вторник, 6 февраля 2024 г.

На железном сквозняке

Эти  Слова Владимира Набокова довольно точно описывают суть существования персонажей в премьерном спектакле «Настанет день…», поставленном в Санкт-Петербургском Академическом драматическом театре имени В.Ф. Комиссаржевской по ранним рассказам писателя.

Все герои этого спектакля, волею судеб его постановочной группы собранные в пансионе «Приют грез» - такие разные и порой несовместимые, все время жмутся друг к другу как бездомные котята на жестоком, по определении Набокова, железном сквозняке.

Пьесу-фантазию по мотивам ранних произведений писателя создал Юрий Лоттин, используя несколько рассказов писателя, такие как «Соглядатай», «Звонок», «Встреча», «Слово», «Нежить», «Хват», а также эпизоды из повести «Машенька», пьесы «Человек из СССР» и его стихов.



Побывав на премьере 3 февраля мне стало очень интересно все же определить какие именно сюжетные линии и монологи вошли в эту постановку.

Начинается спектакль с появления одного из героев - Константина, молодого литератора (Иван Капорин), который врывается прямо в зал со словами о его долгожданном приезде в Берлин.  Время действия – начало 1920-х годов, когда именно этот город Европы стал главным пристанищем сотен интеллигентных людей из России, которые вынуждены были покинуть родину после революции: всего в этот город перебралось более 300 тысяч русских писателей, дипломатов, художников, политиков. В столице Германии было около сотни русских издательств и множество книжных магазинов. Берлин называли литературной столицей русской эмиграции.

Встреча Константина с матерью после 7-летней разлуки, такая трогательная поначалу, вскоре начинает вызывать недоумение. Его мама Елена Николаевна (ее роль блистательно играет Анна Вартаньян) что-то явно скрывает от него, боится, что он вот-вот догадается о ее тайне и как это ни странно, облегченно вздыхает, когда горячо любимый сын почти сразу снова покидает ее.

К сожалению, до конца эта тайна авторами спектакля так и не раскрыта и приходится гадать из какого среди названных произведений Набокова взят этот сюжет. Лучше все же с ними познакомиться, так как вопросов по ходу спектакля будет еще немало.

Выясняется, что Елена Николаевна содержит пансион, в котором перед взорами зрителей проходят судьбы изгнанников, покинувших Россию после октябрьского переворота. Общая беда у всех – эмиграция для оказавшихся вместе под крышей пансиона «Приют грёз» в Берлине между двух бурь: минувшей Российской и грядущей - немецкой, а позже всемирной.

 Таким образом, по сути, весь спектакль соткан из сцен эмигрантской жизни в движении от 1921 года и до конца 30-х годов. Судьба каждого из живущих в эти годы в пансионе в отдельности трагична, у кого-то символична, и создатели спектакля предоставляют зрителям право самим судить, даруя почти всем персонажам разной длины монологи.

Запоминается остро ностальгический монолог так называемой Нежити, из одноименного рассказа. Эту роль блестяще во втором действии спектакля исполняет Оксана Базилевич.




 Совсем иной персонаж Агния Павловна в искрометном исполнении заслуженной артистки России Маргариты Бычковой.




Владимир Крылов в роли Ганина проникновенно произносит монолог героя из повести «Машенька», 



а барон в исполнении Анатолия Журавина очень убедителен в своей репетиции признания в любви замужней Наташе. Но общим фоном все же звучат набоковские слова: «Это время нелюбви, эпоха нелюбви…»

Скорее это время острейшей ностальгии по потерянной России. «Мы русские – сентиментальные чудаки» - восклицает один из героев спектакля и в этом главная правда всего происходящего на сцене.

Через всю канву происходящего на сцене протянута нить роли заслуженной артистки России Валентины Паниной.


Ее героиня названа так: Вера, пожилая дама. Хочется предположить, что это собирательный образ жены Набокова – мудрой Веры Слоним.

И образ хозяйки пансиона Елены Николаевны, тезки матери писателя Елены Рукавишниковой, возможно, тоже в какой-то мере навеян ею.

 22 апреля 2024 года исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Набокова (1899–1977) и спектакль явно создан в его честь.

«Настанет день, когда простая истина – жизнь как подарок Божий - не будет нарушен другими умыслами и замыслами, и не падет на эту жизнь тень от беспощадных и жестоких чёрных крыльев…» - эти слова писателя легли в основу пьесы-фантазия Юрия Лоттина, отлично сыгранной актерами театра имени Комиссаржевской. Особенно разителен контраст между серостью будней эмигрантской жизни в ходе двух актов действа и последней сценой, когда все персонажи появляются в красивых белых одеждах на фоне макета набоковской усадьбы Рождествено с узнаваемым деревянным домом с колоннами и церковью за рекой. Эти воспоминания о потерянной России так и останутся в ореоле самого светлого в их жизни.



И когда все актеры вышли на поклоны после окончания первого премьерного показа спектакля, а вместе с ними и постановочная группа,



то очень точно прозвучали в записи слова совсем недавно ушедшего из жизни художественного руководителя театра Виктора Новикова: «Чем больше люди жалуются на жизнь, тем скорее она проходит. Не надо жаловаться - надо жить…»

Следующий премьерный показ спектакля «Настанет день…» 14 февраля 2024 года.








Комментариев нет:

Отправить комментарий