вторник, 17 сентября 2019 г.

Дача Олсуфьева-Бландо


В то время, когда на Петергофской дороге проходила самая первая раздача участков, с огромным имением Царское Лигово граничил приморский двор дьяка Михаила Воинова. В 1719-м здесь уже был двор подъячего Яковлева с двумя домами и прудом между ними. А с 1721 года данной усадьбой на Петергофской дороге владел управляющий дворцовой канцелярией  Василий Дмитриевич Олсуфьев  (1680/1685 — 1723) .





 Он был братом любимца Петра 1 Матвея Дмитриевича Олсуфьева, дача которого была на месте нынешней Михайловки, между Стрельной и Петергофом. Вскоре в 1723 году, В.Д.Олсуфьева не стало, и управлять имением взялась его жена Ева Ивановна( урожденная Голендер, по происхождению шведка, дочь часового мастера. По отзыву Берхгольца, «добрая маршальша Олсуфьева была женщина очень милая и кроткая»), которая позже вскоре вышла замуж за полковника Якова Венцеля. 

Усадьба на Петергофской дороге принадлежала этой чете с 1723 по 1747 год и за это время на ее территории появились новые строения. Сама хозяйка здесь не проживала, все время находилась в Москве, а с 1747 года дача стала принадлежать ее сыну от первого брака Адаму Васильевичу Олсуфьеву (1721-1784).

Портрет работы Христинека, 1773 год.

Крестным отцом Адама Васильевича был сам Петр I.   Личности А.В. Олсуфьева  немало внимания уделяет М.И. Пыляев в  своей книге «Забытое прошлое окрестностей Петербурга». В частности он пишет: »Последний по рассказу современников был человек честный, добрый, уживчивый, веселый, обладал большой начитанностью и светским умом. Любил жизнь привольную, спокойную, был чужд всяких интриг, предпочитал всему дружескую беседу с легкой выпивкой». Он же сообщает, что дача Олсуфьева была деревянной, рядом был разбит красивый цветник, а за домом располагался большой голландский плодовый сад. 

А.В.Олсуфьева очень ценила Екатерина 11. Он, как и братья Орловы, имел отношение к событиям переворота 1762 года, когда Екатерина взошла на престол. Дело в том, что  А.В.Олсуфьев при Петре III получил чин титулярного советника, а в июне 1762 года он находился на яхте, сопровождавшей императора в Кронштадт. Затем яхта ушла в Петергоф, к сторонникам Екатерины II. 29 июня вместе с В. И. Суворовым Олсуфьев взял под арест находившихся в Ораниенбауме офицеров, а затем убедил их присягнуть новой императрице.

В царствование Екатерины II, сохраняя до конца жизни должность кабинет-министра, Олсуфьев выполнял одновременно множество других обязанностей: постоянно присутствовал в Коллегии иностранных дел, с июня 1763 по март 1764 в качестве статс-секретаря вел прием прошений на высочайшее имя. С февраля 1764 по май 1766 года он руководил Императорским фарфоровым заводом, с 1764 года  он стал сенатором.

 Незадолго до смерти  А.В. Олсуфьев  был назначен председателем Комитета над зрелищами и музыкой, поскольку был  музыкально одарен и принадлежал к числу немногих русских скрипачей-любителей.  Он также был способным литератором и переводчиком.

А.В. Олсуфьев, как и Г.Г.Орлов, был одним из организаторов Вольного экономического общества, избирался его президентом в 1769 и 1773 годах. Кстати, с Г.Г.Орловым они были соседями по имению и похоже не всегда ладили. Во всяком случае, сохранилось его остроумное послание к всесильному фавориту, где есть такие строки:

По счастью моему живу с тобой в соседстве,
        Но от чухон твоих теперь в немалом бедстве…
       
Им Имение, которое в литературе иногда называют Коерово, при Олсуфьеве расцвело. Жилой комплекс находился в восточной части, в западной части было два красивых пруда на нижней террасе имения. На верхней террасе был еще один пруд с причудливыми очертаниями берегов. Их еще можно наблюдать около одного из корпусов 15-й городской больницы. 
Был женат дважды.Первая жена (с 1741) — датская аристократка Софья Амалия Туксен (1723—1751)

Вторая жена (с 06.02.1752) — Мария Васильевна Салтыкова (1728—1792), фрейлина двора (09.12.1752), дочь Василия Салтыкова, который содействовал императрице Елизавете Петровне в её восшествии на престол, от второго его брака с княжной Марией Алексеевной Голицыной.





 В браке родились 4 сыновей и 3 дочерей.



Их отец - А.В. Олсуфьев был также почетным членом Академии художеств (с 1765 года) и членом Российской Академии (с 1788-го), в словарной работе которой он обещал принимать участие, сообщая «разные коренные слова, с иностранных языков происходящие».




По должности кабинет-секретаря Олсуфьеву приходилось постоянно общаться с широким кругом лиц, так как через него проходили все денежные выдачи из средств Кабинета Екатерины 11. Среди них были писатели, актеры, ученые. Ф. А. Эмин посвятил Олсуфьеву свой роман «Письма Эрнеста и Доравры» (1766).

 Скончался А.Ф. Олсуфьев в Петербурге 27 июня  1784 года и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. 

 О следующем владельце имения есть сведения только за 1800 год. Им стал английский купец Н.
А. Бландо. Возможно уже при нем здесь был выстроен красивый каменный господский дом. Рядом находилась оранжерея, все тот же сад, что при прежних владельцах, деревянные службы. На карте 1817 года значится  М.К. БЛАНДАУ. Вот только М.К. это не инициалы, а сокращение от мыза купца, а фамилия Бландау видимо трансформировалась в Бландо.

Как уже говорилось, дачу Олсуфьева-Бландо в 1844 года приобрел владелец соседнего имения Г. Г. Кушелев. Эту усадьбу он не перестраивал, ее дом, пруды, аллеи сада сохранялись до самой войны 1941-1945 годов. Уже 1950-х  на этом месте была построена известная больница, а на нижней террасе проложена березовая Аллея Славы со стеллой-памятником и якорем у  подножия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий