вторник, 25 июня 2024 г.

Два замка, по три костёла и православных храма в поездке по Белоруссии: СПб-Витебск-Минск-Мир-Несвиж-Полоцк-СПб с 13 по 16 июня 2024 года

Говорят, что гештальты надо обязательно закрывать. Вот и я решила попробовать это сделать. Но благими намерениями как известно, дорога вымощена... в лучшем случае, не совсем туда, куда вы собираетесь.

Уже 20 лет я никак не могу осуществить поездку по усадьбам Николая Львова в Тверском крае. В этом году решила - все, надо ехать. Нашла более-менее подходящий тур в фирме, от которой изредка езжу по усадьбам, и на вторые майские праздники забронировала и даже заранее оплатила такой по маршруту: СПб-Вышний Волочек – усадьба Милюковых - усадьба Знаменское-Раёк - Старица – Торжок - Тверь - особняк купца Филиппова - усадьба Домотканово – Прутня-СПб.

Но тут выяснилось, что именно на эти дни мои дети оплатили поездку в Териберку, а вторая бабушка, не согласовав со мной, тоже уехала в турпоездку. Пришлось мне остаться на это время с внуками, договорившись о переносе моего тура.

Тогда я не сильно расстроилась: точно такой же тур был запланирован на середину июня, и я спокойно осталась с внуками в Павловске в майские дни. Мы прекрасно провели время, а тур по львовским и другим усадьбам я забронировала на июнь.

Но каково же было мое расстройство, когда буквально за неделю, мне из турфирмы сообщили, что этот тур отменяется, так как не набрали на него нужного количества желающих . Причем и на еще более удачный, под названием "Русский Палладио" другая фирма тоже не нашла нужного количества туристов

Но настрой на поездку уже был, так что пришлось выбирать из того, что было в эти числа. В конце концов выбор пал на автобусный тур в Белоруссию по маршруту СПб-Витебск-Минск-Мир-Несвиж-Полоцк-СПб с 13 по 16
июня.

Мирский замок давно хотела посетить, и он меня не разочаровал. :happy: Вобщем, поехала из-за замков. ;)

И вот тут получилось почти по пословице: "Выходила по расчету, а попала по любви". Хотя правильнее сказать, по симпатии, несмотря на немалые "но".
 ;)

В Белоруссии я была в августе 2014 года. Тогда особенно активно рекламировались белорусские санатории, и я решила тоже к ним приобщиться. Путевку купила в какой-то фирме в санаторий "Лесные озера" и до сих пор помню, что тогда санаторное лечение с проживанием и лечением на 10 дней, плюс поездки туда и обратно до Витебска стоили 20 тысяч рублей. Но... трансфер от Витебска до санатория только в одну сторону стоил 2000 рублей и тогда это казалось дорого. :oops:

Поезд приходил в Витебск утром, автобусная станция там рядом, и я решила поехать своим ходом. Но маршрут автобуса до самого санатория не доходил, надо было ехать от какого пункта на маршрутке или такси.

Витебск по дороге туда посмотреть было некогда, и поменяв свои рубли на белорусские, которые тогда почему-то называли зайчиками, я отправилась на автобусе в довольно дальний путь. Очень понравились места, которые мы проезжали: красивые озера следовали одно за другим, деревни, которые мы проезжали, радовали ухоженными домами, участками и тогда запомнилось, что в каждой из их было своего вида ограждение в едином стиле для всех домов.

Это же впечатление повторилось и сейчас - ухоженность, красивое ограждение каждого частного строения и много цветов.

А тогда, приехав на промежуточную автостанцию, я столкнулась с тем, что к санаторию никакой транспорт не ходил, маршрутка проезжала от него далеко, а единственное такси заломило ту же цену, что и за трансфер от Витебска. :shock:

Была уже вторая половина дня, автостанция стояла где-то на отшибе, и я уже не знала, что делать, как перебирая документы санатория, наткнулась на какой-то телефон для справок и позвонила по нему. Видимо отчаяние в моем голосе было неподдельным, так как мне не только посочувствовали, но и неожиданно действенно помогли. :irinka:

По их совету я доехала до какого-то промежуточного пункта на маршрутке, а там меня подхватил какой-то работник санатория на своей машине. :) По дороге мы разговорились и оказалось, что он - заместитель директора этого санатория и узнав о моей проблеме, сам откликнулся подвезти меня. Так что доставили меня к главному корпусу с комфортом. :good:

Номер у меня был одноместный с красивым видом, со всеми удобствами, лечение и питание там было в точности такое как в приличном советском санатории 1980-х годов, а озеро рядом просто великолепное. Если найду фото, постараюсь позже проиллюстрировать.

Погода была отличная, лечение и питание хорошие, общение с отдыхающими - это были на треть петербуржцы, столько же примерно москвичей и белорусов, отличным. Но все, кроме меня туда приехали на своих машинах, так что дорогу обратно я начала продумывать с момента приезда и потом удачно все решила.

И вот тогда из этого санатория "Лесные озера" я съездила на экскурсию в Полоцк, а на обратном пути к поезду, хорошо погуляла по Витебску.

Такова история моего первого знакомства с Белоруссией.
Как уже писала, в Мирский замок я хотела поехать давно, но заморачиваться с поездами не хотелось, хотя это гораздо быстрее по времени и тоже есть хорошие туры, нацеленные именно на замки.

Однако маршрут именно автобусный привлек тем, что поскольку я плохо хожу, насколько плохо могут представить несколько форумчан, в том числе и jlena@, то мне не надо было постоянно на себе таскать багаж, а при желании и вовсе редко покидать автобус. Но, конечно, я выходила из него на санитарных остановках и при заезде в отели.

Итак, 13 июня мы стартовали от метро Московская, только не с проспекта, а из Демонстрационного проезда. И тут было свое небольшое огорчение.

Первоначально, старт был назначен в 7 утра и я должна была успеть к месту встречи добраться от своего дома на общественном транспорте. Но за пару дней до отъезда время встречи перенесли на 6 утра, старт в 6.30 и со своего автобуса я рисковала опоздать, потому пришлось брать такси. А его стоимость в ранний час за 20 минут езды составила 600 рублей. :?

Никто из нашей небольшой группы - 20 человек на большой автобус, не опоздал, а ввиду большой его вместимости мы свободно расселись по одному, что значительно облегчало восприятие многочасовой дороги. :good: :irinka:

Погода была отличная, трасса почти пустая - это был четверг, только реверсы на дороге после Рождествено немного нас притормозили.

Зато у меня была радость - по пути в деревне Сорочкино меня встречала наша форумчанка, которая даже в этот довольно ранний час вышла мне помахать ручкой - приятно было повидаться. :happy:

По пути наша гид Наталья в ходе трассовой экскурсии очень интересно рассказывала сначала об истории Ленинградской области, потом об истории Псковского края.

Довольно быстро мы добрались до Пскова - еще не было 11 часов, когда автобус прибыл к месту обеда - в кафе Старая крепость, встроенном в старинную Псковскую стену.
Изображение

Зная, что обед будет столь ранним, я не стала заказывать его- так тоже можно съэкономить на общей стоимости, а перекусить, или даже пообедать потом можно было в ходе санитарных остановок на заправках - сейчас там везде приличные кафе. :)

А тут пока ждала обедающую группу буквально напротив увидела такой вот старинный красивый храм. И пошла его осматривать.

К этому времени мне уже пришли по вотсап поздравления с Праздником Вознесения, который отмечался в этот день в том числе и в этом храме. Когда зазвонили его колокола, сердце не нарадовалось.

Изображение
Церковь Сергия с Залужья (Храм преподобного Сергия Радонежского с Залужья) — православный храм в Пскове. Датируется концом XVI века, памятник истории и культуры федерального значения. Находится в Окольном городе. Построена между 1582 и 1589 годов в связи с переносом Сергиевского монастыря из посада под защиту городских стен при приближении войск Стефана Батория. Церковь сооружена из известняковой плиты, обмазана и побелена. Основной объём кубический, покрыт восьмискатною кровлей. Внутри своды опираются на четыре столпа.

Барабан украшен двумя поясами «бегунца» и одним «поребрика» между ними, а также поясом из изразцов. Стены четверика церкви имеют обычные трёхчастные деления. На северной стене поставлена двухпролётная звонница. С восточной стороны три низкие апсиды

История его вкратце такова: В 1808 году церковь предназначалась к сносу как совершенно ветхая, однако Святейший Синод снос не разрешил. В июне 1920 года отделом управления Псковского уездно-городского исполкома составлен акт о передаче церкви религиозному обществу. 23 декабря 1936 года Псковский горисполком принял решение о закрытии храма. А в годы ВОВ церковь сильно пострадала от попадания авиабомбы: была разрушена алтарная часть, огнём уничтожена крыша, повреждена изразцовая черепица маковки. В 1944 году во время боёв за освобождение города утрачена глава, в августе 1945 года рухнула часть храма со звонницей. Только 1960 г. храм взят под государственную охрану, как памятник республиканского значения. Восстанавливался с перерывами...В январе 2015 года начались реставрационные работы по проекту псковского архитектора В.
Никитина. Воссозданы: кровля четверика на восемь скатов, историческое покрытие главы — керамический лемех, двухпролётная звонница, придел преподобного Никандра Пустынножителя.

Время у нас было, и мы зашли в храм, а там к еще большой нашей радости молодой батюшка не только поздравил нас с праздником, но и окропил святой водой. Такое вот благословение мы получили в далекий путь. :good:
Изображение

Успели мы и помолиться, и свечи поставить. Такой была моя встреча с первым храмом, упоминаемом в заголовке к отзыву об этой поездке, и мы с прекрасным настроением тронулись в путь.

Мимо Псковского Кремля мы не проезжали, но на центральном проспекте успели из окон автобуса увидеть еще несколько храмов, памятник Арине Родионовне и другие псковские достопримечательности, о которых неуклонно рассказывала наша гид Наталья.

Покинув Псков, мы направились в сторону границы с Белоруссией и по пути услышали ее увлекательный рассказ и о Пушкинских местах, и о многом другом, что хранит Псковская земля.

Всего в этот день до Витебска мы должны были проехать 630 км. :ku:
До границы с Белоруссией, по ощущениям, ехали не очень долго под отличный рассказ гида. Саму границу проходили не выходя из автобуса - зашел пограничник или таможенник , точно не знаю, как правильно назвать сотрудника, проверил у каждого паспорта, и мы поехали дальше. :)

Сейчас думаю, что зря не отметила по времени, когда ее проходили, было бы понятно, сколько ехать от границы до Витебска. :oops:

Дорога довольно живописная: озера, ухоженные деревни и городки. Гид перешла на общую информацию о Белоруссии и местах, которые мы проезжали.

Но далее она нас удивила тем, что пояснила особенность именно этого тура: в каждом городе нас ждали свои гиды, их было 4. То есть, только успев привыкнуть к Наталье из Петербурга, мы вынуждены были попрощаться с ней в Витебске. Она очень заботливый человек, всех постоянно пересчитывала и вникала в любую просьбу членов нашей группы, четко отслеживала, чтобы бытовые остановки были каждые 1,2-2 часа. :happy: :irinka:

Чего, надо сказать, не было на обратном пути, когда после Полоцка мы ехали в автобусе без гида, и во всех смыслах рулили только 2 водителя. Но об этом позже.

По времени точно помню, что к жд вокалу Витебска мы прибыли около 17 часов. Нас встретила гид Татьяна и сразу повезла нас в музей Марка Шагала.

Но примерное время до первого пункта назначения зафиксировать можно. Из Пскова мы выехали примерно в 11.30, по пути было 3-4 бытовых остановки, а в Витебске были в 17 часов, значит этот отрезок пути мы приехали за 5 с половиной часов. А в целом от СПб до Витебска с 6.30 до 17 часов. Вроде бы много, но как-то оказалось не очень напряженно, так как было много остановок, красивых пейзажей, интересной информации.

А вот по пути назад примерно такое же время в пути воспринималось несколько по другому. :oops:
                             ххх
Придется сделать еще одно отступление и коротко рассказать о моем первом знакомстве с Витебском.

Тогда я приехала туда в конце августа 2014 года после пребывания в санатории "Лесные озера" среди дня, а поезд в СПб был вечером. Сдав вещи в камеру хранения, пошла прогуляться. От вокзала идет прямой красивый проспект, как теперь нам рассказали в ходе автобусной экскурсии, улица Кирова, с застройкой в стиле сталинский ампир.

По пути я тогда заходила в магазинчики и помню, что купила очень вкусные мясные изделия с собой. Пришла к Кировскому мосту через реку Западная Двина. Река широкая и красивая, но меня и тогда и сейчас удивило, что здесь, в самом центре Витебска, она у берегов с зарослями. Фото нет, но заросли видела из окна автобуса и сейчас. :oops:

После наших гранитных набережных берега в этой части Витебска мне показались несколько неухоженными. Тогда я, помнится, у кого-то спросила - можно ли покататься здесь где-то на кораблике и мне ответили отрицательно. Но вполне возможно, информация неправильная. :oops:

А я тогда, спустившись с моста, пошла направо к красивой Благовещенской церкви. Она в низине, не надо было пониматься на горку как на высоком берегу с другой стороны от Кировского моста.

Фото из той поездки было немало, но пока нашла только вот эти свои снимки:
Изображение
Это Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа.

На высоком холме Свято-Успенский кафедральный собор

А вот на этом фото как раз Благовещенская церковь, о которой в отзывах к картам гугла такая информация:
Благовещенская церковь (бел. Дабравешчанская царква) — памятник древнеполоцкой архитектуры XII века, стоявший в центре Витебска на левом берегу Западной Двины. Относится к шестистолпным трёхапсидным крестово-купольным храмам. Средний неф шире боковых. Снесён в 1961 г., воссоздан в 1990-е гг. из современных материалов.

А на других сайтах можно прочесть:
При возведении церкви использовался оригинальный строительный прием: стены выложены из рядов белых тесаных известняковых блоков, перемежающихся сдвоенными рядами плинфы (плоских и широких кирпичей).

На протяжении почти девяти веков своей истории храм неоднократно перестраивался. Около 1622 года церковь стала униатской, и к ее главному фасаду пристроили две башни. В 1832-м храм вновь передали православным, после чего башни снесли и над алтарем возвели купол-луковицу на высоком световом барабане.

Частично разрушенная в годы Великой Отечественной войны, церковь простояла в поврежденном виде до 1961 года, когда по приказу городских властей была вообще взорвана. В 1977-м уцелевшие фундаменты и фрагменты кладки храма законсервировали, а в начале 1990-х годов началась его реставрация. К 1998 году Благовещенская церковь была восстановлена в первоначальном, своем самом древнем виде.

И приводятся такие фото:

Помню, что тогда я там все посмотрела, погуляла по благоустроенной набережной и направилась через дорогу к основным достопримечательностям Витебска. Но о них рассказывали потом на экскурсии в недавней поездке, поэтому, воспоминания 2014 года можно завершить.
                                        ххх
Итак, Витебск, 13 июня 2014 года.

Гид Татьяна, подсевшая к нам в автобус, рассказала нам по пути о улице Кирова и не доезжая Кировского моста, мы свернули налево и пробирались узкими улочками по направлению к музею Марка Шагала на ул. Покровской.

Нас встретил крохотный домик, о котором гид рассказала, что это один из четырех, построенных отцом Марка Шагала и единственный из них сохранился.
Изображение
Отец художника Хацкель Шагал и его жена Фейга-Ита Чернина построили его в 1900 году, когда уже перебрались в Витебск из местечка Лиозно, где у них в 1887 году родился сын Марк. Всего в семье было 2 сына и 5 дочерей.

Именно в этом доме, где когда-то была лавка матери, которая торговала скобяными изделиями и продуктами, в том числе селедкой, и был открыт 1997 году мемориальный дом-музей, в котором представлены предметы быта рубежа XIX—XX веков, а также копии архивных документов и работ художника, рассказывающие о годах жизни Марка Шагала и семьи его родителей в Витебске.

Перед входом в музей в небольшом зеленом дворике стоит замечательный памятник Марку Шагалу ( скульптор В.Могучий).
Изображение

А на этом фото воссозданный облик той самой лавки матери художника, причем стоящая на полке кукла, по словам экскурсовода музея, передает облик его матери.

Это фото на стене у меня не подписано, но видимо это семья Марка Шагала.

Понятно, что за столько лет не сохранились личные вещи Марка Шагала и членов его семьи, поэтому в основном, в экспозиции выставлены предметы быта той эпохи.
Изображение

Получается, что в этом доме Марк Шагал бывал с 1900 по 1906 год, так как в его биографии указано, что с 1898 по 1905 год он учился в 1-м Витебском четырёхклассном училище. В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, затем переехал в Санкт-Петербург. А жила семья все это время в деревянном доме неподалеку, который также построил отец, но здание не сохранилось.

Итак предметы быта в доме-музее Марка Шагала.

Отец художника был видимо довольно крутого нрава, так как Марк Шагал описывает такое расставание с ним перед отъездом:
Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

Эти рисунки датированы уже годами его жизни в Санкт-Петербурге.
Изображение

И о тех годах в его биографии такие сведения. В Петербурге в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в эту школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1909—1911 годах продолжил занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией.

Но в Витебске он, видимо бывает, так как к 1910 годам относится его замечательный портрет, созданный учителем Пеном

Там же в Витебске, в 1909 году подруга Тея знакомит Марка Шагала с любовью всей его жизни Бертой (Беллой) Розенфельд,
Изображение
о которой он позже напишет: "... я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа".

