3 октября 2024 года в Пикетном зале Зимнего дворца открылась выставка «Мастера нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии XVIII–XX веков из частных коллекций и собрания Государственного Эрмитажа».
Искусство нэцкэ – это уникальное явление культуры
Японии, зародившееся и получившее распространение в эпоху Эдо (1603–1868).
Нэцкэ представляют собой миниатюрную скульптуру со сквозным отверстием, через
которое пропускали шёлковый шнур и привязывали к фигурке любой предмет небольшого
веса. Изначально нэцкэ имело исключительно утилитарное назначение: служило противовесом,
удерживающим на поясе необходимые мелочи, например, коробочку для лекарств или
кисет с табаком, так как ни один из предметов традиционного мужского костюма в
Японии тогда не имел карманов.
Начинается выставка с образцов, не имеющих подписи, в
первой витрине выставлены вещи,
выполненные ранними великолепными мастерами. Образы поначалу заимствовали из Китая. Например,
вертикальная фигура «Длиннорукий-длинноногий» - это персонаж с китайского образца.
В какой-то мере это история подражаний. И при этом японские резчики всегда отходили
от прототипов и получалась живая и неповторимая фигурка.
Не брутальный, не мускулинный мастер Мицухару и его очаровательна скульптурка «Обезьяна
и черепаха» из слоновой кости с инкрустацией, выполненная во второй половине 18 века в Киото,
демонстрирует тонкость и хрупкость, выражение ее физиономии очень индивидуально,
немного комично и располагает к ней.
Основные центры резьбы
нэцкэ сформировались как в столичных, так и в провинциальных городах Японии:
Осака, Киото, Нагоя, Гифу, Цу, Вакаяма, Эдо и других. В произведениях
миниатюрной скульптуры каждого из них можно выделить свои особенности. В
регионе Камигата, объединяющем города Осака и Киото, нэцкэ отличало экономное
расходование слоновой кости. Композиция была фронтальной, так как
предполагалось, что фигурку видят только с её лицевой стороны, на поясе
владельца. Нэцкэ, созданные в провинции Ивами на юго-западе острова Хонсю,
отличались использованием доступного в здешних условиях кабаньего клыка и
редких пород древесины.
В восточной столице –
городе Эдо – самостоятельная школа резьбы нэцкэ сформировалась позднее, чем в
Киото и Осака. Для этого центра было свойственно изображение героев японской
литературы и бытовых сюжетов.
Самым распространённым
материалом для изготовления нэцкэ изначально была древесина: самшит, гамамелис,
кипарис, хурма, вишня и тис. На данной
выставке представлены деревянные фигурки, например нэцкэ «Собака, щенки и
старая шляпа» из провинции Исэ, или «Три дарума», Осака, 19 век.
Более дорогими
материалами считались чёрное дерево, палисандр и слоновая кость, так как они
ввозились в Японию из других стран.
Крайне редко можно
встретить произведения из коралла, янтаря, нефрита, агата, черепахового панциря.
Однако в последней витрине, среди изделий уже 20 века, представлены фигурка из
янтаря и даже черепашка-нэцкэ из золота.
Если говорить об их размере,
то тенденция такова: нэцкэ должно быть компактным и не иметь острых выступающих
деталей. До конца XVIII века предпочтение отдавалось формам до 8–11
сантиметров, а с начала XIX столетия фигурки преимущественно уменьшились в
размерах до 3–6 сантиметров.
В провинции Кии резчики
работали в своеобразной манере. Здесь
больше использовали дерево или клык кабана. Черное дерево шло на любимые сюжеты
– драконы, черепахи и лягушки, их качество
резьбы великолепное.
Прежний Эдо – это современный
Токио, восточная столица, нэцке там появилось позже и была создана своя школа
на бытовые сюжеты. «Обезьяна крысолов», например.
В витрине с нэцке из города
Хаката представлены, в том числе, работы Мацусита Отомицу, ироничного мастера,
изображавшего нэцкэ со своеобразными
физиономиями – широко улыбающимися лицами.
И очень интересна витрина
с масками, мастерски выполненными в форме нэцкэ. Где-то они повторяют
театральные маски, а например, маски демона
или ревнивой жены особенно выразительны.
Самая поздняя вещь на
выставке – прототип осьминог – 1974 года работа, свидетельствующая, что традиция
резчиков нэцкэ жива до сих пор.
На пресс-показе выставке
присутствовали и несколько коллекционеров, в частности Виктор Пузнянский и
Игорь Черемикин, которые рассказали об особенностях коллекционирования нэцкэ, о
том, как ждут они по несколько лет,
чтобы купить заинтересовавший их предмет. «Лучшее время – пока ты ждешь, когда
вещь станет твоей» – сказал один из них. По поводу экспертной оценки они уточнили,
что российские специалисты входят в пятерку лучших в мире.
Они также утверждают, что
ныне центр коллекционирования нэцкэ постепенно перетекает из американо-европейского
сообщества в Россию. И данная выставка
яркое тому свидетельство.
Выставка продлится до 19
января 2025 года.
P.S. Фильм "Каникулы Кроша" все 4 серии дегко открывается в интернете и смотрю его с большим интересом. Там показывают разные фигурки нэцкэ, в том числе и "Рисующий мальчик", о котором речь идет в фильме и находится она как раз в собрании Эрмитажа.
https://yandex.ru/video/touch/preview/2456704457941970773
Интересна и статья из интернета о фильме и о нэцкэ.
https://nikonova--alina-livejournal-com.turbopages.org/nikonova-alina.livejournal.com/s/984127.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий