Как всегда яркий, зажигательный премьерный спектакль подготовил в качестве подарка к Новому году для своих зрителей театр «Санктъ-Петербургъ Опера». На сей раз это опера Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок».
Поставленная как сатирическая сказка для взрослых и детей художественным руководителем и основателем театра Юрием Александровым эта последняя опера выдающегося русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная в 1907 году, стала венцом на «сказочную» тему.
Впервые эта опера
была представлена публике уже после смерти композитора в 1909 году в Москве. С
момента первой постановки и до сегодняшнего дня она остается очень популярной.
Особенностью
постановки именно в театре «Санктъ-Петербургъ Опера» является ее яркая
зрелищность, подчеркнутая изысканными декорациями и костюмами, созданными
народным художником России Вячеславом Окуневым.
Начинается спектакль с
прекрасной увертюры в исполнении оркестра под управлением дирижера Максима Валькова,
во время которой в зале появляется таинственный маг, в котором не сразу узнаешь
Звездочета как действующего лица пушкинской сказки.
Пока он обходит зал к чему-то прислушиваясь и приглядываясь, на
сцене идет заседание боярской думы, к которой царь Дадон обрашается за советом,
как уберечь царство
от нападения врагов. Но бояре предлагают ему погадать на бобах. Дальше лучше
процитировать пушкинский текст:
Вот он с просьбой о
помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу…
… с высокой спицы
Стал стеречь его
границы.
Этот прием в
спектакле решен прекрасно -
исполнительница этой роли высоко вознесена в окне, движется, исполняет свою
партию и горит золотом своего «оперения».
И тут как-то проскакивает
мимоходом фраза о том, что царь дает обещание Звездочету:
Волю
первую твою
Я исполню как свою…
Как известно, петушок
недолго позволил Дадону царствовать, лежа на боку – пришлось ему вслед за
погибшими сыновьями самому отправиться на восток, откуда царству угрожала опасность:
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
А по его ходу, когда
из шатра появляется Шамаханская царица, зрители в зале просто заворожены ее
красотой и прекрасным голосом, который струится как горный ручей во время
исполнения этой арии.
Как мы помним, по сюжету, Дадон обещает жениться на красавице, одетой уже в пурпурный наряд победительницы,
но по дороге к столице они встречают Звездочета, который
напоминает царю о данном когда-то им обещании и требует отдать ему Щамаханскую царицу.
Помнишь: за мою
услугу
Обещался мне как другу
Волю первую мою
Ты исполнить, как
свою».
Дадон пытается
образумить старого Звездочета, но тот упорствует. В ярости Дадон ударяет его
палицей по лбу, и Звездочет падает замертво. Шамаханская царица зло хихикает и
в этот момент раздается крик Золотого петушка: «Кири-ки-ку! В темя клюну
старику!».
«Сказка ложь, да в
ней намек!
Добрым молодцам урок»
- утверждал Пушкин.
А авторы спектакля решили сделать послесловие
к этим событиям иное. Прямо по декорациям побежали кадры документальной хроники,
где Леонид Брежнев правит в своем
застойном царстве, потом Борис Ельцин почему-то показан в раже танца во время
своей предвыборной кампании. Тут уж каждый волен выбирать, кто из тех правителей
царствовал, лежа на боку и кого Золотой
петушок клюнул в темечко.
Утверждают, что создатель
оперы Н.А. Римский-Корсаков писал ее после событий 1905 года, тоже, скорее
всего, имея ввиду определенную аналогию. Прекрасно сочетаются в его музыке
фольклорные мотивы и символизм той эпохи, яркое разнообразие мелодий и
атмосфера сказки с множеством зрелищных сцен.
Такая вот семейная
богатая костюмами и сценическими эффектами сказка, особенно подчеркнутая ярким
световым оформлением, в котором большая заслуга художника по свету Бориса
Карташева и видео-арт Георгия Савельева.
Ну и, безусловно,
прекрасные голоса певцов этого театра, где уже прошли с неизменным аншлагом две
премьеры 20 и 21 декабря.
Комментариев нет:
Отправить комментарий