годы войны – не осталось почти никого и память о них живет только в дневниках Ольги Бессарабовой.
Вот бы кто-нибудь взялся  - написал по этим дневникам сценарий и снял многосерийный фильм. Русская интеллигенция заслужила такой фильм, чтобы ее судьбу и гибель помнили потомки.

Вторая, прочитанная на днях книга, совсем другого уровня.

Жаль, что так легковесно о русских в эмиграции

Параллельно пыталась читать книгу из серии «Белогвардейский роман» - автор Борис Суворин,
«Фазан», издательство «Вече».
 Но в этой книге, к сожалению, я не нашла ни хорошего стиля, ни глубины содержания, хотя во вступлении сказано, что автор писал ее во многом как документальную вещь.

Главный герой Вересков – до революции молодой повеса, перемещающийся из Санкт-Петербурга в Москву, в последней влюбляется в ветреную молодую женщину по имени Соня, замужнюю, капризную и взбалмошную.  Да еще и принимающую его за кого-то другого. Революция и вовсе проходит у автора как-то мельком и вот он уже в Париже, писатель, но по сути тот же повеса. В маленьком городке встречает все ту же Соню и опять начинается та же,  стилистически плохо описанная, карусель и так все легковесно, местами пошло и вязко, что я не дочитала до конца.  

Подумала - слишком явный контраст между двумя видами повествований об одном и том же десятилетии - 1915-1925: в дневниках подлинная документальная трагедия, в романе накрученная водевильная история. Персонажи примерно одних лет по возрасту, но видимо из-за разного уровня одаренности авторов, книги вышли совершенно противоположными. А еще во второй книге огромное количество ошибок орфографических, не говоря уже о стилистических, хотя возможно, она публикуется просто в плохом переводе.

 Не стоило быть может и вовсе о ней писать, но просто обе книги читала практически параллельно и уж слишком разителен контраст. А так хотелось прочесть и о русской интеллигенции в эмиграции такие же честные открытые записки, как Дневник Ольги Бессарабовой.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий