В рамках Санкт-Петербургского международного культурного
форума состоялась дискуссионная встреча в Манеже на Исаакиевской площади
четырех представителей великой Флоренции с петербургской общественностью.
Модератор дискуссии под названием «Культурная жизнь Флоренции: городская политика,
концепция развития и стратегии» ректор Санкт-Петербургского государственного академического института
живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Семен Михайловский,
представил гостей форума из Флоренции и попросил их рассказать, как они
совмещают при руководстве таким великолепным городом функции туристической
структуры с интересами граждан самого города.
Мэр Флоренции Дарио
Нарделла, сразу назвав две говорящие сами за себя цифры – на 380 тысяч жителей
Флоренции приходится 14 миллионов туристов в год, сказал: «Наш город - символ
гуманизма и синтез искусств, но это не музей самого себя. Наши главные музейные
сокровища - это наследие всего мира».
Но,
по его словам, не надо думать, что Флоренция живет только за счет туризма –
всего 15 процентов ВВП падает на эту долю, остальные средства дает
промышленность, которая оказывается, тоже есть во Флоренции, в том числе завод
по производству огромных линз для исследований космоса, мода – во Флоренции
родился Гуччи и многое другое. В последнее время немало внимания уделяется
именно моде, так как именно Екатерина Медичи, по его словам, изобрела костюм и
бижутерию. «Флоренция живет не только прошлым, но и современностью. Историю можно
и нужно изучать, но нельзя подделать. Китайцы могут построить наш город хоть в
натуральную величину, но кроме виртуального общения с музейными экспонатами,
необходимо и общение с шедеврами Боттичелли, Рафаэля, Микеланджело и не в
копиях. Города искусств – это место, где дух города дает почувствовать связь времен».
Но здесь, по его словам, очень важно качество туризма. «Когда на всю Италию дается
в туре 2-5 дней, а на Флоренцию несколько часов – это неправильно. К нам в город
нужно приезжать на несколько дней, чтобы почувствовать его и сходить не только
в музеи, но и в театры, на концерты, поучаствовать в наших многочисленных
фестивалях на его площадях» - сказал Дарио Нарделла.
Его выступление дополнил заместитель мэра города
по культуре, моде и дизайну Томмазо Сакки, сказавший, что его цель – организовать
многочисленные выставки на площадях и в парках Флоренции. «Со стороны
современных художников мы чувствуем большой интерес к этому направлению и
поддерживаем его.
Так в парке Бельведер развернута значительная экспозиция
публичного искусства. Мое направление – совмещение истории и современности во
Флоренции, ее экономики и культуры». Он привел 2 примера привлечения бизнеса к
сохранению памятников культуры: на реконструкцию фонтана Нептуна 1,5 миллиона
евро выделила индустрия моды и на сады Боболи вблизи палаццо Питти, где успешно
действует в том числе и Музей Костюма, Дом Гуччи выделил 2 млн евро. «Такие
частные инвестиции очень помогают содержать памятники культуры в хорошем состоянии,
а мы всячески поощряем их деятельность». Модератор задал вопрос о вкладе в доходы
города от вина, которым так славится как Тоскана в целом, так и Флоренция в
частности, и о гастротуризме, на что Томмазо Сакки подчеркнул, что в ходе многочисленных
городских фестивалей оба эти фактора хорошо срабатывают.
Артуро Галансино - генеральный директор
Фонда Палаццо Строцци во Флоренции рассказал о сложностях организации
современных выставок и о новых направлениях в работе их фонда. «Палаццо Строцци
– прекрасное здание как для проведения выставок современных художников, так и
для масштабных исторических. У нас с большим успехом прошла выставка Гончаровой
и в целом мы планируем уделить внимание искусству женщин разных эпох. Мы
работаем в том числе и с частными фондами».
Петербуржцы с нетерпением ждали, когда
слово возьмет директор Галереи Уффици Айке Шмидт, но его вдруг стал спрашивать модератор
Семен Михайловский о Дюрере, которого они не дали на одну из выставок, и только
после этого господин Шмидт стал рассказывать о значительной реконструкции залов
в Уффици, где созданы теперь прекрасные условия для картин Боттичелли - со
своим микроклиматом, специальным стеклом, его не нарушающим. В представленном
фильме было наглядно видно, как просторно теперь в этих залах, нет барьеров и
картины можно смотреть достаточно близко. «Прямой контакт с полотнами очень
актуален для посетителей – сказал он. -
Очень важны и рамы, которые у нас сохранены исторические, заказанные еще
Леопольдом Медичи. Рамы – это продолжение картины, подчеркивающие тайну
старинного полотна». По его словам, существует связь между ними и
произведениями искусства. Много интересного он рассказал и о коридоре Вазари,
где идет масштабная реконструкция. «Круглые окна, как иллюминаторы на корабле,
открыты в сторону реки Арно и улицы. Раньше было холодно в визарианском коридоре
зимой и очень жарко летом. Пожарные настаивали на реконструкции и с 2016 года
это музейное пространство было закрыто. Надеемся, в 2021 году открыть его масшатабной
выставкой автопортретов художников разных эпох, в том числе там будут представлены
и 40 полотен русских художников». Кратко
рассказал он и о костюмах в музее Питти, где в Музее Моды представлено 800
костюмов ХV111 века и 500 костюмов Х1Х-го. «Там проходят показы и современной моды.
Планируется также выставка «Римской и греческой обуви богов» - это античная
обувь.
Рассказал Айке Шмидт и о разных выставках, посвященных кино, в частности
о недавней выставке, посвященной Сергею Эйзенштейну, который, по его словам,
вдохновлялся идеями итальянского Возрождения и очень любил произведения
Леонардо да Винчи. Кроме того, во дворах флорентийских палаццо третий год
подряд проходят различные фестивали кино с абсолютно бесплатным посещением для
всех желающих, которые пользуются большим спросом как у флорентийцев, так и у
туристов.
В
конце встречи на петербургской земле, отвечая на вопрос какие фильмы о
Флоренции стоит посмотреть, все четверо флорентийцев стали их перечислять,
назвав первым «Окно с видом». И в завершении мэр Флоренции сослался на
прекрасные связи своего города с Россией в целом, на большой интерес к русскому
искусству – в Уффици, например, хранится 70 русских икон и множество полотен
русских художников. «Мы хотели бы укрепить взаимные связи между Санкт-Петербургом
и Флоренцией. Уже сейчас есть договоренность с Гергиевым, у нас большой интерес
к музыкальной истории Вашего города. Мы начинаем усиленно развивать музыкальные
школы, будем чаще приглашать ваши детские музыкальные коллективы к нам. А в
целом, Флоренция из 117 миллионов евро 80 миллионов тратит на культуру. Для нас
культура – это и здоровье нации». Он пригласил всех гостей форума и
петербуржцев чаще приезжать во Флоренцию с ноября по февраль, когда не так
плотен поток туристов, выходить гулять в 6-7 часов утра на ее улицы и площади,
гулять в парках, днем посещать ее неповторимые музеи, а вечером приходить в
театры и на концерты. И продолжать развивать связи между нашими городами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий