Эти Слова Владимира Набокова довольно точно описывают суть существования персонажей в премьерном спектакле «Настанет день…», поставленном в Санкт-Петербургском Академическом драматическом театре имени В.Ф. Комиссаржевской по ранним рассказам писателя.
Все герои этого спектакля, волею судеб его постановочной группы собранные в пансионе «Приют грез» - такие разные и порой несовместимые, все время жмутся друг к другу как бездомные котята на жестоком, по определении Набокова, железном сквозняке.Пьесу-фантазию по мотивам ранних произведений писателя
создал Юрий Лоттин, используя несколько рассказов писателя, такие как «Соглядатай»,
«Звонок», «Встреча», «Слово», «Нежить», «Хват», а также эпизоды из повести «Машенька»,
пьесы «Человек из СССР» и его стихов.
Побывав на премьере 3 февраля мне стало очень интересно все же определить какие именно сюжетные линии и
монологи вошли в эту постановку.
Начинается спектакль с появления одного из героев -
Константина, молодого литератора (Иван Капорин), который врывается прямо в зал со
словами о его долгожданном приезде в Берлин. Время действия – начало 1920-х годов, когда именно
этот город Европы стал главным пристанищем сотен интеллигентных людей из России,
которые вынуждены были покинуть родину после революции: всего в этот город
перебралось более 300 тысяч русских писателей, дипломатов, художников,
политиков. В столице Германии было около сотни русских издательств и множество
книжных магазинов. Берлин называли литературной столицей русской эмиграции.
Выясняется, что Елена Николаевна содержит
пансион, в котором перед взорами зрителей проходят судьбы изгнанников,
покинувших Россию после октябрьского переворота. Общая беда у всех – эмиграция для
оказавшихся вместе под крышей пансиона «Приют грёз» в Берлине между двух бурь: минувшей
Российской и грядущей - немецкой, а позже всемирной.
Запоминается остро ностальгический монолог так называемой Нежити, из одноименного рассказа. Эту роль блестяще во втором действии спектакля исполняет Оксана Базилевич.
Совсем иной персонаж Агния Павловна в
искрометном исполнении заслуженной артистки России Маргариты Бычковой.
Владимир Крылов в роли Ганина проникновенно произносит монолог героя из повести «Машенька»,
а барон в исполнении Анатолия
Журавина очень убедителен в своей репетиции признания в любви замужней Наташе.
Но общим фоном все же звучат набоковские слова: «Это время нелюбви, эпоха
нелюбви…»
Через всю канву происходящего на сцене протянута нить роли заслуженной артистки России Валентины Паниной.
Ее героиня названа так: Вера, пожилая дама. Хочется предположить, что это собирательный образ жены Набокова – мудрой Веры Слоним.
И образ хозяйки пансиона Елены Николаевны, тезки
матери писателя Елены Рукавишниковой, возможно, тоже в какой-то мере навеян ею.
22
апреля 2024 года исполняется 125 лет со дня
рождения Владимира Набокова (1899–1977) и спектакль явно создан в его честь.
«Настанет день, когда простая истина –
жизнь как подарок Божий - не будет нарушен другими умыслами и замыслами, и не
падет на эту жизнь тень от беспощадных и жестоких чёрных крыльев…» - эти слова
писателя легли в основу пьесы-фантазия Юрия Лоттина, отлично сыгранной актерами театра имени
Комиссаржевской. Особенно разителен контраст между серостью будней эмигрантской
жизни в ходе двух актов действа и последней сценой, когда все персонажи
появляются в красивых белых одеждах на фоне макета набоковской усадьбы
Рождествено с узнаваемым деревянным домом с колоннами и церковью за рекой. Эти
воспоминания о потерянной России так и останутся в ореоле самого светлого в их
жизни.
И когда все актеры вышли на поклоны после окончания первого премьерного показа спектакля, а вместе с ними и постановочная группа,
то очень точно прозвучали в записи слова совсем недавно ушедшего из жизни художественного руководителя театра Виктора Новикова: «Чем больше люди жалуются на жизнь, тем скорее она проходит. Не надо жаловаться - надо жить…»
Следующий премьерный показ спектакля «Настанет день…» 14 февраля 2024 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий