Часть вторая, сельскохозяйственно-конно-дачная
Двухдневный пресс-тур 21-22 октября 2020 года под названием "Сельский туризм на юго-западе Ленинградской области", организованный областным комитетом по туризму и Информационно-туристским центром 47 региона, был столь насыщенным по количеству объектов, что материал о нем пришлось разделить на две части. Поездка началась с посещения ранчо "Золотая Подкова" около деревни Черново в Гатчинском районе, Итак, анонс посещенных мест.
Ранчо "Золотая подкова"
Эко-ферма "Семейная"
Страусиная ферма "Львиный страус"
Молочная ферма "Ранчо Рикон"
"Конный завод "Калгановский и музей при нем
Ранчо со счастливой судьбой
И если в городе одно занятие стоит порядка 2000 рублей, то у них около 800, так как с детьми работают профессиональные инструкторы – иппотерапевт, психолог, волонтеры.
Кроме того, на ранчо "Золотая подкова" постоянно изыскивают способы решить вопрос коррекцией оплаты для детей из многодетных семей и детских домов.
Рассказала она и о дальнейших планах развития ранчо "Золотая подкова" - это создание туристского эко-комплекса, для которого уже построены три гостевых дома для комфортного проживания со всеми удобствами.
Несколько лет назад это еще было только в планах, и вот уже Светлана нам все это показывает воочию. Мечтала о создании туристического агрокомплекса, чтобы все желающие могли погрузиться в жизнь настоящего фермера – подоить корову или козу, покормить кур и кроликов, научиться ухаживать за домашними животными, пасти лошадей, принять участие в заготовке сена. И это воплотилось в жизнь.
Успеха во всех начинаниях этому славному семейному ранчо, с таким милым брендом -"Золотая подкова". Случайно написала - счастливая подкова, хотя и впрямь эта семья такая.
У них 300 голов скота, для которого ежегодно надо заготовить 350 тонн сена. На эко-ферме 20 единиц техники.
Но главное, устроили восхитительную дегустацию производимой молочной продукции. Вы только посмотрите какие роскошные столы для нас накрыли.
У любителей молочных продуктов глаза разбежались: просто молоко отменного качества и молоко топленое, кефир, ряженка, сметана, творог зернистый, творожная масса с разными добавками, йогурт и тарелка с разными сырами были отменными на вкус.
Такого количества выставленного на пробу не смогла осилить даже наша группа в 16 человек и нам разрешили оставшееся взять с собой, а также пригласили докупить все, что захочется.
Дальше я немного нарушу последовательность осмотра объектов и расскажу об еще одной молочной ферме, вернее это "Ранчо Рикон".
Как канадец, застряв в России, открыл молочную ферму
Почти уже в сумерках и при сильном дожде мы добрались на еще одну ферму, которая в наших "путевых листах" именуется молочной фермой "Ранчо "Рикон", а на вывеске в крошечном помещении, где нас принимали, значится
Удивительную историю рассказал Герман Лейман, выходец из Латвии, долгие годы проживший в Канаде. Специалист по полупроводникам, он в 2003 году получил предложение ЛЭТИ открыть здесь лабораторию. Так что с Россией он был знаком, часто приезжал сюда по делам, а когда в 2008 году, он потерял зрение, то решил заниматься фермерством. При своей большой любви к лощадям, он завел здесь своеобразный пансион для них, то есть брал к себе отслуживших лошадок и устраивал им заслуженный отдых.Сейчас на ферме около 20 таких лошадей, они без узды и находятся на свободном выпасе. По его словам, лошади очень компанейские и если их правильно воспитывать, они перестают чувствовать разницу между ними и человеком: "У нас пала 32-летняя лошадь и два ее товарища были в настоящем трауре - рассказал он. - Здесь у нас условия близкие к натуральным и наши лошади очень общительные".
А причем же здесь молочная ферма - подумали мы, и Герман рассказал, что они давно подумывали завести коров, а когда из-за пандемии он застрял в России на неопределенный срок, то решили - время настало. Сейчас у них 9 коров, пять из которых дойные. Они завели свою сыроварню, которую планируют расширять. Сейчас у него есть компаньон Маргарита, которая познакомившись с нами, предложила сразу провести дегустацию сыров, так как лошади были на выпасе, а идти туда под дождем было бы сложно. Ну а нас, конечно, уговаривать не пришлось.
Попробовать нам принесли три вида сыра.
Абанданс" - полутвердый сыр из коровьего молока, изысканный "Марсия аль Вино" козий сыр с вином, оба производимые по французской технологии, и еще один сыр - мягкий в очень необычной оболочке из черного перца, который делают по швейцарской схеме приготовления.
Все они оказались отменно хороши, и нам приносили все новые порции для дегустации. Тут же посыпались заказы, и я решила взять себе шайбочку самого необычного из них - последнего, так как с винным духом стоил около 3000 рублей за кг, второй ближе к этому, а выбранная шайбочка потянула всего на 200 рублей. Его необычный вкус оценили мои родные.
Потом принесли еще и паннакоту с ягодами, тоже отменного вкуса, сметану и предложили приобрести молоко. Тут уж меня не надо было уговаривать - я купила большую бутылку всего за 100 рублей, чем очень порадовала своего внука.
К этому времени дождь немного приутих, часть лошадей вернулась с выпаса, и они стояли в стойлах, можно было посмотреть и коров. И мы отправились в гости к животным.
Что-то мало тут лошадок - подумала я, но как только вышла из конюшни, сразу увидела тех, кто возвращался со свободного выпаса. Но свернули они не к стойлам, а отправились к нашему автобусу.
Сначала этому удивилась, а сейчас подумала - может они привыкли, к тому, что когда приезжают туристы, они их чем-то угощают.
Кстати, мы спросили Германа насчет кормления кроме выпаса. Он рассказал, что много откуда им поставляют яблоки, фирма "Пятерочка" делится отходами фруктов и овощей, а зарубежные друзья перечисляют средства на содержание лошадок-пенсионеров. По его словам, сейчас в интернете можно найти по 50-60 объявлений о том, что просят куда-нибудь пристроить коней.
Ну а риконовские лошадки, не застав туристов рядом с автобусом, отправились к своим, знакомым работникам ранчо. Здесь их кроме хозяев несколько: трое рабочих, еще трое трудятся на сыроварне. Вот и угощавший нас сырами главный сыровар Иван Михайлович взялся угощать уже своего питомца, вот такого красавца.
А нам оставалось только попрощаться с ними из окна автобуса,
а также с гостеприимными хозяевами ранчо и отправиться в гости к другим лошадкам - на конный завод Калгановский.
Курдюмовский, Калгановский, Звездочка и снова Калгановский конный завод
На конезавод нас привезли уже совсем в темноте и под сильным ливнем, поэтому сразу повели в музей, так как на улице уже просто ничего не было видно. Музей, конечно, создан на голом энтузиазме стараниями настоящих подвижников, таких как его директор Виктория Ярмухаметова.
Она рассказала, что завод был основан в начале ХХ века Георгием Курдюмовым в своем имении. Его макет есть в музее.
Конюшня для лошадей была прекрасно оборудована: в ней был даже камин, имелся просторный манеж.
Курдюмов закупил 12 орловских кобыл и двух орловских жеребцов по имени Хрусталь и Лорд. Они выступали на петербургском ипподроме и получали призы.
После революции и Гражданской войны завод был разграблен, в 1922 году национализирован. На его месте появилась Государственная заводская конюшня, где осталось, сильно поредевшее, поголовье орловских рысаков. Но завод действовал и развивался, на фотографиях сохранилась история тех достижений.
Но случилась вторая война с трагической историей орловских рысаков: всех лошадей эвакуировали в Вологодскую область, затем в теплушках отправили в Йошкар-Олу и больше они сюда не вернулись.
Однако, после войны Калгановский завод вновь стал центром коневодства в Лужском районе. Хозяйство медленно, но верно развивалось и в 1967 году снова получило статус Государственного конного племенного завода. Здесь разводили три породы: орловский рысак, тракиненская и тарийская. Хозяйство стало гордостью всего Северо-Западного региона, и в этом была большая заслуга профессора Афанасьева.
В музее много скульптур, выполненных знаменитым скульптором - это работы Виктора Ивановича Бажинова.
Когда пришли сложные перестроечные времена, коневодство стало одной их нерентабельных областей сельского хозяйства. Завод переживал сложные времена, лошади голодали. Сотрудникам завода три года не платили з/плату, но они продолжали ухаживать за лошадьми. В этот сложный период ни одну лошадь не отправили на мясо, все поголовье было сохранено. Но завод был продан в частные руки и началось его постепенное уничтожение. В 2005 году оставшиеся 30 лошадей были проданы и завод прекратил свое существование.
И все-таки Калгановский завод возродился. Собрались энтузиасты и создали конно-спортивный клуб «Звездочка». По крупицам стали собирать историю завода, возрождать его традиции. Ныне здесь ежегодно проводится Фестиваль орловского рысака Северо-Запада, идут увлекательные экскурсии и конно-спортивные праздники, уроки с тренером и работает детская секция.
И только фото коллеги оказалось качеством получше - как раз запечатлен момент, когда нам разрешили покормить породистых лошадей.
Экскурсия закончилась, лошадей увели, а мы загрузились в автобус, но еще долго перед глазами стояли выправка и стать этих красавцев.
Вне хронологии посещения расскажу еще о двух объектах осмотра, где мы побывали.
Львиный страус в бывшем имении Половцевых
Когда я прочла в программе название поселка Дзержинского в Лужском районе, то сразу вспомнила, что это территория бывшего богатейшего имения Рапти А.А.Половцева, где я побывала с экскурсией 15 лет назад. Лелеяла мысль, что и на сей раз нам все-таки покажут остатки дворца, великолепные перспективы с видом на Череменецкое озеро, но... Нам об этом довольно подробно рассказали по дороге, даже показали фото бывшего дворца, но привезли точно по указанной программе - к страусиной ферме "Львиный страус".
Ее владелец Константин Власов довольно подробно рассказал о привычках и особенностях этих удивительных существ
и продемонстрировал трех своих питомцев.
Красавец с красным клювом на переднем плане - самец, а две его подруги - самочки. Им всем по 7 лет.
Рассказывая о них, Константин говорил с явной любовью, но несколько раз повторил, что эти птицы довольно глупые, плохо что-либо помнят и имеют очень маленький мозг, по размеру равный их глазу. При этом они очень сильные и выносливые. А их убойная сила и вовсе поразительна - был случай, когда в Африке страус убил льва. Но если вы думаете, что он при этом использовал мощный клюв, то ошибаетесь - он убил его своей двупалой лапой.
Может это обстоятельство сподвигло Константина назвать свою ферму именно "Львиный страус", о чем свидетельствует надпись на забавном колоколе, висящем на таком странном сооружении с флагом.
На заднем плане виден загон с гусями, коих хозяин потом выпустил вместе с утками, цесарками и прочими птицами из своего хозяйства, и их просто затискали члены нашей группы. Даже удивительно было смотреть, как взрослые женщины умиляются от их вида. А что уж говорить о детях, которые часто приезжают сюда, кто с группами, кто просто с родителями. Для них проводят экскурсии с кормлением птиц.
Вот и нам разрешили покормить страусов, что вызвало тоже почти детский восторг. А меня поразили просто невероятные причуды совпадений гибкой шеи страуса с изгородью.
А здесь даже двух.
Покидаем страусиную ферму под мелким непрекращающимся дождем, а меня все не покидает мысль - что бы подумал сенатор А.А.Половцев, узнав, что через 100 с лишним лет на месте его великолепного имения, которое сравнивали с Версалем, будут разгуливать гуси и утки, и пусть даже такие экзотические существа как страусы.
В дореволюционной Сиверской было шесть театров и два кинематографа. В них играли труппы столичных театров, выступали знаменитые артисты.
А вот чай пили непременно за круглым столом под оранжевым абажуром из обязательного тульского самовара.
И эти предметы уже скорее из переходной эпохи, которая представлена в зале 4.
Если до революции Сиверскую считали «Русской Швейцарией», то в советское время появилось новое название «Крым для бедных» - на фотографиях Сиверской того периода - надпись:«Крым». Количество отдыхающих на Сиверской с 40 тысяч возросло до 120 тысяччеловек за сезон. Наряду с массовым отдыхом в Сиверской сохранился
индивидуальный, семейный отдых. Многие сиверчане сдавали помещения для летнего отдыха дачникам. Снять можно было дом, комнату, времянку – кому, что
позволял кошелёк.
Здесь уже почти каждый из нас узнает тот или иной предмет.
Непременный круглый стол для приема гостей, с тем же самоваром тульского производства, но уже со стаканами в подстаканниках - они до сих пор у меня сохранились.
В глубине проглядывают телевизор КВН и кресло-качалка.
Но я скорее помню более поздний телевизор, и вот такое устройство для проявления и печатания фотографий, которыми активно пользовались и в моей семье.
А такие слоники на комоде, репродукция картины, искусственные цветы в узкой вазе - картинка из жизни моей свекрови.
Кровать с шишечками в углу комнаты на мои снимки на попала, а вот куцый коврик над ней просматривается. С удивлением прочла на сайте музея, что такие коврики оказывается завозили из ГДР.
Все это как-то особой ностальгии не вызвало, а вот следующий зал скорее произвел даже отталкивающее впечатление. Это так называемая пионерская комната. Дело в том, что я с детства ненавидела такие лагеря. Побывала только в одном в младшем школьном возрасте и на всю жизнь поняла, что ходить строем - это не для меня, как и жить в комнате на несколько десятков детей, где в нашем случае даже было ужасное: мальчики слева, девочки справа, поэтому горны и барабаны вызвали во мне что-то вроде зубной боли.
И хотя мы тогда еще не знали, что слово "лагеря" в СССР имеет страшный подтекст, но я даже тогда понимала, что это подневольное существование. И действительно, все начиналось вот с этого:
По распоряжению Петроградского отдела народного
образования в 1919 году сюда были привезены 295 осиротевших беспризорниковот 7 до 15 лет, для которых была организована первая сиверская школа-колония, разместившаяся в бывшей усадьбе барона Фредерикса. Также под колонию был занят Белогорский замок.
Значит разграбление дворянских усадеб началось уже тогда, потом была война, оккупация и все прочее. Так что поздно спохватились, хотя пример Мишкиной дачи доказывает - при большом желании дворянскую усадьбу воссоздать все-таки можно.
Чтобы не заканчивать на грустной ноте пионерских лагерей, немного расскажу о своем детстве. Мне повезло - у нас сохранился родовой дом в маленьком городке на Рязанщине. Бывший купеческий, средней руки, деревянный, но на каменном фундаменте, а главное с большим тенистым садом. Мои бабушка и дедушка купили его с обременением в виде больной родственницы умиравшего купца за весьма небольшие деньги в 1931 году и его первоначального облика - с липовыми аллеями и клумбами я не застала. Мои родственники посадили там яблони и удивительный финиковый крыжовник, бузину и сирень. Вот в этом замечательном саду я и проводила все свои каникулы вместе с кузиной. Там были у нас свои клады, игры, секретики. И купаться мы ходили не строем, а вдвоем на речку Верду и лет с 10 вообще без взрослых, беря с собой собаку Джульбу. И много много всего было замечательного в нашем детстве в старом доме с садом. И никаких тебе горнов на побудку, вставали, когда высыпались, бадминтон у нас был, и мы в него тоже самозабвенно играли, а по выходным гуляли в прекрасном Горсаду - так тогда назывался парк. Так что не пионерское у меня было лето, хотя конечно, в ряды их, нас всех принимали, не спрашивая.
Такие вот воспоминания навеял на меня музей "Дачная столица", не самые веселые. Но это наша история, ее как и слова из песни, не выкинешь. Но было и много хорошего - родные трудились много и с одним выходным, но были очень веселыми, постоянно устраивали семейные съезды, все вместе ездили за грибами и прочее, прочее.
А наша поездка по юго-западу Ленинградской области все-таки подошла к концу. Пора, наконец, заканчивать и так сильно разросшийся рассказ о ней, добрым словом вспомнив еще раз ее организаторов - комитет по туризму Ленобласти и информационно-туристский центр.
Комментариев нет:
Отправить комментарий