В центральном выставочном зале «Манеж» состоялась
третья встреча из цикла лекций
международной образовательной программы «New Now в Манеже». На сей раз
собеседником довольно многочисленной аудитории петербуржцев и гостей нашего
города стал директор художественного музея Лувр Абу-Даби Мануэль Рабате,
который рассказал, почему именно Лувр Абу-Даби стал «универсальным» музеем
нового типа, о том, как формируется его коллекция и в чем заключается миссия
именно этого нового музея.
Объединенные Арабские Эмираты более
10 лет назад поставили цель создать в своей стране музей нового типа, но с
безусловным продолжением традиций так называемых энциклопедических музеев,
главными из которых Мануэль Рабате назвал Британский музей, Лувр и Эрмитаж. По
его словам, музей в ОАЭ под названием Лувр Абу Даби «последний в ряду таких универсальных
энциклопедических музеев, находится в точке пересечения Запада и Востока –
Европы и Азии». Он напомнил собравшимся, что в 1971 году было создано это
государство и его правители поставили своей целью, в том числе создать «остров
счастья». 6 марта 2006 года был подписан меморандум о намерениях по созданию
универсального музея в Абу Даби и началась работа как над проектом здания, так
и над концепцией формирования самого музея. Над последней с самого начала
работал Мануэль Рабате, который в то время трудился заместителем директора «Аудитории Лувра» — пространства для
проведения мероприятий при музее. В 2013 году Рабате стал директором
Объединения Музеев Франции, а в сентябре 2016 года — директором музея Лувр
Абу-Даби.
Сама идея создания музея включала как формирование
собственной коллекции, так и показов многочисленных уникальных
экспонатов-шедевров из других музеев, в частности из 13 музеев Парижа и в
первую очередь это Лувр и Д Орсе.
11 лет шла
подготовка к открытию музея, проект уникального здания создан звездой мировой архитектуры Жаном
Нувелем. Директор музея Мануэль Рабат с гордостью рассказывал на своей лекции в
Манеже о 8 слоях огромного - 180 метров в диаметре купола, который создает в
помещениях так называемый Дождь света. Купол – важная часть арабской архитектуры,
для этого музея создан из стали и алюминия, весит он 7,7 тонн, а выглядит очень
легким и ажурным. Это движущаяся система, пропускающая солнечные лучи, которые
и создают эффект дождя света, а то что музей стоит на острове Саадият посреди
водного пространства вызывает еще эффект светящихся в воде столбов. Прямо на
стенах музея высечен ряд текстов, образно лектор сказал об этом так: «Мы
сделали своему музею татуировку из древних текстов».
По его словам, в первую очередь они ставили
своей целью продолжение миссии сохранения произведений искусства для вечности. И
в первую очередь продолжили традиции Лувра, но в несколько ином качестве. Если
Лувр в Париже охватывает период до 1848 года, а затем традиции продолжает музей
Д Орсе, то музей в Абу Даби, который не является филиалом Лувра, поставил своей
целью, по словам его директора –«вместить весь мир». То есть они начинают с экспонатов
самых древних веков со всего мира, а не одного какого-то региона и продолжают
их до современности, положив в основу не только хронологию, но и конкретные
темы. Например, такие как «Материнство», «Вода», на которых представлены экспонаты
из разных эпох и цивилизаций. В зале мировых религий создали своеобразный музей
толерантности. Зал торговых путей представляет все этапы общения Востока и
Запада в этой области. Зал картографии содержит 15 тысяч старинных карт, зал
импрессионизма выставляет коллекции из Д Орсе и других французских музеев.
«Безусловно, огромные средства за транспортировку
и страховку выплачивает правительства ОАЭ, ведь музей Лувр Абу Даби
государственный, содержится и пополняется за счет государства» - сказал Мануэль
Рабате, отвечая на вопросы слушателей в конце лекции в Манеже. По его словам,
за прошедшие 17 месяцев со дня открытия музея в нем побывало более 1 миллиона
посетителей. 60 процентов – это туристы, приезжающие из разных стран – больше всего
из Франции, Китая, но немало и русскоязычных туристов. От себя могу сказать,
что по отзывам в интернете за последний год в ОАЭ все больше отправляется
круизных лайнеров и российские любители круизов с большим интересом пишут о
музее Лувр Абу Даби. 40 процентов аудитории музея – местные жители. Как сказал
Мануэль Рабате: «Мы принадлежим местному сообществу, но открыты всему миру».
Но есть тема, которой
Мануэль Рабате явно не захотел касаться – это нашумевшая история с загадочным
полотном «Спаситель мира», как утверждает ряд экспертов, принадлежащей кисти
самого Леонардо да Винчи. Год назад СМИ утверждали, что его планируют выставить
как раз в музее Лувр Абу Даби, но затем картина таинственно исчезла. Буквально на
днях в СМИ написали, что она была найдена на яхте одного высокопоставленного
лица. Отвечая на вопрос будет ли она все же выставляться в стенах вверенного
ему музея, его директор коротко и твердо сказал: «Спасителя мира» мы не выставляем».
И пригласил всех желающих посетить их музей, тем более, что в ближайшем будущем
в его стенах откроется масштабная выставка «Рандеву в Париже», где будут
представлены полотна Пикассо и Модильяни и многие другие знаменитые картины из
французских, и не только, музеев.
Справка.
Лувр Абу Даби, занимающий 10% от всего оcтрова, представляет
собой комплекс сооружений. Всего на территории 23 галереи - 6000 кв. м площадей отдано под галереи (1,5
площади Манежа). Еще 2000 кв. м - под выставки, 400 кв. м занимает Музей в
музее – это Детский музей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий