среда, 1 июня 2022 г.

Феномен Брейгелей на берегах Невы

 В красивейшем Большом зале Дворца Меншикова на Университетской набережной на днях открылась долгожданная выставка «Брейгели. Продолжение династии. Фламандская живопись из собрания Валерии и Константина Мауергауз». Ее особенность в том, что организована она Эрмитажем исключительно из картин московской частной коллекции, которые гостят на берегах Невы.






      В последние годы, часто бывая в Эрмитаже, я все время давала себе слово, что выберу время и подробно разберусь какую картину из увиденных мною там, а также в Венском историческом музее и других мировых собраниях, кто именно написал из знаменитой династии Брейгелей. И вот такое время настало - к нам приехали картины представителей этого семейства из московской частной коллекции.

 Эти полотна младших поколений фламандской династии Брейгелей выставлялись год назад в Подмосковье и теперь, в несколько усеченном составе, прибыли в Санкт-Петербург.

На экспозиции представлены 28 живописных произведений выдающихся фламандских мастеров XVI – XVII веков: Питера Брейгеля Младшего (Адского) и Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), сына последнего Яна Брейгеля Младшего и правнука Яна ван Кесселя Старшего.



Основоположник династии – Питер Брейгель Старший был безусловно самым гениальным художником в этой семье. Несправедливо названный Мужицким, он был философом и глубоким исследователем характеров персонажей, которых изображал в своих произведениях. Но проживший так мало – родился в 1525 году, умер в эпидемию 1569 года, он оставил в веках всего чуть больше 40 картин и ни одной из них нет ни в музеях, ни в частных коллекциях России.


Питер Адский и Ян Бархатный - сыновья Брейгеля Мужицкого, выступили талантливыми продолжателями и умелыми популяризаторами отцовской традиции во фламандской живописи XVII столетия.

Питер Брейгель младший-Адский, произведений которого на выставке в Меншиковском дворце больше всего – их  11, представлен на ней в разных жанрах.


Как рассказал приглашенный куратор этой выставки, профессор из Москвы Вадим Садков, про эту выставку можно говорить очень долго. Если у многих есть возможность посещать крупнейшие музеи, то частная коллекция не имеет постоянного доступа для широких масс посетителей, этим и ценны такие выставки.

«На одной выставке в Эрмитаже несколько лет назад присутствовали картины из коллекции четы Мауергауз, а сегодняшняя выставка уже целиком сделана на материале этого частного собрания и дает возможность познакомиться с трудно доступными памятниками искусства» - утверждает искусствовед. – Эта коллекция демонстрирует вещи из самой крупного и полного собрания такого рода материалов и является одной из лучших в мире по подбору как качественному, так количественному произведений младших представителей династии Брейгелей».



Эта коллекция в первую очередь отражает разные жанры, манеры исполнения двух сыновей основоположника династии Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого).

Его старший сын и тезка Питер Брейгель, прозванный Адским, произведений которого на выставке в Меншиковском дворце больше всего – их 11, представлен на ней в разных жанрах. Одним из главных экспонатов здесь является настоящий шедевр под названием «Добрый пастырь», который долгое время, благодаря высокому качеству живописи, исследователи приписывали кисти самого Питера Брейгеля Мужицкого.


Следуя несохранившемуся оригиналу отца, Брейгель Младший представляет совершенно уникальную интерпретацию сюжета, не имеющую аналогий в мировом искусстве.  Он совершенно отходит от традиционной иконографии, представляющей образ Христа, держащего на руках агнца – символа человечества, а здесь на него бросается волк, и стадо агнцев разбегается.

И тут мне вспомнилась знаменитая строка Мандельштама:

"Мне на плечи бросается век -волкодав..."

Вадим Садков уточнил, что это он посоветовал чете Мауергауз купить эту картину на аукционе Кристи в 2014 году, и теперь она чуть ли не самое дорогое украшение их коллекции.

Рассказал он подробности и о таком знаменитом произведении Питера Адского, как «Богач и льстецы», которое имеет форму круга. Рама здесь подлинная авторская с надписью на языке оригинала.





Подобные произведения создавались как декоративные «тарели» и служили украшениями, которые ставились на камины или вешались на стены. Они исполнялись по образцу произведений его отца, у которого есть композиция из 12 пословиц на доске семнадцатого века, куда врезаны такие круглые тарели. На этой выставке 4 круглых картины Питера Адского, но это не одна серия, они были написаны в разные годы и для разных циклов.





Подолгу  невозможно было  себя заставить отойти и от других работ Питера Брейгеля Младшего с их огромным количеством колоритных персонажей, тонко схваченными сценками деревенского быта.

Это и его знаменитый "Бобовый король"




 "Перепись в Вифлееме"


И другие его картины  





Младший из братьев  Ян  Брейгель Бархатный также выполнял реплики с картин отца, но в его творчестве больше прослеживаются отличные от отца и брата камерные пейзажи, натюрморты, картины на сюжеты из священной истории и древней мифологии и другие темы. Его картин на данной выставке всего 3.




 Ян Брейгель Бархатный ценился всегда, дружил с Рубенсом – есть полотна, написанные в сотрудничестве с ним. Писал он картины и в содружестве  с другим художниками. На этой выставке представлено также такое произведение из коллекции четы Мауергауз


По словам куратора, в Эрмитаже прекрасная подборка работ этого художника, и сейчас его работы трудно найти,  а картины из коллекции супругов Мауергауз хороши тем, что они другого типа, чем в Эрмитаже, или в Пушкинском музее.  

«Он был создателем архетипа изображения букета цветов с внутренней символикой, – утверждает Вадим Садков – причем это был букет, который невозможно собрать в природе, так как в его составе цветы, которые цветут в разное время года и тем самым художник показывает, что его творчество выше самой природы».



Чем хорошо фотографирование - ты можешь заснять увеличенный фрагмент


По мнению все того же Вадима Садкова, Ян Брейгель Старший -Бархатный – художник аристократического склада, писавший в тонкой изящной манере с тщательной проработкой каждой детали для состоятельных заказчиков, которые могли оценить мастерство и деликатность живописи этого художника.

На данной выставке представлен также  его сын, он же и внук Питера Брейгеля Старшего – Ян Брейгель младший, который, по мнению московского куратора, «как Питер младший популяризировал картины своего отца Питера Старшего,  так Ян младший популяризировал картины своего отца Яна Старшего Бархатного и после его смерти  завершал его работы». Но безусловно он писал и реплики картин отца Яна Бархатного, и свои замечательные картины, но часто также в духе отцовских. Например, в представленной коллекции это тоже букет цветов.





И на выставке есть такие его полотна.






Но меня больше всех других его работ привлекло на этой выставке вот это полотно.




Несколько раз к нему подходила, сфотографировала и увеличенные  фрагменты. Необыкновенно тонкая прорисовка деталей, множество самых разных предметов, несколько животных, в том числе дикобраз и попугай. 




За разъяснениям я подошла еще к одному куратору, на сей раз от Эрмитажа, Алисе Мезенцевой, которая сказала, что это довольно распространенный сюжет и традиционный, в частности есть такая картина у Рубенса. Множество деталей объясняется тем, что такова была традиция в изображении кузницы Вулкана.

Но я как человек въедливый, нашла страницы в замечательном каталоге к этой выставке - образец его лежал там же на столике, и прочла следующее.






 И, наконец, четвертое поколение Брейгелей здесь представляет правнук основателя династии - Ян ван Кессель Старший, его творчество показывает, как искусство трансформировалось на протяжении 17 века.  Четыре небольших картины на медных пластинах на тему басен Эзопа, были купены коллекционерами 15 лет назад. 







В произведениях Брейгелей воплощены сентенции человеческой мудрости, возникшие в глубокой древности, но вечно живые. В их творениях присутствует «мужицкий» юмор в сочетании с трагической иронией. Брейгели часто обращались к притчам, иносказаниям, предлагая зрителю поучение и назидание. Они многое оставили без объяснений, призывая зрителя к размышлениям об истинах веры и тайнах Царствия Божьего – земного и небесного. 

Шедевры живописи, созданные прославленной династией Брейгелей, на выставке дополнены рядом произведений их современников, работавших в разных жанрах, среди которых – Себастьян Вранкс, Ян ван Кессель Старший, Иосе де Момпер и Франс II Франкен.






А в целом эта грандиозная коллекция собирается около 20 лет.

Как рассказала ее хранитель, еще один московский куратор, Екатерина Долгова, располагается она в домашнем собрании четы Мауергауз, для чего было приобретено большое, но уютное помещение с климат-контролем.


«Картины выходят в свет на таких выставках, передать их в музей на временную экспозицию – значит поставить картины на пьедестал почета, чтобы они пожили общественной жизнью – утверждает куратор. - Они попадают в каталог, там описано как им живется в частной коллекции, как они были выбраны и приобретены. Это то, для чего художник пишет свои произведения».

 «Эрмитаж представляет здесь два феномена – знаменитую семейную коллекцию, известную целенаправленностью осмысленного собирательства и – семейную живописную школу, оригинально сочетающую разнообразие и единство в творчестве нескольких поколений.   Напомню, что недавно мы торжественно выставляли реставрированную «Проповедь Иоанна Крестителя» – реплику Питера Брейгеля Младшего с картины Старшего», – отметил гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

В целом, искусствоведы называют это явление в художественной жизни Фландрии «феноменом Брейгелей».

К данной выставке, которая продлится до 28 августа 2022 года, издан прекрасный научный иллюстрированный каталог «Брейгели. Продолжение династии. Фламандская живопись из собрания Валерии и Константина Мауергауз». Его можно будет приобрести в самом Эрмитаже после 7 июня.

              ххх

Ну а я, выйдя из красивого Большого зала, не могла не пройти и по другим залам Меншиковского дворца.










Но раз уж оказалась на Васильевском острове, нельзя было и по нему не прогуляться, тем более это был не просто солнечный день, а День нашего города.






Кажется. у Ахматовой есть строка: "А он все длился, прекрасный этот день".

и я решила поехать на Елагин остров смотреть тюльпаны, так как на следующий день обещали дождь.


А там вот такая красота









Но и это еще не все. Я поехала на 10 автобусе с Крестовского острова до Балтийского вокзала и виды из окна были просто восхитительные





И последним подарком в этот день была еще и радуга над моим домом.



Комментариев нет:

Отправить комментарий