2004 год, первая поездка на автобусе в Париж через Дрезден и как удар, первая большая встреча с творчеством Альбрехта Дюрера в так называемом "Кабинете Дюрера", и на всю жизнь неизменная любовь к этому гениальному мастеру.
А с 19 июня в залах Галереи графики на третьем этаже Эрмитажа открылась выставка «Эпоха Дюрера. Рисунки и гравюры немецкой школы XV–XVI веков».
«Сменная Галерея графики в очередной раз демонстрирует правильность решения о её создании, – сказал на открытии этой выставки Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа. - Огромная эрмитажная коллекция становится доступной при полном соблюдении условий сохранности. Знатоки могут наслаждаться медленным рассматриванием, как это и нужно для графики».
Кураторы
выставки отмечают, что немецкая графика раннего периода экспонируется нечасто:
последняя из них, посвящённая немецкой гравюре XV–XVI веков, проходила в
Эрмитаже в 1969 году, а немецкие рисунки и вовсе никогда не становились
предметом отдельной выставки.
На
данной выставке представлено более 150 уникальных экспонатов, которые
демонстрируют все разнообразие графических приёмов, материалов и техник того
времени.
Как рассказала одна из кураторов этой выставки Наталья Сэпман, хранитель коллекции рисунков немецкой школы XV–XVIII веков, открывают экспозицию работы мастеров XV века, в том числе знаменитого Мартина Шонгауэра, (1450–1491), получившего за красоту своих живописных произведений прозвище «Мартин Красивый».
В его творчестве соединились передовые традиции немецкого искусства и влияние лучших образцов нидерландской живописи. «В ХV веке он являлся главным немецким художником и первым, кто нам так хорошо знаком по имени в немецком искусстве и это великий мастер гравюры» - уточнила она.А первым в этом зале выставлен один из самых ранних листов в эрмитажной коллекции – датируемый 1430-ми годами - фрагмент композиции «Поклонение волхвов», выполненный пером с размывкой кистью под названием «Три волхва».С ним перекликается и работа Мартина Шонгауэра «Поклонение волхвов».
В целом,
на выставке очень показательно в нескольких местах экспонируются произведения
на один и тот же сюжет, и можно воочию полюбоваться особенностями воспроизведения
разными художниками библейских сюжетов.
Таковы, например,
представленные рядом гравюра резцом Альбрехта Дюрера «Святой Иероним в пустыне»
(1496) и ксилография «Кающийся святой Иероним» Лукаса Кранаха Старшего (1509).
Два шедевра, от рассматривания деталей которых трудно оторваться.
С именем
Альбрехта Дюрера, выдающегося гравёра и рисовальщика, связано очень многое.
Наряду с изображением всем известных историй святых, Дюрер ввёл в гравюру
абсолютно новые темы, связанные с решительной переменой в области графических
искусств. В частности, на выставке представлены
его гравюры, точное определение сюжета которых представляет проблему до
сегодняшнего дня - «Немезида»,
«Отчаявшийся».
Как рассказала второй куратор выставки Светлана Мурашкина, хранитель коллекции немецкой гравюры XV–XVIII веков, Немезиду ранее не изображали обнаженной, а Дюрер создает ощущение что богиня парит и властвует над миром. «Ее фигура и жест с кубком - популярная тема о соблазнах мира и женской власти. И в этом есть морализирующий подтекст» - сказала она в ходе пресс-показа выставки.Наряду с ними представлены и хорошо известные всем сюжеты из серии «Апокалипсис».
И снова открытие – его рисунки. Их в наследии мастера около тысячи. Его виртуозность очевидна в серии из двенадцати круглых миниатюрных рисунков «Жизнь и подвиги Геракла», 6 из которых находятся в коллекции Эрмитажа и представлены на выставке.
В
отличие от Альбрехта Дюрера, для Лукаса Кранаха Старшего рисунок скорее
предназначался для подготовки живописных произведений. Его рисунки «Распятие» и «Обручение святой
Екатерины» демонстрируют энергичную манеру художника. Известно, что Кранах
внимательно следил за творчеством Дюрера и в печатной графике во многом
следовал за ним.
Выставка знакомит с произведениями самого талантливого ученика Альбрехта Дюрера – Ганса Бальдунга Грина (1484/1485–1545), одного из крупнейших мастеров немецкого Возрождения. Представлена его загадочная гравюра «Околдованный конюх», по сюжету которой даже раскаявшийся грешник-рыцарь был убит дьявольским конем.
В экспозиции
представлены также работы Ганса Гольбейна Младшего, Ганса Бургкмайера, Георга Пенца,
Зебальда Бехама, которые так или иначе вступали в творческий диалог с
гениальным Дюрером, заимствуя его приёмы или отталкиваясь от его открытий в
поисках своего пути.
В одном
из залов выставлены художники так называемой Дунайской школы. Это группа художников, работавших в долине Дуная в Баварии
и Австрии в первой трети XVI века, среди которых имена Альбрехта и Эрхарда
Альтдорферов, Вольфа Хубера.
А завершает выставку раздел, представляющий рисунки и гравюры художников второй половины XVI века. И среди них самым значительным был был Тобиас Штиммер (1539–1584). Большое влияние на Штиммера оказал его великий предшественник Ганс Гольбейн Младший. На экспозиции можно увидеть единственный сохранившийся фрагмент эскиза монументальной росписи дома Рыцаря и образцы книжной иллюстрации Штиммера – ксилографии для книги об искусстве фехтования (1570), «Истории Рима» Тита Ливия (1574), «Иудейских древностей» Иосифа Флавия (1574).Среди всех немецких художников этого периода выделяется Мельхиор Лорк (ок. 1527–1583). Рисунки Лорка, отличающиеся большой оригинальностью, являются большой редкостью. В собрании Эрмитажа хранится четыре листа его работы, три из которых показаны на выставке. Это виртуозно исполненные и композиционно законченные рисунки «Так женщины из Аравии ходят по улице», «Повар-янычар» и «Турецкая кузница».
Таким образом, побывав на выставке «Эпоха Дюрера. Рисунки и
гравюры немецкой школы XV–XVI веков» в залах №324–328 посетители смогут
составить представление и полюбоваться творчеством немецких художников того
периода с их непревзойденным мастерством изображения даже известных библейских
сюжетов.
Выставка будет работать до 29 сентября 2024 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий