В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открылась выставка одного из важнейших художников эпохи Раннего Возрождения — итальянского гения Андреа Мантеньи.
На этой временной экспозиции под названием «Формулы Андреа Мантеньи. Северо-итальянская графика и возрождение Античности» представлено более 250 памятников гравюры и рисунка, скульптуры и декоративно-прикладного искусства (резных камней, керамики, фрагментов доспеха).
В центре внимания – семь собственноручных
гравюр Андреа Мантеньи, одного из самых важных мастеров Раннего Возрождения.
Это листы «Положение во гроб», «Христос между святыми Андреем и Лонгином», две
половины «Битвы морских божеств», «Богоматерь с младенцем» и парные гравюры
«Вакханалия с Силеном» и «Вакханалия с винной бочкой».
Куратор
выставки – Любава Чистова, научный сотрудник Отдела
западноевропейского изобразительного искусства, доказала в ходе пресс-показа
журналистам то, что творчество Андрея Мантеньи связано
в первую очередь с Античностью. Он пытался оживить и продолжить великое
древнее искусство, для чего выработал особый метод - находил в произведениях античных
мастеров наиболее выразительные позы и композиции, считая их своеобразными
формулами, выражающими пиковые эмоции, а затем использовал их.
Например, двухчастная гравюра «Битва морских божеств» Андреа Мантеньи – своего рода перевод рельефа на язык гравюры. По словам куратора, античные мотивы, использованные в этих листах, заимствованы, вероятнее всего, из рельефов древних саркофагов. Особенно наглядно это демонстрирует представленный на выставке фрагмент саркофага римской работы III века – он украшен изображениями морского кентавра и нереиды.
А вот ярким примером влияния образов Мантеньи на художника следующего поколения является гравюра Альбрехта Дюрера «Морское чудовище», где образ чудовища и центральная женская фигура, видимо, как раз вдохновлены «Битвой морских божеств».
«Французский философ Дени Дидро назвал гравюру «апостолом искусства», - сказал, открывая названную выставку, заместитель заведующего отделом западноевропейского искусства Эрмитажа Михаил Дединкин. - Этот вид искусства легко проникал сквозь границы, завоевывал новые страны, распространялся широко и повсеместно. Андреа Мантенья был одним из тех, кто сделал это искусство великим. Представленным листам бумаги более пяти веков, они выжили и принесли нам, как апостолы, искусство мастера эпохи Раннего Возрождения».
Большую роль в экспозиции играют камеи - один из основных
иконографических источников, который одно время давал информацию об античности.
Мантенья находил вдохновение в искусстве античности и создавал принципиально
новое искусство.
Сюжет его гравюры «Положение во гроб», невольно сопоставляют с представленной на выставке работой с одноименным названием кисти Тарофало.
И как тут не вспомнить бессмертное полотно Андреа Мантеньи «Мертвый Христос», украшающее Пинакотеку Брера в Милане, но как сказала куратор выставки, гравюр с этой картины вообще не создавалось.
Так что гравюры с тех
работ мастера, что представлены на данной выставке - это настоящее чудо, ведь
им по пять столетий, а они все же дожили до настоящего времени.
Выставка ярко
доказывает, что хотя искусство гравюры, по уверению некоторых, менее
зрелищно, чем живопись, но оно напрямую связано с тиражированием и передачей
образов. Именно превращение образов разворачивается здесь перед посетителями
как история о запутанных связях между произведениями разных столетий.
Выставка, организованная совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Российской Государственной Библиотекой, Российской Национальной Библиотекой, продлится до 18 февраля, посетить ее можно по входному билету в Главный музейный комплекс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий