вторник, 21 ноября 2023 г.

Гравюры Андреа Мантеньи заговорили

 В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открылась выставка одного из важнейших художников эпохи Раннего Возрождения — итальянского гения Андреа Мантеньи.


На этой временной экспозиции под названием «Формулы Андреа Мантеньи. Северо-итальянская графика и возрождение Античности» представлено более 250 памятников гравюры и рисунка, скульптуры и декоративно-прикладного искусства (резных камней, керамики, фрагментов доспеха).

 В центре внимания – семь собственноручных гравюр Андреа Мантеньи, одного из самых важных мастеров Раннего Возрождения. Это листы «Положение во гроб», «Христос между святыми Андреем и Лонгином», две половины «Битвы морских божеств», «Богоматерь с младенцем» и парные гравюры «Вакханалия с Силеном» и «Вакханалия с винной бочкой».

Основная задача выставки – проследить ход мысли мастера, показать античные и средневековые прототипы его образов, а также продемонстрировать, как распространялись и видоизменялись его идеи в произведениях учеников и подражателей.

Куратор выставки – Любава Чистова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства, доказала в ходе пресс-показа журналистам то, что творчество Андрея Мантеньи  связано  в первую очередь с Античностью. Он пытался оживить и продолжить великое древнее искусство, для чего выработал особый метод - находил в произведениях античных мастеров наиболее выразительные позы и композиции, считая их своеобразными формулами, выражающими пиковые эмоции, а затем использовал их.

Например, двухчастная гравюра «Битва морских божеств» Андреа Мантеньи – своего рода перевод рельефа на язык гравюры.  По словам куратора, античные мотивы, использованные в этих листах, заимствованы, вероятнее всего, из рельефов древних саркофагов. Особенно наглядно это демонстрирует представленный на выставке фрагмент саркофага римской работы III века – он украшен изображениями морского кентавра и нереиды.

А вот ярким примером влияния образов Мантеньи на художника следующего поколения является гравюра Альбрехта Дюрера «Морское чудовище», где образ чудовища и центральная женская фигура, видимо, как раз  вдохновлены «Битвой морских божеств».

«Французский философ Дени Дидро назвал гравюру «апостолом искусства», - сказал, открывая названную выставку, заместитель заведующего отделом западноевропейского искусства Эрмитажа Михаил Дединкин. - Этот вид искусства легко проникал сквозь границы, завоевывал новые страны, распространялся широко и повсеместно. Андреа Мантенья был одним из тех, кто сделал это искусство великим. Представленным листам бумаги более пяти веков, они выжили и принесли нам, как апостолы, искусство мастера эпохи Раннего Возрождения».

Большую роль в экспозиции играют камеи - один из основных иконографических источников, который одно время давал информацию об античности. Мантенья находил вдохновение в искусстве античности и создавал принципиально новое искусство.

Кроме того, на выставке представлены две иконы 15 века, интересно их сравнить с гравюрой Андреа Мантеньи «Богоматерь с младенцем», представленной в двух экземплярах.



Сюжет его гравюры «Положение во гроб», невольно сопоставляют с представленной на выставке работой с одноименным названием кисти Тарофало.


И как тут не вспомнить бессмертное полотно Андреа Мантеньи «Мертвый Христос», украшающее Пинакотеку Брера в Милане, но как сказала куратор выставки, гравюр с этой картины вообще не создавалось.

Так что гравюры с тех работ мастера, что представлены на данной выставке - это настоящее чудо, ведь им по пять столетий, а они все же дожили до настоящего времени.   

Выставка ярко доказывает, что хотя искусство гравюры, по уверению некоторых, менее зрелищно, чем живопись, но оно напрямую связано с тиражированием и передачей образов. Именно превращение образов разворачивается здесь перед посетителями как история о запутанных связях между произведениями разных столетий.





Выставка, организованная совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Российской Государственной Библиотекой, Российской Национальной Библиотекой, продлится до 18 февраля, посетить ее можно по входному билету в Главный музейный комплекс.





Комментариев нет:

Отправить комментарий