Семейная сага о русской интеллигенции в дневниках и
письмах

«Марина-Цветаева
- Борис Бессарабов. Хроника 1921 года в документах.
Дневники
(1915-1925) Ольги Бессарабовой»,
Москва,
Эллиас Лак, 2010
Очень интересные дневники и письма Ольги Бессарабовой
и ее близких о самом сложном времени – предреволюционной и послереволюционной
России с точки зрения молодой девушки из провинции, попавшей в прекрасную семью
московской интеллигенции.
Семья Добровых,
на мой взгляд, символ России того времени – добрейшие порядочные люди,
приютившие у себя не одного человека, попавшего в трудные обстоятельства.
Сначала это племянник жены главы семейства Даниил
Андреев, мать которого умерла при родах, а отец – писатель Леонид Андреев,
находился в жесточайшей депрессии. Он очень любил свою жену из рода Велигорских
Александру Михайловну (1881-1906), сестру Елизаветы Михайловны, в замужестве
Доброву, которая вместе с мужем и была главным хранителем всего уклада
гостеприимного московского дома.
Дневники Ольги Бессарабовой – простой девушки из воронежской
семьи, поначалу очень бесхитростны, но общение с кругом великолепных знакомых
Добровых - Андреевыми, Цветаевой, Маяковским, своей главной попечительницей
Варварой Мирович, которая была знакома с большим кругом писателей, художников,
музыкантов, многое сделало для развития Ольги, ее самосовершенствования.
Очень ценны в книге многочисленные подробные примечания
и ссылки, в которых даются краткие биографии всех упоминаемых в дневниках и
письмах лиц. Иногда эти подробности, например, в отношении Марины Цветаевой,
несколько нелицеприятны, но это было и слов из песни не выкинуть.
Ольга Бессарабова в 1915 году оказавшись в Москве в
доме Добровых, сначала не понимает, какой подарок ей сделала судьба, затем
начинает осознавать какого уровня люди находятся рядом с ней и очень это ценит.
Но по семейным обстоятельствам ей приходится уехать в Воронеж – помогать матери
воспитывать трех младших братьев – Всеву, Борю и Володю. Еще один брат в то
голодное время находится уже в Америке, а мать, борясь с тифом, которым
заболели ее дочь и сыновья, их спасет, а сама умирает от тифа на руках детей и это
остается их болью и ужасом на всю оставшуюся жизнь. Психика у членов этой семьи
слабая, видимо от природы – Володя, работавший одно время в органах, сходит с
ума. Борис, так нежно опекавший в голодном 1921 году Марину Цветаеву и ее дочь
Алю, становится художником. Как-то непонятно складывается судьба Всевы –
кажется он становится крупным ученым. Сама Ольга, после смерти матери вернувшись
в Москву, опять у Добровых, а затем по настоянию своей старшей подруги Мирович,
переезжает в Сергиев Посад и заканчивает там учительский институт. Она педагог дошкольного
воспитания и вроде бы все складывается неплохо, но тут любовь к женатому
мужчине – художнику Ефимову, не безответная, но ввиду своих моральных качеств эта
девушка так и не решается на серьезные отношения с ним.
Параллельно идет ее
общение и знакомство с Павлом Флоренским и его семьей, с другими значительными
людьми из московского окружения. И опять испытания: была хорошая работа - то в
детском саду ЦК, затем в противотуберкулезном санатории в Долгом, но куда-то
эта работа уходит, а сама Ольга попадает с тяжелейшим системным заболеванием
суставов надолго в больницу. Сцены там жуткие, хотя это уже 1925 год. На этом и
заканчивается ее дневник, но в примечаниях есть сведения, что в 1927 году она
выходит замуж за профессора Веселовского, рождается дочь Анна, которая и сохранила
ее многолетние дневники, которые, попав в музей Марины Цветаевой, были изданы,
в основном благодаря содержащимся в них сведениям о Марине Цветаевой, Леониде
Андрееве, Андрее Белом и других известных людях той сложнейшей эпохи.
Но в целом дневники Ольги Бессарабовой - это летопись
страшных лет нашей интеллигенции, которая в 1930-е годы была и вовсе уничтожена.
Все окружение дома Добровых было арестовано за то, что они слушали книгу
Даниила Андреева «Странники ночи». Книга, как и большинство людей, слушавших
ее, сгинула в недрах НКВД. Вышли на свободу сам Даниил Андреев и его жена Алла,
а также муж Шурочки Добровой. Вот надо же, закованный в корсет из-за
туберкулеза позвоночника, он пережил лагеря. Старики Добровы умерли своей
смертью в годы войны – не осталось почти никого и память о них живет только в
дневниках Ольги Бессарабовой.
Вот бы кто-нибудь взялся - написал по этим дневникам сценарий и снял
многосерийный фильм. Русская интеллигенция заслужила такой фильм, чтобы ее
судьбу и гибель помнили потомки.
Вторая, прочитанная на днях книга, совсем другого
уровня.
Жаль, что так легковесно о русских в эмиграции
Параллельно пыталась читать книгу из серии «Белогвардейский
роман» - автор Борис Суворин,
«Фазан»,
издательство «Вече».
Но в этой книге,
к сожалению, я не нашла ни хорошего стиля, ни глубины содержания, хотя во вступлении
сказано, что автор писал ее во многом как документальную вещь.
Главный герой
Вересков – до революции молодой повеса, перемещающийся из Санкт-Петербурга в Москву,
в последней влюбляется в ветреную молодую женщину по имени Соня, замужнюю,
капризную и взбалмошную. Да еще и
принимающую его за кого-то другого. Революция и вовсе проходит у автора как-то
мельком и вот он уже в Париже, писатель, но по сути тот же повеса. В маленьком городке
встречает все ту же Соню и опять начинается та же, стилистически плохо описанная, карусель и так
все легковесно, местами пошло и вязко, что я не дочитала до конца.
Подумала - слишком явный контраст между двумя
видами повествований об одном и том же десятилетии - 1915-1925: в дневниках
подлинная документальная трагедия, в романе накрученная водевильная история.
Персонажи примерно одних лет по возрасту, но видимо из-за разного уровня
одаренности авторов, книги вышли совершенно противоположными. А еще во второй
книге огромное количество ошибок орфографических, не говоря уже о стилистических,
хотя возможно, она публикуется просто в плохом переводе.
Не стоило быть может и
вовсе о ней писать, но просто обе книги читала практически параллельно и уж
слишком разителен контраст. А так хотелось прочесть и о русской интеллигенции в
эмиграции такие же честные открытые записки, как Дневник Ольги Бессарабовой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий