В декабре этого года в Корпусе Бенуа Русского музея открылась первая за 30 лет ретроспективная юбилейная выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения».
Этого художника каждый из нас знает с детства, в основном по его широко известным былинно-сказочным полотнам, таким как «Аленушка» (1881, ГТГ), «Иван-Царевич на сером волке» (1889, ГТГ), «Ковер-самолет» (Нижегородский художественный музей), «Витязь на распутье» (1882, ГРМ). Все они, к радости любителей живописи, представлены на этой широкомасштабной выставке, которая объединяет около 120 произведений художника из ведущих российских музеев - это Русский музей и Третьяковская галерея, Дом-музей В. М. Васнецова и Вятский художественный музей, Нижегородский художественный музей и Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник В. Д. Поленова и Государственный музей истории религии, а также другие музейные и частные собрания.
«Многие из его достижений малодоступны ныне, есть разрушенный Варшавский
собор, недоступен Владимирский собор в Киеве, где были применены новаторские
методы, целостность, комплексность и стройность идейного смысла. Им было
создано около 400 эскизов для собора, чему он отдал 10 лет своей жизни.
Практически никогда не бывали в
экспозиции эскизы и картоны к росписям разных соборов, а они здесь представлены
– это те важные цели, которые достигает
наша выставка» – уточнил он. - Здесь целый ряд открытий и возможностей –
поставить Виктора Васнецова в контекст развития мирового искусства. Представлены также и живописные эксперименты
художника».
Более подробно о многих акцентах этой выставки рассказал ее
куратор, ведущий
научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – XXI вв. Сергей
Кривонденченков.
«Выставка построена большей частью по
тематическому принципу» - сказал он и начал
свой подробный рассказ для журналистов со знаменитой картины «Баян» (1910),
которая как и «Витязь на распутье» (1882) полна образов со знакомыми зрителям
символами.
Если рассматривать его творчество в контексте биографии этого художника, то надо отметить, что родился он 15 мая 1848 года в Кировской области в семье потомственного православного священника. Учился в Вятской духовной семинарии и брал уроки рисования. С благословения отца оставил семинарию на предпоследнем курсе и уехал в Санкт-Петербург для поступления в Императорскую Академию художеств. По окончании Академии ездил за границу, где, кстати, в Париже написал картину, представленную на данной выставке «Балаганы в Париже» (1877) .
По словам куратора, там это полотно большого успеха не
снискало, а в России он начал выставляться с 1869 года и позже стал членом Абрамцевского художественного кружка. Прекрасные картины на темы усадебной жизни
также представлены на выставке.
В 1870-х годах им было написано немало картин
на бытовые сюжеты, а следующее 10-летие стало особенно богатым на
былинно-историческое направление. Кроме уже названных это «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880).
В 1893 году Виктор Васнецов стал действительным членом Академии художеств. Из-под его кисти вышли такие известные полотна как «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889)
и занимающее ключевую позицию в центре средних залов большое полотно «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897), на которое его вдохновила сначала работа в Киеве, а потом театральное воплощение образа Ивана Грозного Федором Шаляпиным.
Уже к этому времени творческие планы художника были тесно связаны с религиозной темой: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
Зал,
где представлены эскизы этих работ и некоторые оригиналы оформлен в красных
тонах, что особенно подчеркивает главную тему религиозных сюжетов.
В целом, выставка произведений Виктора Васнецова прекрасно оформлена, причем не в монохромной гамме, а с переходом одного цвета в другой и увязыванием этих переходов с сюжетами картин. Так, в первых залах, где представлены былинные полотна, тон выгородок фисташково-зеленый под цвет травы на картинах.
Затем он переходит в насыщенно-синий, особенно, там где размещены знаменитая «Аленушка» (1881) и картина «Сирин и Алконост» (1896).Неожиданным
для многих может стать раздел выставки, посвященный написанным Васнецовым
портретам. Это портрет Елены Праховой, пианистки – его куратор выставки навал
лучшим.
Безусловно
хороши портреты и сына художника и его внука, также представленные на выставке.
Сам Васнецов отмечал, что он не писал портреты
для заработка, и особенно заметно, что все его портреты родных и знакомых наполнены
гармонией и свидетельствуют о высоком мастерстве.
Еще
более неожиданны его графические произведения, многие из которых представлены
впервые. Здесь есть как портреты, например, Крамского, так и жанровые сценки. А
еще он, оказывается, проектировал мебель и даже архитектурные сооружения, был
автором театральных костюмов и иллюстратором – все это подчеркивает незаурядные способности
этого разнопланового и чрезвычайно одаренного художника.
«Васнецовский
стиль – это узнаваемое отношение к изображению художником ликов святых и
условного фона. Это его особое стилистическое отношение к разным сюжетам и
темам. Здесь показаны знаковые вещи, которые дополняют друг друга» - эта оценка
специалиста Сергея Кривонденченкова дорогого стоит.
Главный
неф Владимирского собора, как известно, создавал как раз Виктором Васнецовым и на
выставка он прекрасно представлен
красивой инсталляцией в виде абсиды, а если смотреть в перспективе
нескольких залов, то с другой стороны установлен большой Крест-распятие. Его экспонируют
крайне редко, только в самом Музее религии выставляют. Это последняя работа
Виктора Васнецова, выполненная им всего за несколько дней до смерти.
Умер он 23 июля 1926 года в Москве,
где ныне есть его дом-музей, хорошо представленный в фильме, который демонстрируется
в последнем зале данной выставки.
Выставка
продлится до 23 июня 2025 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий