пятница, 15 января 2021 г.

Художник, основатель "Мира искусства" и театральный деятель Серебряного века

 К 150-летию со дня рождения Александра Бенуа

9 декабря в Михайловском (Инженерном) замке открылась  отлично организованная выставка произведений Александра Бенуа (1870 - 1960) – художника, критика, историка искусств, основателя и идеолога художественного объединения «Мир искусства», представителя прославленной творческой династии и ярчайшего деятеля Серебряного века русской культуры.





Мне удалось попасть на эту выставку уже на следующий день – 10 декабря, но множество предновогодних выставок в других музеях, три кинофестиваля, хвороба, потом приезд внуков, затем сразу сами новогодние праздники не способствовали продуманным описаниям своего впечатления от этой прекрасной выставки. И вот черед настал – пора браться за материал о ней для своего блога и сразу выскажу сожаление.

 Русский музей к началу работы выставки выпустил прекрасный каталог о ней,  я его внимательно просмотрела и мне он очень понравился.

 

Но по стечению обстоятельств я как раз в этот день шла еще и в Эрмитаж, а нести с собой увесистый каталог у меня просто не было сил. И теперь я очень жалею о его отсутствии в моей личной библиотеке. 

  В целом, на экспозиции в нескольких  залах представлены живописные и графические произведения А. Бенуа 1890-х – 1930-х из коллекции Русского музея, среди которых исторические и жанровые композиции, пейзажи, книжные иллюстрации, театральные эскизы.

Художник был очень многогранный.

Портрет А.Бенуа кисти его друга Л. Бакста



Первый зал экспозиции  с живописными произведениями А.Н. Бенуа. В них отражены увлечения и интересы мастера.

Мир театра, и особенно старинного театра, был близок Бенуа с детства. Картины «Арлекинада» и «Итальянская комедия» (обе – 1906) воскрешают наивную и балаганную атмосферу итальянской комедии масок.

 

 Излюбленная тема Бенуа – эпоха Короля-Солнца – предстает на картине «Маскарад при Людовике XIV» (1898).

  В небольшом втором зале, кроме работ версальской темы - одной из любимых в творчестве А.Бенуа, например, «Людовик XIV. Кормление рыб», 



 организован показ замечательного документально-биографического фильма об Александре Бенуа. Мне удалось заснять некоторые кадры, и я решила показать их здесь, так как они великолепно иллюстрируют всю его жизнь.

А.Н.Бенуа родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора А. К. Кавоса. Начальное образование получил в гимназии Человеколюбивого общества, окончил гимназию Мая..



Некоторое время он учился в Академии художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета

 и начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».





В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции.


Отсюда его увлечение французские мотивами, особенно Версалем.

А.Н.Бенуа с
тал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал вместе с друзьями.







Остановимся пока на этом эпизоде фильма и вернемся в залы  экспозиции.

Бенуа и театр - такова тема следующего зала.








В Мариинском театре Бенуа совместно с балетмейстером Михаилом Фокиным осуществил постановку балета Николая Черепнина «Павильон Армиды». Спектакль и серия эскизов декораций и костюмов к нему (1907) принадлежат к высшим достижениям национального театра и оказали сильное влияние на театральное искусство Европы.

С организацией Сергеем Дягилевым Русских балетных сезонов для Бенуа начался новый этап творчества, в котором театр занял главное место.

Это кадр из фильма, но я не поняла причем здесь Николай 11.

Бенуа возглавлял художественную часть «сезонов». В Париже он смог реализовать замыслы, связанные с его давним увлечением балетом. Вместе с Фокиным он создавал спектакли, дававшие удивительные образцы синтеза музыки, хореографии, цвета. Оформленные им балеты, среди которых «Петрушка» Игоря Стравинского, стали классикой мирового театрального искусства. При этом Бенуа был не только художником, но и постановщиком балетов. В России он несколько лет сотрудничал с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, оформляя и режиссируя спектакли в Московском художественном театре («Мнимый больной», 1912-13).

Продолжает экспозицию зал, посвященный Бенуа-иллюстратору. 

Впервые художник попробовал себя в иллюстрации, создав рисунки на темы родной истории для книги Николая Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век», к повестям Пушкина «Капитанская дочка» (1904) и «Пиковая дама»


Особое место занимает первая серия иллюстраций к поэме «Медный всадник» (1903) – шедевр отечественной книжной графики. Над «Медным всадником» Бенуа работал и в последующие годы.





Остроумно сочинена «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1904), предполагающая внимательное «прочтение» детали за деталью («Театр», «Яблоня»).






Также в этом зале  гуаши историко-бытового жанра, запечатлевшие Павла I, Александра I, великого князя Николая Павловича с супругой Александрой Федоровной. Эти произведения положили начало серии композиций Бенуа на темы русской истории, решенных в том же ключе. Первой среди них была известнейшая картина «Парад при Павле I» (1907) – иллюстрация к «Русской истории в картинках». Из других подобных работ выделяется выразительная гуашь «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910).





Прежде, чем оказаться в последнем зале экспозиции, вернемся к фильму, прекрасно снятому и филигранно оформленному вкраплением портретов в картины, пейзажи, сюжеты.

Итак, 1916 год, много напряженной работы, счастливая семья, созданная в какой-то мере несколько вопреки воле родителей, но в России революция, и А.Н. Бенуа пытается приспособиться к новой жизни. 

В 1918 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра.

Но все чаще он слышит критику в свой адрес, видит недоброжелательность, а тем временем его зовут в Париж.  В фильме есть такой кадр: здесь он еще сидит в своем кабинете

а дальше в кадре уже непрошенные гости

В краткой официальной биографии сказано:

.В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. В последние годы работал над обстоятельными мемуарами.

Вот об этих мемуарах и хотелось бы немного рассказать. Я взялась их перечитывать перед написанием этого отзыва о посещении выставки и погрузилась в такое богатство стиля, прекрасных описаний Петербурга, а главное семьи Бенуа в нескольких ее поколениях, в которой было столько выдающихся представителей художественной интеллигенции, что обо всех и не рассказать. Очень советую прочесть этот двухтомник

https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/458190-aleksandr-benua-moi-vospominaniya-kniga-pervaya.html

А на выставке на многих из них можно посмотреть в последнем зале экспозиции.











Но все проходит, прошло и время жизни на земле прекрасного художника и автора великолепных воспоминаний Александра Бенуа. В последнем зале экспозиции находится его портрет в  зрелом возрасте.





Это 1944 год - А. Бенуа здесь 74 года. А прожил он еще немало - умер в 1960 году - 90 лет от роду.


В фильмы есть такие кадры последних лет его жизни.





Во втором зале выставлена такая его картина, очень передающая атмосферу его жизни, на мой взгляд.

Таким, с тросточкой, как в этом кадре вышеназванного фильма, он и был в жизни, оставив нам так много прекрасных воспоминаний о Петербурге и Серебряном веке.

  

А ниже те, кто вместе с ним составлял ту прекрасную эпоху.




 


 


Комментариев нет:

Отправить комментарий