Они поженились в 1915 году, уже после его пребывания в Париже с 1911 по 1913 годы. Но всю жизнь любовная тема в творчестве Шагала неизменно была связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза», её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин

А прожил он долгую жизнь. Вместе с Беллой и родившейся у них в 1916 году дочкой Идой эмигрировал сначала в Литву в 1922 году, потом в Германию, а с 1923 года поселился в Париже. Пишут, что французское гражданство он смог получить только в 1937 году.

В годы ВОВ семья Марка Шагала переехала в Нью-Йорк, где Белла неожиданно умерла в 1944 году от сепсиса и похоронена там.

В последующие годы у Шагала родился сын от Вирджинии Макнилл-Хаггард, но отношения с ней не сложись. Женился во второй раз он в 1952 году на Валентине Бродской, но всю жизнь именно Белла была его музой, и он отказывался говорить о ней, как об умершей.

Долгие годы его творчество было связано с Парижем. В 1964 году Шагал по заказу президента Франции Шарля де Голля расписал плафон парижской Гранд Опера.

Кстати, мне довелось увидеть этот плафон воочию, когда я была на экскурсии в Гранд Опера, и производит он огромное впечатление.

Известный факт, что в в 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посетил Ленинград и Москву, от предложения посетить Витебск он отказался. Ему организовали выставку в Третьяковской галерее. Художник подарил Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина некоторые свои работы

Еще в 1966 году Шагал переехал в построенный специально для него в провинции Ниццы — Сен-Поль-де-Вансе дом, служивший одновременно и жильём, и мастерской. Там он и скончался 28 марта 1985 года и похоронен на местном кладбище в Сен-Поль-де-Вансе.

А в Витебске есть еще такой памятник, который мы почему-то не увидели.

Изображение

И Арт-центр Марка Шагала, который был создан в 1992 году, где проводятся выставки графических работ Марка Шагала (литографии, ксилографии, офорты, акватинты).

Находится он почти напротив музея Шагала на другой стороне Западной Двины, но мы там не побывали.

Следующим пунктом нашего осмотра в Витебске гид назначила Летний амфитеатр, где проходит Славянский базар. Это примерно в той же стороне, где Благовещенская церковь.
Изображение

Ле́тний амфитеа́тр — главная концертная площадка международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Является филиалом ГУ «Центр культуры „Витебск“».

Летний амфитеатр сдан в эксплуатацию в 1988 году. Реконструирован в 2007 году. Возведена крыша и обустроена прилегающая территория.

Площадь сцены составляет 430 м2. Вместимость амфитеатра 6247 мест. На сцене одновременно могут находиться почти 1 500 артистов. Зрительные места разделены на 10 секторов.

а это два фото форумчанки с Навимибы TataBush
Изображение

Она была там на Славянском базаре и на Диске в Яндексе есть еще такие виды, ею запечатленные:

Это общее фото дает представление о месте нахождения арены.

В интернете есть такая предыстория:
В начале XX века на месте Летнего амфитеатра находился цирк Лерри, изображенный на многих картинах учителя М. Шагала — Ю. Пена.
( это тот самый учитель Марка Щагала, который написал его портрет, ранее мною здесь приведенный. Другие портреты тоже есть в интернете. Поразила печальность его судьбы. Художник был убит у себя дома в Витебске в ночь с 28 февраля на 1 марта 1937 года. Обстоятельства убийства не выяснены до сих пор. По официальной версии: убит родственниками, желавшими завладеть наследством).

Летний амфитеатр построен в 1988 году по проекту архитектора В. Бабашкина. Первый концерт состоялся в 1988 году — накануне I Всесоюзного фестиваля польской песни. Двухъярусная сцена концертного зала занимала 430 квадратных метров. Козырёк был оснащен 200 прожекторами, не считая другой осветительной аппаратуры. Вместительность концертного комплекса составляла 5 тысяч зрителей.

В августе 2006 года был разработан проект модернизации здания, предусматривающий увеличение числа зрительских мест до 6200 и сооружение крыши над амфитеатром. Главный архитектор проекта реконструкции — Александр Зафатаев.

Ну а я посидела в автобусе, пока членов нашей группы минут 20 гид водила по тем местам. Уточню, что я не могу долго ходить и стоять по причине артроза 111 степени. Но тут я думаю, ничего не потеряла, так как не любитель таких мест.

А оттуда мы поехали в самое сердце Витебска, где также была запланирована довольна продолжительная пешеходная экскурсия.

Дальше для нашей группы была организована большая пешеходная экскурсия, продлившаяся с 18.30 до 20.15, но я на нее не смогла пойти, по уже названным причинам. Надо было быстро идти за экскурсоводом по пересеченной местности. А мне не хотелось никого задерживать. :oops:

Сначала нас провезли по ул. , видимо до пересечения с ул. Чехова и потом по ней до какого-то, как мне показалось, костела. И группу повели, по всей видимости, по ул. Суворова вниз.

Видимо маршрут был примерно такой: прогулка по Витебскому Арбату – пешеходной улице имени Суворова, вдоль которой расположены сувенирные лавки, картинные галереи, кафе, трактиры, кофейни. Губернаторский дворец, в котором останавливался император Франции Наполеон I Бонапарт, а также памятник героям Отечественной войны 1812 года. Городская Ратуша с часами и Свято-Воскресенсквя церковь – один из красивейших памятников православного зодчества, а также величественный Свято-Успенский собор.
Изображение

Три последних из названных объекта я посетила во время своего первого приезда в Витебск в 2014 году. Кажется, память тогда в планшете заканчивалась, и фото их, я не смогла сделать.

На этот раз я поехала в нашем автобусе к месту его стоянки на пл. Свободы и немного погуляла по своему маршруту.

Потом перешла широкую ул. Ленина на ее пересечении с просторной Замковой улицей, где сфотографировала такого "Человека".
Изображение

Затем отправилась в сторону главных достопримечательностей мимо здания Художественного музея. Пересекла речку Витьбу по Октябрьскому мосту с красивыми видами - мои фото оказались темноваты. И пришла, как оказалось, к памятнику Альгерду.

А ровно за ним, Воскресенский собор, который и стал главной моей целью на этой прогулке.

А это дополнения к достопримечательностям Витебска

TataBush »

litmenu писал(а):
Но Витебского великана ты не увидела.
По слухам, он был ростом около 260 см, постоянно рос с 8 лет. Работал в цирке - ну где ещё такие чудеса показывать.

Его жена была росом 215, но дети - их было четверо - были нормальными.

После смерти у жены академия выкупила его труп для изучения, но в процессе транспортировки его потеряли. Это было перед Первой мировой войной

Памятник выполнен в натуральную величину

ЕЕ же, в том числе и вот такие красивые виды, которые есть на фото на Яндекс Диске

Изображение

И вот эти скульптуры, что она успела заснять. Правда не знаю, что именно они символизируют.

А сколько всего было по пути нашей группы на пешеходной экскурсии - судя по карте там памятник В.Короткевичу, А.В.Суворову, Палац губернатара (XIX ст.) - - так пишется по-белорусски, а также Парк Партизанской славы имени Миная Шмырева с памятником детям войны. Надо бы найти их фото, да нет времени.
А я полистала свои фото на старом телефоне, куда что-то снимала в этот вечер в Витебске, так как основной смартфон к этому времени напрочь разрядился :( В этом, кстати, главный недочет нашего экскурсионного автобуса. Зарядок для путешествующих в нем нет совсем. :shock: :evil:

Итак со стоянки был такой вид:
Изображение

Как я уже писала, потихоньку перешла широкую улицу Ленина и мимо Художественного музея

двинулась по Октябрьскому мосту. И нашла все же не темное, а довольно яркое фото с него на чуть ли не главный вид центральной части Витебска:
Ну а там на Ратушной площади и находится так понравившийся мне Храм Воскресения Христова.
Изображение
Первые сведения о существовании православной Воскресенской Рынковой церкви относятся к XVI веку. Деревянная Воскресенская церковь занимала возвышение при пересечении улиц Толстого (Подвинской) и Суворова (Узгорской), а ниже нее на южном склоне возвышенности размещалось приходское православное кладбище. Погребенные лежали головой на запад. Остатки храма были выявлены в 2001 г. при подготовке строительного котлована для фундаментов новой каменной православной церкви.

В 1772 году на месте старой деревянной на средства витебского купца Николая Смыка была возведена каменная церковь. В 1841 по проекту епархиального архитектора Порта была перестроена. Над ней был возведен деревянный купол, интерьер украсился иконостасом. Под восточной башней церкви, напротив кафедрального Антониевского костела, заботливостью местного священника Димитрия Пожарского и усердием церковного старосты, купца Цитринко, устроена небольшая часовня, в честь святого Антония Римлянина, образ которого и поставлен в ней в самый день освящения 12 июля 1863 года». Часовня имела отдельный вход с улицы Суворова. В настоящее время храм святого преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца находится на уровне цокольного этажа.

В 1936 году церковь уничтожена. В сентябре 2001 года начались строительные работы по восстановлению храма, завершенные в 2009 году. 5 мая 2009 года на колокольне были установлены колокола. К открытию храма были написаны иконы и возведен иконостас. Первая Божественная Литургия в воссозданном храме была совершена 10 июля 2009 года Патриаршим Экзархом всея Беларуси митрополитом Филаретом.

А в день своего приезда я помолилась в этом храме, поставила свечи, купила иконочки небольшого формата, причем по моей просьбе их продали за российские рубли, тщательно пересчитав по курсу, и только сейчас узнала, что так хорошо начавшийся для меня день 13 июня - Праздник Вознесения, отмеченный в ходе этой поездки утром в храме Сергея Радонежского в Пскове и вечером в Воскресенском храме Витебска, был знаменательным. На сайте храма среди новостей стоит такая:
13 июня 2024 года, в праздник Вознесения Господня протоиерей Константин Изофатов совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова города Витебска.

Диаконский чин возглавил диакон Георгий Горбунов.

Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением монахини Антонии.

Но и вечером там царила очень благолепная обстановка и я вышла оттуда умиротворенной.

Никуда больше идти не захотелось, приближалось время встречи с группой и я пошла к автобусу уже по другой стороне улицы Ленина, где ниже по склону расположен красивый Парк культуры и отдыха имени Фрунзе.

Немного отдохнула в автобусе, группа вернулась уставшая, но с хорошими впечатлениями от прогулки, и мы поехали заселяться в отель "Витразь"".

Но все же надо немного еще рассказать о центре города, так как мне прислали ссылки на сканы исторического центра Витебска
Изображение
Придется все же хотя бы коротко написать о тех достопримечательностях, которые попали в эту часть карты, ведь о них обязательно рассказывают туристам на экскурсиях.

Итак, Витебская Ратуша, о которой в интернете сказано, что это достопримечательность, которую трудно обойти стороной, гуляя по городу. Она находится на улице Ленина, 36 — и сразу бросается в глаза. Красивая историческая постройка стала визитной карточкой города, его важной культурной и исторической достопримечательностью.

В конце шестнадцатого века Сигизмунд III Ваза решил подарить Витебску право на самоуправление. Но для его реализации необходимо было иметь в городе здание, где будут проходить заседания правления. Его в Витебске не оказалось, поэтому горожане начали своими силами строить первую ратушу — она была еще деревянной.

Изображение

Ее потом разрушили и решили возвести еще одну ратушу — но на этот раз с двумя кирпичными этажами. Остальные сделали деревянными. Интересно, что в 1664 году были созданы подробные чертежи этой постройки — и они сохранились до наших дней, так что можно легко оценить, как выглядел прототип современной ратуши.

Эта постройка пережила много разных событий. Ее неоднократно разрушали, сжигали и затем восстанавливали. А уже в 1775 году построили полностью кирпичное здание. Оно дошло до нас не в своем первоначальном виде — немного изменилось, но все же осталось приближенным к строению восемнадцатого века.

Здание стали реставрировать в начале девятнадцатого века. Именно тогда на башне появились знаменитые большие часы, чтобы время можно было смотреть из разных точек города. Для часов в изначальной постройке места не нашлось, поэтому пришлось добавить к ней еще один этаж.
Изображение

Знаковый элемент — двухметровый бронзовый герб города, который установили на главном фасаде в 1997 году. Его появление было приурочено к 400-летию города. С 2000 года герб временно покидал фасад ратуши — в течение некоторого времени фронтальную часть реставрировали, поэтому его пришлось убрать на хранение. После этого элемент разместили не на фасаде, а в фойе первого этажа.

Википедия, где совсем краткие сведения по Ратуше, уточняет даты:
Первое здание ратуши возведено в 1597 году, когда городу было даровано Магдебургское право. Существующее барочное здание ратуши относится к 1775 году: тогда ратуша представляла собой двухэтажный корпус с башней над средней частью. В начале 1911 года был построен третий этаж здания.

В настоящее время здесь располагается Витебский краеведческий музей.
А на башне смотровая площадка, куда, видимо так и хотела поняться наша форумчанка TataBush. Оттуда такие виды, но чтобы подняться надо преодолеть немало вот таких ступеней.

Изображение

Интересный герб Витебска 1828 года.
А побольше фото со смотровой можно найти в этом отзыве:

Жаль было оставлять без комментариев второй скан TataBush
Изображение

Тут на карту попал Успенский соор, о котором тоже хочется дать хоть немного информации.

Успе́нский собо́р — православный храм в Витебске, кафедральный собор Витебской епархии Белорусского экзархата Русской православной церкви. Памятник архитектуры виленского барокко на Успенской горе. При постройке за образец взят храм Сан-Карло-аль-Корсо в Риме.

Первые документальные данные о существовании православной церкви Пресвятой Богородицы на Лысой (Пречистенской) горе, в месте слияния Витьбы и Западной Двины, относится к 1406 году. А уже к началу XV века появилась новоотстроенная церковь Успения Пресвятой Богородицы, и доминирующая высота в городе получила название Успенской горы.К тому времени церковь уже была одета камнем.

А вот откуда итальянский прототип:
В 1636 году сооружается новый Успенский храм, однако, через полвека он ветшает.

В 1743 г. было заложено кирпичное здание храма и монастыря. Автором проекта был итальянский зодчий Иосиф Фонтана.

Изображение

Если коротко: Построен в 1743—1777 годах как униатский храм. С 1799 года — православный собор. Взорван и разрушен до основания в 1936 году во время «безбожной пятилетки».

В 1949 г. на месте собора строится огромный цех завода заточных станков. Совершенное кощунство не принесло блага, завод пришел в упадок и прекратил свое существование еще при своих строителях. В 80-х годах здание было заброшено и только летом 1998 г. снесено.

Воссоздан в начале XXI века по инициативе православной церкви. Чин великого освящения собора 30 сентября 2011 года возглавил митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет (Вахромеев).

А таким запечатлел свой любимый Витебск Марк Шагал на картине "Серый дом"
Изображение

Ну а теперь мне действительное пора в отель, куда нас с нагулявшейся группой привезли ровно в 20-30, как и обещали.
Это отель "Ветрази", довольно далеко от центра и со мной там произошло маленькое приключение, скорее недоразумение. :?

Мне был положен одноместный номер, мне и дали ключ от такового на 4 этаже. Благо, что был лифт. Я поднялась со своим чемоданчиком, по пути увидела кулер на выходе из лифта, дошла до номера с приятным названием "Соловьиная роща" и открыла дверь.
Изображение
Увиденное с порога мне даже понравилось - гамма в тонах названия.
Дело в том, что прочитав заранее отзывы об этом отеле, я не ожидала комфорта - три звезды, мебель, писали, старая, приборы не все работают, завтрак простенький. А тут мебель явно довольно новая, но...что это на кровати?.. Покрывало как-то странно топорщилось на ней... С устатку я даже не сразу догадалась :?

И только увидев в ванной комнате полотенца на краю ванны, которые явно были использованы, я все поняла. Сразу сфотографировала следы пребывания кого-то иного, хотя во всем остальном номер был абсолютно чистым. Правда сейчас увидела и стакан на краю стола, и какую-то бумажку в неположенном месте. И отправилась снова на ресепшен, порадовавшись, что в отеле есть нормальный лифт.

Девочкам за стойкой просто показала фото, они сразу стали извиняться, тут же выдали ключ от другого номера там же на 4 этаже. Покраснев сказали, что видимо кого-то туда заселили ранее...

Новый номер назывался "Беловежская пуща" и по набору мебели почти не отличался от предыдущего, но был абсолютно убранным и в других тонах. Я просто перевезла свой чемоданчик, а ключ от прежнего неубранного отдала проходящей мимо женщине из нашей группы, которая спешила на заранее оплаченный ужин ( дополнительно к оплаченному туру 900 рублей) в ресторане отеля.

Я же разобрав вещи в довольно удобном номере, не очень уютном, но чистом и со всеми работающими приборами и даже совсем не обещанным в отзывах холодильничком, решила тоже поужинать.
Изображение

Стол накрыла своими припасами, чайничек тоже пригодился, хотя надо сказать, что во всех и ранее посещенных отелях в поездках от этой фирмы везде были кулеры с холодной и горячей водой. Но у меня как всегда, с собой было... Но не то, что вы могли бы подумать - все только к чаю :jokingly:

Больше я никуда не пошла, так как за окном была только парковка и водная гладь виднелась где-то далеко. А 630 км, которые мы проехали и обилие впечатлений, к прогулке явно не располагали.

Телевизор и все остальные приборы исправно работали, вай фай по паролю тоже был довольно шустрый, что позволило от души пообщаться с родными и подругами. Немного мешала музыка из ресторана, но вскоре она стихла.

Завтрак начинался в 7.30 и был континентальным - то есть с накрытием. Мне вполне хватило того, что нам подали официанты: омлет, сосиска, помидор, нарезка ветчины и сыра порционная, чай-кофе и по 2 оладушка каждому на тарелке с джемом. А вот один из наших водителей потом жаловался, что завтрак скудный. Но это как говорится, кому как. ;)

В 8.30 мы покидали этот отель с вещами и выехали на автобусе в сторону Минска. Проехать нам предстояло 290 км. Хорошо, что нас было всего 20 человек и в большом автобусе мы сидели по одному. :happy:

Итак, мы едем в экскурсионном автобусе с такими примерно пейзажами за окном.
Изображение

А направляемся мы в город Лепель, и гид Алена с хорошим знанием предмета рассказывает нам историю Белоруссии.

Если коротко:
История Белоруссии охватывает длительный период, начиная с заселения её территории человеком от 100 до 35 тысяч лет тому назад и заканчивая событиями современности.

С XIII по конец XVIII века территория современной Белоруссии входила в состав Великого княжества Литовского.

В 1796 году на присоединённых к Российской Империи территориях Речи Посполитой была образована Белорусская губерния с центром в Витебске. 25 марта 1918 года на части оккупированных Германией территорий бывшей Российской империи была провозглашена Белорусская Народная Республика, а 1 января 1919 года образована Советская Социалистическая Республика Белоруссия (ССРБ).

19 сентября 1991 года Белорусская Советская Социалистическая Республика провозгласила независимость и была переименована в Республику Беларусь.

Так нам рассказывали в школе и потом. А на экскурсиях в этой поездке , где было запланировано посещение Мирского и Несвижского замков дополнили все это информацией о том, что они и многие другие населенные пункты до 1939 года находились на территории так называемой Западной Белоруссии.

По результатам Рижского мирного договора 1921 года к Польше отходили территории Западной Белоруссии, находящиеся к востоку от линии Керзона, на которых преобладало белорусское население... и только на основании договора о разделе сфер влияния между Германией и СССР, 17 сентября 1939 года советские войска заняли территорию Западной Белоруссии.

А потом, как известно, была страшная Великая Отечественная война, когда всю территорию Белоруссии оккупировали немцы. И только летом 1944 года в ходе операции «Багратион» вся ее территория была освобождена.

На территории Белоруссии немецкими оккупантами было создано 287 концентрационных лагерей, в которых было уничтожено около 1,7 млн человек гражданского населения и советских военнопленных.

Тем временем мы проехали 110 км от Витебская и прибыли в городок Лепель.
Изображение

Ле́пель (белор. Лепель) — город на севере Беларуси, административный центр Лепельского района Витебской области.

Население — 17 106 человек (на 1 января 2024 года). Расположен на юго-восточном берегу Лепельского озера в 155 км от Минска и 110 км от Витебска. Через город протекают реки Улла и Эсса.

В X—XII веках лепельские земли входили в состав Полоцкого княжества, а позже — в состав Великого княжества Литовского.

Первые летописные упоминания о Лепеле относятся к 1439 году. Расположенный на пути «из варяг в греки», Лепель издревле имел стратегическое значение, которое и определило его многовековую историю.

Немного прервав рассказ об истории города, нас повели показать красивый и очень ухоженный костел Святого Казимира.

Изображение

Церковь Святого Казимира (белор. Касцёл Святога Казіміра) — католический храм в городе Лепель, Белоруссия. Относится к Лепельскому деканату Витебского диоцеза. Памятник архитектуры в стиле классицизм, построен в 1857—1876 годах.

Лепельский католический приход был основан в 1602 году, когда Лев Сапега повелел построить здесь католический храм. В 1604 году был освящён храм Святого Казимира, ставший одним из первых трёх католических храмов на Полоцкой земле. Церковь дважды горела, в 1799 и 1833 году, после второго пожара была заброшена...С 1857 по 1876 год шло строительство нового католического храма, он был построен в стиле классицизм по проекту архитектора Мачулевича.

В 1935 году храм был закрыт, а священник арестован. Здание поначалу стояло заброшенным, в 70-80 годы в нём был гараж и трансформаторная подстанция. Возвращён Церкви в 90-е гг. XX века. С 1993 г. в храме проходят регулярные богослужения, а в 1995 г. храм был заново освящён.

Принадлежит к типу двухбашенных трёхнефных базилик с поперечным трансептом. Объемы нефов, ризниц и рукавов трансепта образуют ступенчатую композицию. Боковые фасады расчлененный арочными оконными проемами. Нефы перекрыты цилиндрическими сводами на полукруглых арках.

До закрытия храма в интерьере храма выделялись росписи на стенах, в период закрытия они были утеряны, после возвращения храма церкви не восстанавливались. Утеряны были и старинные иконы «Воздвижение Святого Креста» и «Св. Казимир», а также барочные алтари.

Внутрь костела мы попасть не смогли, он был закрыт в это утро. Сфотографировали только скульптуру в красивом садике напротив костела.
Изображение

А мы тем временем, еще в Лепеле и нас ведут на площадь рядом с костелом, где есть такая галерея прямо на белоснежной стене.

Из истории этих мест.
Первые поселения древних людей на территории Лепельского района появились в эпоху мезолита (среднекаменного века).
Первые летописные упоминания о Лепеле относятся к 1439 году. В 1586 году земли, включающие в себя Лепель приобрёл Лев Сапега у Виленской католической кафедры и стал инициатором переноса всех важнейших архитектурных сооружений (замок, православная и католическая церкви), на другой берег реки. С тех пор Лепель начал своё новое развитие и не менял местонахождения, а о его первоначальном расположении напоминает лишь деревня Старый Лепель, которая сохранила прежнее название.

Не знаю точно, но видимо поэтому, на карте города стоит название Новы Лепель
Изображение
И несколько слов об основателе.

Лев Ива́нович Сапе́га (4 апреля 1557, Островно, Витебское воеводство — 7 июля 1633, Вильна) — государственный и военный деятель Великого княжества Литовского, дипломат и политический мыслитель, в 1585—1589 годах подканцлер литовский, в 1589—1623 годах канцлер великий литовский, с 1623 года виленский воевода, с 1625 года гетман великий литовский.

Происходил из магнатского рода Сапег герба «Лис». Старший сын старосты дорогичинского и подстаросты оршанского Ивана Ивановича Сапеги (ум. 1580) и Богданы Друцкой-Соколинской. Воспитывался в несвижском имении Николая Радзивилла Чёрного, который затем послал его учиться в Лейпцигский университет

Получается, что он в 29 лет приобрел эти земли, когда как раз был подканцлером. Не буду писать о его поддержке Лжедмитрия и прочих деяниях, так как это не имеет отношения к Лепелю. Зато он воспитывался в несвижском имении, куда мы еще поедем. :happy:

А пока нам показали его памятник на центральной площади и такое вот «Первое упоминание про Лепель»
Изображение

В новую историю Лепель вступил уже в качестве города, жители которого были наделены правом самоуправления. 5 апреля 1805 года по указу Александра I местечко Лепель получило статус уездного города Витебской губернии. В 1864 году в Лепеле была 1 часовня, 3 православных церкви, 1 деревянная католическая церковь, 4 синагоги, 2 завода, 38 кирпичных и 562 деревянных дома.

Лепель был оккупирован немцами с 3 июля 1941 года по 28 июня 1944 года. И вот тут интересную историю мне рассказала местная жительница, с которой я разговорилась, сидя на лавочке в их центральном парке.

К этому времени, я немного устала от пешеходной прогулки по местному парку , куда нас привела гид. День был пасмурный, собирался дождь, фонтан, о котором она немного поведала, не работал, группу она повела в сторону озера, а я решила их дождаться, сидя на скамейке.
Изображение

И местная женщина пенсионного возраста, сначала ответила на мои вопросы о том, как пожилым живется в их городке, сообщив, что пенсии у них хорошие, хватает не только на продукты, но и как, она выразилась, можно что-то откладывать. Очень хвалила лепельское мороженое, что потом подтвердила и наша гид.

А об окончании войны она мне рассказала следующее. Якобы, советским войскам удалось войти в тыл немцев со стороны Лепельского озера совершенно неожиданно, и благодаря этому город удалось освободить довольно быстро.

Гид этого ее рассказал мне потом не подтвердила, сказав, что у нее другие сведения.

В Лепеле еще имеются три православных храма, город имеет свой флаг и герб.
Изображение

А в Википедии есть еще упоминание о двух таких не разгаданных мною местах: Ведьмина роща и "Лепельский цмок" на берегу того самого озера, куда я не пошла с группой.

А мы после ее возвращения уже под накрапывающим дождем погрузились в наш автобус, сделали круг по центральной площади

и покинули этот небольшой уютный городок с утопающими в цветах частными домиками.

Наш путь был в сторону Минска, куда надо было проехать 155 км, а по пути на санитарной остановке мне еще предстояло, провести разъяснительную беседу. ;)

Итак, мы, покинув г.Лепель, продолжили свой 155 километровый путь в Минск. Примерно посредине у нас была санитарная остановка в таком вот замечательном месте.
Изображение

Кроме всего предусмотренного на этой остановке, я спросила мнение о начале поездки и проведенных экскурсиях у приятной петербургской супружеской пары. Мы мило побеседовали и затем я решила уточнить, не мешает ли им постоянный и довольно громкий разговор во время трассовой экскурсии двух молодых людей, сидящих во второй половине автобуса. Они переглянулись и только пожали плечами, но согласились, что говорят те действительно довольно громко и во время рассказа гида громко смеются.

Зная, как это неприятно для экскурсоводов, нетактично по отношению к ним, и кроме того, я сама из-за этого далеко не все хорошо слышала из рассказа гида Алены, я взялась поговорить с парнями.

Они сидели как раз вот в этой бревенчатой беседке и пили пиво. Мягко и осторожно я стала расспрашивать их - нравится ли им начало нашей поездки, и услышала от них, что оба они работают на заводе, были в отпуске, который уже подходил к концу, не знали чем заняться и один подбил другого отправиться в эту поездку.

Оба парня в возрасте примерно 25-28 лет, чувствуется не были особенно заинтересованы в расширении кругозора, поехали, как один из них сказал, просто проветриться и ... попить пива. Так вот откуда всю дорогу из той части автобуса слышался бесконечный звон бутылок. :oops:

Спокойным тоном я стала им рассказывать как сложно внимательно слушать рассказ гида, который был очень интересен всем остальным участникам группы, когда его все время перебивал их громкий смех и уже названное звяканье. Один из них похахатывая, сказал, что очень удивлен, второй явно смутился и вызвался еще раз сходить за пивом.

Оставшемуся со мной в беседке я еще рассказала, что окружающие довольно хорошо слышат и то, о чем они громко говорят между собой. И даже пересказала одну фразу. Но сразу отмечу, что матом они кажется все же не ругались в автобусе. Немного смутился от моей осведомленности и этот парень.

К этому моменту вернулся его друг, но в руках он нес не очередные бутылки с пивом, а ... мороженое. Сидевший рядом со мной стал возмущаться - зачем мол его притащил, когда он ждет пиво. Но первый смущенно что-то бормотал, что пиво заканчивается, что может и правда пока хватит.

Оставшийся без добавки любимого напитка, мороженое есть отказался и когда я продолжила воспитательную беседу по поводу их громкого общения во время трассовой экскурсии, вдруг протянул мне мороженое и сказал: "А вы угощайтесь". И с такой непосредственностью это было сказано, что я поколебавшись, все же его взяла, а деньги оба категорически отказались у меня брать.

Так что наша профилактическая беседа закончилась весьма мирно, а главное на всем пути до Минска во время рассказа гида больше не стоял с их мест хохот и звяканье бутылок. И как потом, оказалось, ребята на меня совсем не обиделись, даже подходили на остановках и показывали свои фото. Похоже, им просто в голову не приходило, что своим прежним поведением, они мешали другим.

А на этой замечательной остановке мы потом побывали еще раз по пути назад. Там прекрасное кафе внутри с такой вот террасой снаружи, ухоженная территория, и все в порядке с санитарным состоянием мест общего пользования. Так что рекомендую для тех, кто окажется на этой трассе.